В гостях у Богдо-гэгэна

Дмитрий Анатольевич Овчинников
Начало сентября в Монголии – самое замечательное время: летняя засушливая жара позади (тем более - весенние пыльные бури), а до начала суровых морозов еще больше месяца. И пока стоит погода наподобие нашего «бабьего лета»…

Шоссе бежит из центра Улан-Батора через длинный мост-путепровод, под которым видны многочисленные полосы окружной дороги. По одну сторону – многоэтажки, по другую – центральный стадион. Промелькнул мимо привычный поворот в сторону аэропорта. Впереди – широкая долина реки Толы, за ней – сопка Зайсан с мемориальным комплексом в честь воинов Великой Отечественной, а за сопкой начинается огромный горный массив Богдо-Улл. Дорога идет к местному сельскохозяйственному университету. Но, не доезжая до него, я в общении с местным таксистом меняю методично повторяющееся "чигэрэ" (монг. - "прямо") на однократное "барунтийшэ" (монг. - "направо") и тем самым как бы прошу его свернуть на парковочную площадку у двухэтажного старинного особняка, очень напоминающего наши русские купеческие…

Это резиденция-музей последнего государственного и религиозного дореволюционного правителя Монголии - Богдо-гэгэна VIII (Богдо-хана) (1869-1924 гг.).

Издали вижу чрезвычайно огромные разноцветные ворота, украшенные различными рисунками, причудливыми завитушками и фигурками. Как потом узнал, они называются Триумфальными и символизируют победу и обретение независимости от Китая. Но заходить на территорию надо не через них, а через калитку…
 
Уже потом мимо тех самых Триумфальных ворот проходишь к Летнему дворцу Богдо-гэгэна, который построен в 1893-1903 годах в китайском стиле. На самом деле это не один дворец, а семь буддийских храмов, представляющих собой  строения со своеобразными загнутыми кверху четырехскатными крышами, на гребне которых располагаются разные сказочные мифические скульптуры. Обхожу их один за другим… Внутри этих храмов – изображения и скульптуры божеств, религиозные книги, произведения шелковой живописи, музыкальные инструменты и ритуальные предметы…

Мой взгляд замер на подвешенном на нитях в китайской беседке огромном барабане, который размеренно раскачивался на слабом ветерке, слегка шевелящем немногочисленные деревья и кустарники. Тогда я почувствовал даже некоторое умиротворение…

Затем тропинка привела меня к входу в тот самый двухэтажный старинный дом, что мне поначалу напомнил русские купеческие. Это Зимний дворец Богдо-гэгэна (правда, дворцом его можно назвать только по сравнению с юртой), который  построен в 1903-1905 годах по проекту российских архитекторов. В нем Богдо-гэгэн VIII проводил зиму каждый год до своей смерти в 1924 году. Покои Богдо-хана и его супруги находились на втором этаже, обслуживающий персонал жил на первом.

Переходя из комнаты в комнату, видишь различную мебель, посуду, личные вещи… Среди всего этого - парадные и ритуальные одежды и головные уборы, письменные принадлежности, копии государственной и религиозной печатей, музыкальные шкатулки, зонты из павлиньих перьев и шелка, чучела животных, даже детская одежда и игрушки Богдо-гэгэна. Встречается много произведений религиозного искусства, картин. Представлены подарки российского императора Николая II. Особенно впечатляют троны Богдо-хана и его супруги, а также установленные внутри этого дома большая узорная обрядная юрта и личная карета…

Постепенно осмотрев все, направляюсь к выходу, а за моей спиной пожилой монгол в очках и одеянии ламы (местного монаха) сосредоточенно тихо бормочет: «Богдо… Богдо… Богдо…»

Сентябрь 2003 г., сентябрь 2012 г.