Запас на будущее Из дневника начальника уголовного

Георгий Лахтер
Последние месяцы в Ташкенте отмечен всплеск преступности. Особенно её тяжких видов.
      Нельзя сказать, что в городе насилуют или убивают на каждом шагу - нет, такую оценку аналитики вслух не произносили. Тем не менее криминал стал виден невооруженным глазом.
              Вот и сегодня, лишь забрезжил рассвет, мне домой позвонил дежурный РОВД.
              - Гостиница нас обрадовала трупом, - застрочил он хриплым голосом, - убивцу милиционер поймал.
             - Лечу туда,  - бросил я кратко.
 
           Поднявшись на третий этаж, я увидел несколько человек: администратора гостиницы, наряд отдела и моего зама, Карена Аршалуйсяна. Они толпились у двери с табличкой «355».
Я взглядом обвёл стандартный номер. В нём выделялась двуспальная тахта, на которой лежал истекающий кровью мужчина.
 Аршалуйсян негромко сказал:
- Пока установлено, что терпила, Музаффар Рузиев, житель Намангана, приехал по делам строительной фирмы «Глобус». Утром из его номера вышел гость. Он прятал лицо в поднятый ворот дублёнки. Это дежурная, естественно, усекла. Баба подошла к двери, стукнула. Не уловив ответа, глянула внутрь. Далее увидела тело Рузиева, бросилась в служебную каморку и позвонила вниз, милиционеру. Постовой громилу  нагнал.
- Ты фамилию мокрушника выяснил, - спросил я.
- Дадабаев Гайрат. Его персоной инспектора уже занялись. Они сейчас всё раскопают. Думаю, проблем у нас не возникнет, - ответил майор.

Но проблемы возникли. Да ещё какие!
 Аршалуйсян ступил в мой кабинет, смущенно поглаживая то лоб, то затылок.
- Дадабаев мокруху не признаёт, - сказал он, - твердит, мол, номер был незаперт. А увидев кровь, испугался и решил из гостиницы слинять. Задержанный, по-моему, не врёт.
- Что значит не врёт! - вспылил я. - Оперативник должен итог обосновывать, и  не верить голословному заявлению разбойника. Ты располагаешь фактами его невиновности?
- Нет, не располагаю. Лишь одна маленькая деталь свидетельствует в пользу Гайрата...
- Какая?
- Я ещё раз съездил в гостиницу, перепроверил показания этажницы Шматковой. Баба явно что-то путает.
- Ты хронометрировал время?
- Да. Чтобы пройти лестничный марш и сделать несколько шагов до середины холла гостиницы, Дадабаеву понадобилось тридцать секунд. В то же время Шматкова нам объясняет, читаю: «…я подошла к номеру 355, постучала. Не уловив ответа, глянула внутрь... рассмотрела истекающего кровью мужчину, охнула... подкралась к тахте, убедилась в его смерти. Бросилась в свой кабинет, набрала номер телефона, дождалась пока милиционер взял трубку, описала приметы...» По моим расчётам она затратила на беготню две минуты.
Карен распластал маршрут движения Шматковой и Дадабаева.
- За пару минут наш клиент успел бы не только покинуть отель, но и дойти, например, до многолюдной остановки автобуса.
Я просмотрел запись, в которой майор отразил каждый шаг интересующих нас людей.
- Если твоя раскладка верна, то истинный лиходей свалил из номера буквально перед появлением Дадабаева. Тогда как объяснить ляпсус Шматковой?
- Это нервная возбужденность. Впрочем, всё по местам расставит следственный эксперимент. Главное, стараниями женщины повязан человек, оказавшийся в номере с непонятной целью. Будь она менее ретива, сейчас я бы разыскивал именно Дадабаева.
- Что ты намерен делать? 
- Прокурор санкционировал арест Дадабаева на трое суток. Гайрата я посажу в оперативную камеру. В ней хандрит Яблоков. Он просит свидание с женой, а в обмен готов нам оказать любого рода услугу. Помочь сыщикам означает войти в доверие к сокамернику и вынюхать подробности гостиничной эпопеи.
Я против такой комбинации не возражал. Уголовное дело в отношении Яблокова было закончено, поэтому санкционировать встречу труда не доставляло.
Карен говорил убедительно:
- Яблоков отпахал на зоне тринадцать лет. Он легко расколет впервые арестованного Дадабаева и без нашего усилия.
- Рандеву с женой устроишь независимо от качества информации. Добрую волю зэка содействовать нам треба премировать, - заключил я.
   
И вновь убийство. И вновь плавающий в реке труп, шлюз, слякоть.
Опера вытянули тело из ледяного мессива и начали осматривать.
Глядя на здоровенного мужика, я подумал: «Ему лет сорок, азиат. Бицепсы накачаны, видимо, занимался спортом», - а вслух сказал:
- Что там у него на шее? 
Майор Бабаев откинул голову терпилы.
- Похоже, задушен удавкой. След глубокий... Вероятно, петлю набросили сзади. - Он расстегнул на трупе зимнее пальто, - браво, этот кавалер имеет личные документы!
Мы разом наклонились и увидели ламинированный квадрат бумаги, пристёгнутый к джемперу. 
Сыщик прочитал:
- Бадалов Анвар. Дежурный электрик.
Я сообразил:
- Он пахал в гостинице. Скорее всего, три дня назад бандит замочил не только Рузиева, но и Бадалова.
   
Февральское небо темнело. Вдруг на нас обрушилась лавина мокрого снега, заставившая опергруппу искать укрытие.
Спускаться вниз по раскисшей тропе мы не хотели. Инспектора облюбовали раскидистое дерево и, хотя голая крона не защищала от ненастья, припали к его  холодной коре.
Бабаев, зябко поёживаясь, сказал.
- Если Анвар гегемонил на интересующем нас объекте, то надо выяснить с кем он дружил, чем занимался вне смены, прослушать запись его телефонных переговоров.
- Катим в гостиницу, - ответил я, - там всё и обсудим.
 
Мы оккупировали роскошный кабинет директора гостиницы Владлена Юсупова. 
Щуплый тридцатилетний руководитель не «вписывался» в окружающий интерьер. Глубокие мягкие кресла, широкий диван, огромный стол, из-за которого едва торчала его репа, невольно вызывали улыбку.
Сдерживая эмоции, я сказал хозяину апартамента:
- Дай личное дело Бадалова. 
Юсупов откровенно растерялся. Перебирая дрожащей рукой кипу анкет, он безостановочно повторял:
-Что случилось? Кадровики знают автобиографию всех наших сотрудников и могут о них выдать всё, начиная с момента рождения. Что стряслось?
Пока я листал трудовую книжку электрика, Бабаев задал Владлену несколько вопросов.   
Молодой человек, наконец, уловил суть дела.
- Жену Анвара вы уже опрашивали. Её фамилия Шматкова, - изрёк он.
 
Выписав анкетные данные терпилы, Бабаев отправился наведать Шматкову. Она, должно быть, хотела нам сообщить какие-то факты, предшествовавшие исчезновению супруга. 
Кроме того, я алкал ещё одну версию проверить: Бадалов имел образование - окончил электромеханический техникум. Он учился три года и, как знать, мог среди студентов нажить злопыхателей. Я верил, что конфликты с его участием преподаватели помнят, и об этом расскажут инспектору. 

 Аршалуйсян заканчивал доверительный разговор с Яблоковым.
- Интересная хроника, - майор предложил зэку сигару, - всё идёт по-плану. Ты молодец.
Наш элементарный оперативный ход удался. В итоге мы получили ценную для нас информацию. Она открывала завесу не только над событиями, происходившими вне гостиницы, но и указывала на конкретного мэна - организатора убийства.
Яблоков быстро вызвал Гайрата на «душевный» разговор. А тот, в свою очередь, желая обрести совет матёрого зэка, раскрывался перед ним всё более.
Картина преступления вырисовалась на третий день их общения: четверо мужчин, артельно возглавляющие фирму «Глобус», решили отгрохать завод по выпуску прохладительных напитков. Собрав полмиллиона долларов, они вверили  капитал Рузиеву и оправили его в Ташкент. Музаффар должен был в восемь утра  вручить дипломат, набитый ассигнациями, помощнику какого-то министра.
На час раньше в отель проник Дадабаев. Он толкнул оказавшуюся незапертой дверь номера, увидел труп, оробел и хотел незаметно скрыться. Но в холле гостиницы его схватил постовой милиционер.
Такое объяснение меня не устраивало.
- Кто же тогда грохнул Музаффара, - спросил я рецидивиста, - для чего Дадабаев проник в номер,  зачем искал терпилу?
- Если пахнет деньгами, то цель одна - положить мани в свой кошель, - здраво рассудил Яблоков. - Но Гайрат не убивал, он застал курьера уже мёртвым... На Рузиева моего сокамерника навел Фаррух, совладелец фирмы...
Аршалуйсян протянул мне клок газеты. На нём виднелись едва различимые  цифры. 
- Когда Яблоков сказал, дескать его выпустят на свободу, Дадабаев нацарапал номер телефона Фарруха, - растолковал значение малявы Карен. - Этот Фаррух обязан выкупить задержанного из РОВД.
Я сунул рецидивисту мобильник:
- Звони! Дай понять Фарруху, что Дадабаев титулует его заказчиком преступления и грозится сдать ментам. Пусть вылетает в Ташкент.

         Я проанализировал обстановку и сказал Аршалуйсяну:
        - Нам сообщат каким транспортом Фаррух Латипов выедет из Намангана. Если самолётом, то в ташкентском аэропорту он наймёт мотор, если на авто - въедет сюда  через пост ГАИ № 2. Так или иначе возьми его под наблюдение. Мы должны знать куда  предприниматель устремится в первую очередь.
В мой кабинет зашёл Бабаев. Опер доложил, что супруга Анвара от фундаментального разговора уклонилась. Шматкова на вопрос: «Почему ты не бьёшь тревогу, ведь твой муж пропал без вести», - ответила, мол, этот кобель имеет ещё одну семью. Ловите его там. И ушла в себя.
Более значимыми оказались сведения, добытые капитаном Алиевым. Он пока я слушал Бабаева занял место на диване и ждал, когда ему предоставят слово.   
         Наконец, инспектор огласил круг друзей Анвара, дал характеристику системе  обучения в техникуме, упомянул фамилию преподавателя физической культуры, помогавшего Бадалову сдавать экзамены без труда.
Аршалуйсян сказал оперу:
- Повтори анкетные данные учителя. Внесу его фамилию в картотеку.
- Кулов Набихан Миленович, - ответил Алиев.   
Что-то припоминая, Карен сощурился.
- Фамилия, имя, отчество директора фирмы «Глобус» Кулов Султан Миленович. У них лишь имена разные... Они братья?
- Понятия не имею, - развёл руки сыщик. - Я ведь не знал фамилию хозяина   гешефта. А данные педагога отметил автоматически. Нас руководство учит всё услышанное записывать, авось пригодится.
- Выясни откуда этот человек родом, место жительства его родителей, братьев и так далее, - распорядился Карен.

12 февраля 1996 года мне запомнится на всю жизнь. В этот день оперативники раскрыли убийство и Рузиева, и Бадалова. Но суть истории, врезавшейся в мою память, удивляет не количеством раскрытых преступлений. Я «обессмертил» событие лишь потому, что за многолетнюю практику впервые столкнулся с курьёзным фактом изъятия вещдока.
 
Карен открыл набитый валютой дипломат и сказал:
- В аэропорту Латипов нанял такси. Автомобиль петлял по городу час. Когда он   остановился у дома тридцать массива Южный, из подъезда вышел молодой человек с коричневым дипломатом. Увидев его, Фаррух обалдел, потом схватил валявшийся кирпич, ударил мужика по башке, вырвал чемодан и пустился наутёк. Мы обоих задержали.
- Не пойму, - ответил я, прикинув на глаз количество стодолларовых ассигнаций, - здесь пятьсот тысяч! Кому они принадлежат?
- Пачему нэ пайму, - наигранно переспросил майор. - Фаррух признал свой дипломат по наклейке и сообразил, что вещь этот дядя украл.
           - У кого украл?
          Оперативник ещё более удивился и даже перестал жестикулировать.
         - Как у кого? Латипов завернул на фатеру Кулова. Педагог зелёные хранил дома!
        - С чего ты решил, что дипломат украден?
- Я осмотрел взломанную грабителем дверь.
Аршалуйсян действительно попал в уникальную, во многом забавную ситуацию: Фаррух ждал учителя, который должен был вернуться с работы. Именно в эти минуты домушник утянул кейс и выходил из подъезда многоэтажки. Латыпов мгновенно вещь опознал, трахнул бандита кирпичом, вырвал дипломат и побежал.
Оперативной группе явно сопутствовала удача. Стоило Фарруху задержаться в аэропорту на несколько секунд, он бы преступника не встретил. Тогда процесс поиска  убийцы мог растянуться на неопределенный срок.
 Карен облегчённо выдохнул:
- Теперь заказчик убийства известен. Это брат педагога, директор фирмы «Глобус» Султан Кулов.
Я кивнул:
- Аферюга засветился весьма оригинально. Ему в этом помог крадун. Вор преподнёс нам улики прямо на блюдце. Как деньги попали учителю? Загадки тут нет. Исполнителем убийства Кулов-младший «назначил» Бадалова. Электрик хлопнул Рузиева, аннектировал баксы, на улице сел в машину преподавателя. В салоне тачки  находился ещё один мужик. Он и затянул петлю на шее Анвара. Тело сообщники утопили, а дипломат схоронили в позже ограбленной квартире. Остаётся лишь выяснить роль Фарруха. Не верю, что Султан отрядил его дублировать манипуляции брата.
- Это прояснит сам директор. За ним я отправлюсь лично. - Карен вывалил полмиллиона баксов на дастархан и начал их слюнявить.
 
В Наманган и обратно Карен смотался за день. Триста километров автомобиль одолевает, учитывая горный ландшафт, за пять часов, а самолёт летит сорок минут. Опер избрал воздушный транспорт, поэтому вечером он уже допрашивал Султана  своём кабинете.
Хозяин фирмы не произвёл на меня впечатление «крепкого орешка». Кулов ёрзал, пыхтел, глядел на милиционера с животным страхом. Tакую категорию злодеев я не раз наблюдал и сделал вывод: шестидесятипятилетний мужик сперва будет элементарные факты отрицать. У него, как бы от волнения, защемит сердце, подскочит давление, разболится голова. Но он быстро запутается в собственной брехне и уловит, что розыскник не верит ни единому его слову. С этого момента диалог пойдет начистоту.
 
 Аршалуйсян положил мне на стол протокол допроса Кулова.
- Читать не рекомендую, - хохотнул он, - признание написано коряво, да и  грамматика отвратительная. Будет лучше, если результат я передам устно.
- Валяй, - кивнул я. - Напрягать зрение мне коновал табуировал, а его советы  необходимо выполнять. 
 Сыщик раскрыл блокнот, хотя имена, фамилии, даты помнил наизусть.
- Месяц назад Султан зарегистрировал фирму «Глобус», и объявил, мол, хочет выстроить цех розлива прохладительных напитков. Мужик он состоятельный, ввиду чего новость земляков не удивила. Чтобы затея выглядела капитально, делец сторговал в проектном институте неистребованный план типового завода. Позднее кликнул своих товарищей - Музаффара Рузиева, Фарруха Латипова, Вано Габуния и предложил им финансировать дело на выгодном условии. Старик аргументировал прибыльность гешефта, да так живо, что кенты выдали ему по сто двадцать пять тысяч баксов. Эти деньги Рузиев повёз в столицу якобы для одного министра, тот обещал крышевать фирму.
Едва Карен затянулся табачным дымом, я сказал:
- Нехилый проект. Минеральная вода, лимонад, фруктовые соки приносят огромный навар. Да и высокопоставленный чин - крыша надёжная. Пока в действиях Султана я криминала не улавливаю.
- Обманом пропитана каждая фраза дельца, - ответил сыщик. - Никакого  министра не было. И строить завод намерения тоже не было. Пенсионер хотел всего лишь вытянуть бабло из местных нуворишей, тюкнуть курьера, считай Рузиева, и овладеть деньгами. Свою гнусную цель он поведал младшему брату. Нищий физкультурник не раздумывал - подобрал киллера, известного нам Бадалова.
- Я не пойму роль Фарруха и Дадабаева. Они контролировали действия братьев?
- Среди четвёрки торгашей оказался не один, а двое мерзавцев. Латипов, независимо от директора, тоже мыслил кокнуть Рузиева и хапнуть пол-лимона.  Фаррух снарядил убийцу - Дадабаева, который утром проник в номер. Однако там уже побывал Анвар. Электрик, будь уверен, держал на шухере жену. Именно тогда Шматкова заметила удаляющегося человека. Она сообразила, что стрелку можно перевести на этого кавалера, и звякнула милиционеру. Но телефонировать дежурная поспешила, баба не знала о хронометраже времени, ключике, используемом детективами при раскрытии преступления.
 
Сопровождаемый конвоиром, арестованный Кулов увидел Аршалуйсяна, остановился и негромко рубанул:
- Мне накопленной валюты хватило бы на две человеческие жизни. Но я хотел сделать запас и на третью. За невиданную жадность Бог меня покарал.
    Не дожидаясь ответа, он пошлёпал в камеру.