Мой Питер

Анна Герасимова
Санкт-Петербург встретил нас проливным дождём и совсем не летним холодом. Штормовое предупреждение», - сказал кто-то из встречающих. До ожидавшего нас такси мы добежали, вымокнув до нитки.
 
Несмотря на дождь стеной и низкое серое небо, нависшее над городом, я с интересом смотрела в окно, цепляясь взглядом за пробегающие мимо дома, спешащих под разноцветными зонтами прохожих.
 
К вечеру дождь прекратился и перед наступлением сумерек даже показалось солнце. Питерцы говорят, что для их города такая смена погоды – обычное явление. В течении дня дождь начинался и прекращался раз двадцать! Не такой дождь, к которому я привыкла в Хабаровске, а какой то их особенный, сыплющий с небес. Горожане, казалось, не обращают на него никакого внимания. Кто-то привычным движением набросил на голову капюшон, кто-то открыл зонт, а кто-то и вовсе не замечал рассеянных в воздухе капель. Похоже, по поводу моросящего дождика досадовали только туристы, чьи фотообъективы неизменно намокали, и сделанные кадры казались размытыми и словно затушеванными серой дымкой.

Прилетев в северную столицу из жаркого хабаровского лета, мы будто  окунулись в осень. Из чемоданов были немедленно извлечены тёплые водолазки и ветровки. Но что такое дождь и холод, когда перед тобой незнакомый город, таящий в себе столько всего нового и интересного?! Экскурсионная программа, предусмотренная туристическим туром, начиналась только в понедельник. Так что в нашем распоряжении было целых четыре дня.
 
Вооружившись картой Питера и схемой местного метрополитена, мы отправились осваивать город. Первое, что поразило меня – масштабность, грандиозность построек. Величественные старинные дома возвышались над нами, каждый – произведение архитектурного искусства. Даже самые простые казались монументальными, пропитанными историей. Проходя через прохладу многочисленных арок, мы попадали в просторные гулкие дворы, также дышащие стариной и вековым покоем. Широкие проспекты стремились куда-то вдаль, чистые и мокрые от дождя.
 
Метро очень глубокое, гораздо глубже, чем в Москве. Стены некоторых станций украшены мозаикой. Проносясь с бешенной скоростью в поезде, гадаешь, что сейчас над тобой: здания или огромная толща вод Невы…
 
Конечно, мы сразу же отправились на знаменитый Невский проспект.  После немноголюдного Московского, где располагалась наша гостиница, Невский напоминал оживленный муравейник. Потоки людей перетекали в броуновском движении. При ближайшем рассмотрении большинство из них оказались такими же туристами как и мы: с фотоаппаратами на шее, они сосредоточенно сверялись с картами и глазели по сторонам, разглядывая потрясающей красоты здания. Бесконечные кафэшки и ресторанчики сменялись многочисленными сувенирными лавками и бутиками. Отовсюду слышался говор на всех языках мира. Фотографируя дома, плотно прижавшиеся друг к другу, я на мгновение замерла, увидев выделявшееся здание «Зингер». Его фасад украшали огромные окна-витрины, мансардные окна, барельефы, декоративная лепка и бронзовые скульптуры. На крыше сиял огромный стеклянный  глобус. Не было ни одного туриста, который бы не сфотографировал этот шедевр архитектуры! В последующие дни мы видели много интереснейших и красивых зданий, но здание Зингера оказалось уникальным. Как оказалось, большую часть этого дома занимает огромный книжный магазин, где мы на час потерялись среди книг, написанных на всех языках мира.   

Грандиозная колоннада Казанского собора стала следующим культурным шоком этого дня. Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир, он строился целое десятилетие - с 1801 по 1811 год по проекту архитектора Андрея Воронихина для хранения чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Царствовавший в то время император Павел I пожелал, чтобы возводившийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания и стала возведённая перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Внутрь собора мы тогда так и не зашли, торопились увидеть Дворцовую площадь.

Очутившись на главной площади Северной столицы, я испытала примерно то же ощущение приобщения к великим местам, как когда-то при первом посещении Красной площади в Москве. Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге можно по праву назвать сердцем Северной столицы. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века. Это самое красивое здание Дворцовой площади. Оно занимает 9 гектаров земли и имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге, выше которого строить дома запрещалось под страхом сноса.
 
Площадь ограничена с одной стороны южным фасадом Зимнего дворца, с другой – огромным полукругом здания Главного Штаба. Между ними с площади открывается вид на Адмиралтейство, Александровский сад и начало Невского проспекта. Здание Главного Штаба и здание министерств, возведённые архитектором К. Росси, соединены между собой триумфальной аркой, символизирующей славу России.
 
В центре Дворцовой площади в 1834 году по проекту французского архитектора О. Монферрана была воздвигнута Александровская колонна, или "Александрийский столп" – памятник победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Своё название колонна получила в честь императора Александра I, во время царствования которого велась война с Наполеоном. Колонна является уникальным инженерным сооружением, она не имеет каких-либо креплений и держится за счёт собственного веса. Высота колонны составляет 47,5 метров, её венчает монументальная фигура ангела, символизирующая мир, сошедший на Европу после победы над Наполеоном. Рассказывая об этой колонне, наш экскурсовод добавила, что после установки этого уникального памятника многие жители Санкт-Петербурга объезжали площадь стороной, так как боялись, что сие сооружение упадёт на них. Но Александрийский столп и ныне возвышается посреди площади, храня память обо всех исторических событиях. Кстати, фашистские захватчики неоднократно пытались разрушить знаменитую Александровскую колонну, но ни один из вражеских снарядов, к счастью, так и не достиг цели.

Сколько за 10 дней пребывания в Санкт-Петербурге мы видели храмов и церквей, я даже не берусь сказать. И ни один из них не был похож на другие. На мой взгляд, храм Спас-на-Крови - красивейший собор Северной столицы. Пройти мимо него просто невозможно! Сейчас он является музеем и памятником русской архитектуры. Этот собор был возведен по указанию императора Александра III на том самом месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен его предшественник Александр II. Строительство длилось 24 года. И хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Санкт-Петербурга оно кажется игрушкой, сильно напоминая собор Василия Блаженного в Москве. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, которая поражает воображение и заставляет затаить дыхание. Историю собора мне пришлось подслушивать, пристроившись к чужой экскурсионной группе. Участь храма, как и большинства других в нашей стране, оказалась нелёгкой: несколько раз деятелями советской культуры «приговаривали» его к разборке. По иронии судьбы воплотить это варварское решение в жизнь помешала Великая Отечественная война. В годы блокады Ленинграда собор приспособили под морг, а после войны храм служил складом для декораций Малого оперного театра. Реставрационные работы начались в соборе Спас-на-Крови только в 1971 году. К тому времени он находился в жутком аварийном состоянии, и мастера-реставраторы воистину совершили чудо, возродив его из руин. Для посетителей этот уникальный памятник истории и архитекторы вновь открылся лишь в 1997 году.

Поразительным открытием стал для меня знаменитый Чижик-пыжик. Песенку о нём я научилась наигрывать одним пальцем на пианино ещё в детстве, но как выглядит памятник этой птахе – никогда не задумывалась. Прогуливаясь по Фонтанке, я, пожалуй, ожидала увидеть бронзовую фигуру чижика-пыжика рядом с небольшим фонтаном, струи которого наполняли бы рюмку героя народного фольклора. Но никакого фонтана не наблюдалось. Я уж было решила, что мы свернули куда-то не туда, и пока муж сверялся с картой, пошла к группе людей, столпившихся у набережной реки Фонтанки. Люди что-то увлечённо бросали в воду. «Кормят кого-то», - решила я и двинулась посмотреть, кого именно. Когда же я наконец увидела маленькую бронзовую пичугу на постаментике прямо над водой, на несколько секунд впала в оцепенение от удивления. Так вот он, оказывается, какой прославленный чижик-пыжик! Как потом рассказала экскурсовод, Чижик-пыжик - самый маленький памятник в Санкт-Петербурге. Его высота - всего 11 сантиметров, а вес – 5 килограммов. Его также называют самым воруемым памятником Северной столицы. Со времени установки скульптуры его крали семь раз, но петербуржцы помогали найти и возвратить птицу на Фонтанку. Говорят, последний раз его установили так, что унести Чижика можно только с вместе с набережной.

Отдыхая от центральных улиц, запруженных иностранными и российскими туристами, мы наслаждались тишиной и зеленью парков города, а их в Санкт-Петербурге очень много. Почти в каждом их них есть различные водоёмы, по зеркальной глади которых неспешна плавают утки. Петербуржцы спокойно проходят мимо, привыкнув к ним также как к голубям и воробьям. Я же, как истинная хабаровчанка, видевшая уток только на картинках или в виде чучел, поначалу фотографировала их везде, чем вызывала неподдельное изумление окружающих. Муж снисходительно посмеивался, терпеливо ожидая, когда же мне, наконец, надоест прыгать с фотоаппаратом вокруг водоёмов. Но вот перед ручными белками в парке культуры и отдыха на Елагином острове не устоял даже он! Не хуже белок мы вдвоём скакали по траве меж деревьев, пытаясь покормить припасёнными орехами маленьких рыжих грызунов с очаровательными пушистыми хвостами. Шустрые зверьки по большей части оказались не из пугливых и с удовольствием угощались лакомством прямо из рук, что приводило нас обоих в неописуемый восторг.

Надо сказать, что нам очень повезло с погодой. Несколько ненастных дней вскоре сменились настоящими жаркими солнечными, что для Петербурга большая редкость. Именно в это время мы посетили с экскурсиями загородные резиденции русских царей: Петергоф и Царское село.

К сказочной красоте Петродворца я была морально готова, так как ещё в детстве обожала рассматривать наборы открыток с изображениями великолепных фонтанов и дворцов Петергофа. Только теперь эта сказка ожила и предстала во всём своём блеске! Мы приехали как раз к торжественному запуску фонтанов в культурно-парковой зоне Нижнего парка. Под торжественную музыку и тысячи вспышек фотоаппаратов струи многочисленных фонтанов взметнулись ввысь, переливаясь и сверкая в солнечных лучах. Обойти весь Петергоф даже за целый день невозможно. Что уж говорить о нескольких часах, предусмотренных экскурсией! Поначалу слушая неторопливое повествование гида об истории этого изумительного места, вскоре мы забросили это занятие, решив, что всю интересующую информацию мы сможем без труда найти в Интернете. Сейчас же нужно было напитаться впечатлениями, увидеть собственными глазами как можно больше! Таким образом нам удалось обойти все фонтаны Нижнего сада; изрядно подмокнув, вдоволь наиграться с «шутихами», забраться в верхний сад и, конечно же, я не устояла перед соблазном подефилировать в платье 18-века! В таком наряде действительно чувствуешь себя царственной особой - императрицей всея Руси, не меньше!!! Спина распрямляется сама собой, подбородок гордо поднимается вверх, а в глазах появляется чуть презрительное выражение к снующим мимо туристам в маечках и джинсах. Покидать это дивное место совсем не хотелось, но нас ждал «Метеор», который за полчаса домчал нас по водам Финского залива прямо к пристани у Дворцовой площади.
 
Не успев «переварить» Петергоф, нам предстояло получить следующий культурный шок: Павловск и Екатерининский дворец в Царском селе.
 
Город Павловск – это один из знаменитых пригородов Петербурга, в которых располагаются прекрасные дворцово-парковые ансамбли. Он находится в 26 километрах к югу от Северной столицы. История этого прекрасного места началась в 1777 году, когда Екатерина II подарила своему сыну Павлу и его жене Марии Федоровне земли в долине реки Славянки. Дар этот был преподнесен им в связи с рождением их первого сына – будущего императора Александра I. Павловский дворец, по которому мы шли, затаив дыхание, строился под руководством любимого архитектора Екатерины II – Чарльза Камерона. Одновременно с дворцом Камерон создал в Павловске и пейзажный парк. В последствии многие знаменитые архитекторы принимали участие в создании художественного образа этого огромного по площади (600 га) роскошного парка. Большая часть экскурсии прошла под сводами Павловского дворца, где мы разглядывали великолепные интерьеры и слушали краткое жизнеописание его царственных обитателей. На парк времени оставалось не так много, но и этого хватило, чтобы отдохнуть душой на лоне природы, увидеть дуб-патриарх, останки которого сохранились с 18-го века.

Туризм - это действительно нелёгкий труд, как любила повторять руководитель нашей туристической группы. В этом мы с лихвой убедились в тот же день, помчавшись после Павловска в Царское село с посещением Большого Екатерининского Дворца.  Попасть туда оказалось делом нелёгким, так как желающих было так много, что даже экскурсионные группы выстроились в очередь, не говоря уж о простых стяжателях прекрасного, томящихся у золочёных ворот дворца. Выстроенный в стиле позднего барокко, этот один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга дворец является поистине шедевром искусства и архитектуры. Огромные залы, обилие золота и лепнины, роскошные предметы обихода и, конечно же знаменитая янтарная комната – пресыщение всем этим великолепием наступает очень быстро. Начинает казаться, что ты находишься в зазеркалье и всё вокруг тебе только снится…

Посещение загородных резиденций стоило нам огромных духовных и физических затрат. В гостиницу мы буквально приползли от усталости и полноты впечатлений, ноги гудели, голова отказывалась работать. Но оно того стоило!

Следующий день оказался не менее насыщенным – посещение Эрмитажа – крупнейшего художественного и культурно-исторического музея в мире. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Желающих попасть туда оказалось очень много: люди разных национальностей стояли, изучая путеводитель по музею, сидели на скамейках и прямо на траве, задумчиво ожидая своей очереди. Мы с группой попали в колыбель искусства быстро и, снарядившись наушниками, отправились вслед за гидом. Петляя по многочисленным залам, мы слушали историю наиболее известных произведений, перед одними останавливались, разглядывая и фотографируя, мимо других проходили, только успев бросить беглый  взгляд. Но то, что осмотреть коллекцию музея в один день невозможно, мы убедились очень быстро. По окончании экскурсии нам предоставили возможность походить по Эрмитажу самостоятельно, немного сориентировав по расположению залов. Пока я созерцала картины Рембранта, знакомые с детства по репродукциям из учебников, и с улыбкой вспоминала сочинения, написанные мною в школе именно по этим шедеврам, муж «поселился» в рыцарском зале. Вывести его оттуда оказалось непростой задачей, поскольку он с увлечением мальчишки разглядывал древние доспехи, оружие, особенно восхищаясь двуручными мечами. К полудню, окончательно выбившись из сил и «объевшись» эмоциями, мы решили покинуть музей.

Перед самым отъездом мы посетили одну из самых знаменитых достопримечательностей Санкт-Петербурга – Исаакиевский собор. По своим размерам  этот величественный храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Его высота составляет 101, 5 метра, длина и ширина — около 100 метров. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Собор настолько монументален и грандиозен, что рядом с ним действительно чувствуешь себя крошечной песчинкой мироздания. Сегодня Исаакиевский собор – это и один из самых посещаемых историко-художественных музеев мира, и действующий православный храм. Осмотрев внутреннее убранство собора, мы поднялись на колоннаду, откуда с высоты 43 метров перед нами открылась великолепная панорама Северной столицы России.

Город мы покидали с полной уверенностью, что обязательно приедем сюда снова. Ведь столько ещё нужно открыть для себя, увидеть, прикоснуться, надышаться! Жди нас, великий северный город, мы обязательно вернёмся!

Анна Герасимова,
г. Хабаровск 2012