Херсонес-5... Владимирская церковь

Галина Римская
 Nicolas de Angelis - Implora


О, тихий шёпот волн ночных, плывущих к побережью,
Свидетель наших  встреч – нежнейший ветерок,
Ты  мне достал звезду и положил у ног,
О, мой горячий, сильный, смелый, самый добрый, нежный…

Нас в церковь звёзды привели, скрепить союз навечно,
Одно желанье – вместе быть, дышать тобой.
Здесь таинство, что уготовано судьбой –
Венцы, вино из чаши… протяну тебе сердечко.

На этом месте – летописцы  нам не лгут –
В краю Тавриды, в землях южных Корсунь-Херсонеса
Ослепший князь Владимир первым был крещён.

Прозрел, и рать его крестилась, предадут
Языческих богов на поруганье,  и Велеса,
И Перуна… всё скроет колокольный звон...      

8.09.2012

         
******************************
Верхний левый угол коллажа – Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880-х)

http://www.day.kiev.ua/92185 Как происходило крещение Руси
Крестить Русь выпало Владимиру. После нескольких неудачных попыток реформировать местную славянскую религию он обратился к Христовому учению. В 988 г. князь Владимир сам принял новую веру в Херсонесе (Корсуне), затем крестил Киев и провозгласил христианство государственной религией. А после того Русь наконец равноправно влилась в общеевропейский Духовный Поток.

http://asher.ru/library/religen/christeningrus
Лаврентьевская летопись

Был же Владимир побежден похотью женскою, и вот какие были у него супруги: Рогнеда, которую посадил на Лыбеди <...>, от нее имел четырех сыновей: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и две дочери; от гречанки имел — Святополка; от чехини — Вышеслава; от другой — Святослава и Мстислава; а от болгарыни -Бориса и Глеба, а наложниц у него было 300 — в Вышгороде, 300 — в Белгороде и 200 на Берестове <...>. И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел спасение.
В год 6496 (988) пошел Владимир с войском на Корсунь, град греческий. <...> И послал к царям Василию и Константину, и так им передал: «Вот взял ваш город славный; слышал же то, что имеете сестру девою; если не отдадите ее за меня, то сотворю городу вашему (столице) то же, что и этому городу сотворил». И услышав это, они (Василий и Константин) опечалились, и послали ему весть, и так ответили: «Не пристало христианам выдавать жен за неверных. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное примешь, и с нами единоверен будешь».
<...> По божьему промыслу в это время разболелся Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что делать. И послала к нему царица (Анна) и передала: «Если хочешь избавиться от болезни сей, то крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего». Услышав, Владимир сказал: «Если воистину исполнится это, то поистине велик будет бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас прозрел он. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил бога: «Теперь узрел я бога истинного:»
Иоакимовская летопись
Древний текст в кн. Татищев В. Н. История Российская, 1т. М., 1963. Перевод  Б. Кресеня.
Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: «Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете». И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. <...> И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. <...> И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем.

        Где крестили князя Владимира?

   В 1805 году, четверть века спустя после присоединения Крыма к России, император Александр I подписал распоряжение «Об ограждении от разрушения древностей Тавриды и мерах по охране древних руин». В результате масштабы грабежей несколько уменьшились. Ещё через семнадцать лет дано было новое высочайшее распоряжение: «…всемерно щадить развалины древнего Херсонеса». К этому времени стало ясно, что в «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец, рассказывая о принятии христианства на Руси, указал и место крещения князя Владимира: «посреди града, где собираются корсунцы на торг». Памятуя, что во времена князя Корсунью называли Херсонес Таврический, многие не сомневались, что судьбоносное для Руси событие произошло именно на Херсонесском мысу, под Севастополем.
   
            Судьба Владимирского храма

   2 июня 1859 года Александр II утвердил проект Д.;И.Гримма и разрешил продолжить начатый до войны сбор средств на строительство храма в Херсонесе. Для ускорения и удешевления работ было предписано брать камень на строительство из разрушенных зданий лежавшего в руинах Севастополя – многие из этих каменных блоков были взяты сто лет назад из херсонесских раскопок и вот теперь возвращались на своё место.
   В 1860 году началась подготовка к закладке фундамента. Однако на плане местности, выделенной под застройку, не было указано, где именно находилась купель. Начинать строительство, не зная его центра, не имело смысла. Все колебания и сомнения разрешил один из членов комиссии, чья подпись стоит под планом – тогдашний настоятель Херсонесской обители отец Евгений (Отмарштейн). На месте, где была обозначена та самая квадратная яма и вырубленные рядом с нею могилы, раскопанные Крузе, он нарисовал квадратик, а под ним написал: «Водоём». Впоследствии над этим местом установили памятный знак, признав тем самым «водоём» символической купелью, в которой крестили князя Владимира.
   18 марта 1861 года российский император утвердил «Определение Священного Синода» о придании Херсонесскому монастырю статуса первоклассного и соответствующего штата. Обители предписывалось окормлять будущий Владимирский собор. Четыре месяца спустя – 23 августа 1861 года состоялась торжественная церемония закладки собора с участием императорской четы. После молебна Александр II и императрица Мария Александровна уложили на первые каменные блоки золотые десятирублёвые монеты и замуровали медную доску с указанием духовных и светских лиц, принимавших участие в церемонии. По возвращении в Петербург царь пожертвовал на строительство храма 1000 рублей и повелел выделить для отливки соборного колокола 111 пудов меди. Судьба этой меди и поныне остаётся неизвестной. Нет сведений о том, что колокол хотя бы пытались отлить. Скорее всего, пуды этой меди существенно «поправили» материальное положение каких-то столичных чиновников.
   20 декабря 1876 года приёмочная комиссия подписала акт, что «все оконченные работы по возведению храма вчерне исполнены из материалов превосходного качества, правильно, тщательно и прочно… так что исполнение постройки не оставляет желать лучшего и может считаться образцовым как в техническом, так и в художественном отношениях…».
   Между тем приближалась новая война. Восстания на Балканах вызвали в России мощную волну поддержки братьев славян, почти пять столетий изнывавших под османским игом. 24 апреля 1877 года Россия объявила Турции войну. В Севастополе, памятуя горький урок Крымской войны, все силы и средства бросили на возведение надёжных оборонительных укреплений. Меры оказались своевременными и эффективными. За всю скоротечную войну (мирный договор подписан в Сан-Стефано 3 марта 1878 года) турецкие войска не предприняли ни одной попытки атаковать мощные севастопольские укрепления.
   …А Владимирский собор, уже построенный, так и стоял без внутренней отделки. В декабре 1879 года ураган, разыгравшийся в районе Херсонеса, сорвал и разметал на куски огромную цинковую крышу собора, и вместо внутренней отделки пришлось заняться капитальным ремонтом…
   1 марта 1881 года от смертельного ранения бомбой народовольца-террориста, разорвавшейся на набережной Екатерининского канала, скончался император Александр II.Новый император посетил Херсонес лишь через семь лет, накануне 900 летия Крещения Руси. Осмотрев собор, царь повелел приступить к внутренней отделке и росписи храма. Полностью работы завершились только к 1894 году.
   Крестовокупольный двухъярусный храм, построенный в классическом византийском стиле, поражал размерами (одновременно мог вместить до 1000 человек), великолепием отделки и убранства.
   Дальнейшая судьба уникального сооружения трудна и драматична. В 1924 году Херсонесский монастырь ликвидировали, храм закрыли, церковное имущество передали в фонды археологического музея. Собор ветшал. Через пролом и разбитые окна дожди и снег разрушали настенную живопись. Во время Великой Отечественной войны в купол попал крупнокалиберный снаряд и частично разрушил стены барабана. Немецкие оккупанты, заняв Севастополь, на центральном городище Херсонеса развернули госпиталь и разместили автобатальон. В соборе устроили склад. Собрали неэвакуированные ценности и, упаковав их в ящики с пышной готической надписью на крышках «Покорителю Крыма фельдмаршалу барону фон Манштейну», подготовили к отправке. К счастью, не покинувший Херсонеса главный хранитель музея Александр Кузьмич Тахтай ухитрился спасти ценности… Отступая в 1944 году, фашисты взорвали святыню, нанеся собору смертельный удар…
    Не очень верили в возрождение его и городские чиновники, и специалисты-строители, и даже представители духовенства. А потому после обследования руин специально созданной комиссией, вынесшей жёсткий вердикт: «Не подлежит восстановлению и должен быть разобран», последовало указание – каменные блоки храма использовать для восстановления лежащего в руинах Севастополя…
   Севастопольская общественность и верующие обратились к властям с просьбой не трогать руины храма. Уничтожению собора воспротивились и военные гидрографы, официально заявив, что «…даже разрушенный храм продолжает служить кораблям надёжным морским ориентиром на подходах к Севастопольскому рейду». К чести руководителей города, разум возобладал, выводы комиссии остались на бумаге, а указание не реализованным.
   В конце 1980 х годов сотрудники киевского института «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Ивановича Осадчего разработали проект полной реставрации собора с восстановлением не только внешнего облика, но и интерьеров верхнего и нижнего храмов. Тогда-то и появился рядом с руинами упомянутый мной строительный кран. Но вскоре грянула новая беда: распался Советский Союз – брызнув суверенитетами, в разные стороны разлетелись бывшие братские республики. Финансирование прекратилось. Стройка замерла, рядом с руинами остался ржавеющий подъёмный кран. Заготовленные блоки со временем покрылись плесенью, а на месте стройплощадки бурно разросся чертополох – признак запустения и немоты.
   Казалось, уже ничто не может вернуть к жизни бездыханные руины. Но невероятное случилось. В ознаменование 2000 летия Рождества Христова кабинет министров теперь уже суверенной Украины принял в 1997 году специальное постановление о восстановлении главных православных святынь, в том числе и Владимирского собора в Херсонесе. Все работы с момента закладки первого камня до освящения собора велись под патронатом Президента Украины Леонида Кучмы и его супруги Людмилы.
   Ещё через два с половиной года (28 августа 2001 года) в присутствии президентов Украины и России – Леонида Кучмы и Владимира Путина митрополит Киевский и всея Украины Владимир, владыка Лазарь и другие иерархи Православной Церкви совершают чин освящения и воздвижения почти трёхметрового золочёного креста на купол восстановленного здания собора.
   Торжества по случаю освящения полностью восстановленного собора состоялись 3 апреля 2004 года, а неделю спустя в нём прошло первое Пасхальное богослужение.