С. Холл. Блаженны кроткие

Инквизитор Эйзенхорн 2
БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ
С.Холл (1968)

 
Давая краткий обзор христианского восприятия земли, мы должны проследить тесную связь между этим отношением и смыслом Царства Небесного. Обратим внимание на Мтф.5.4: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». В недавних толкованиях этого блажества есть три проблемы, влияющих на понимание стиха: кто такие «кроткие» и относятся ли они к беднейшим слоям населения; что значит наследовать землю и как это связано с Царством Небесным в Мтф.5.3.
Различные комментарии более или менее принимают во внимание эти проблемы. Ж.Дюпон суммирует первые две проблемы в связи с первым блаженством в книге «Блаженства: литературная проблема» (1958). Обетование Иисуса кротким, что они наследуют землю, взято из Пс.37.11 (греческая версия псалма идентична словам Евангелия). В иврите нищие духом и кроткие  этимологически и графически почти одно и то же, поэтому второе блаженство по сути повторяет первое. Кумранские тексты не оставляют сомнений в том, что нищие духом (анавим) может означать также кротких. Т.Х.Гастер отмечает наличие среди текстов Мертвого моря мидраша на Пс.37, показывающего, что в арамейском языке ранней палестинской Церкви понятие анавим использовалось в смысле «аскеты» (англ. пер. текстов Мертвого моря, 1956). Таким образом, эти два слова, различающиеся по-гречески, тождественны в ивритском оригинале, а два стиха параллельны друг другу: нищим и кротким обещаны сначала Царство Небесное, а потом земля. Этот последний момент правильно отметил Дж. Фентон в своем комментарии на Матфея (Евангельские комментарии Пеликан, 1963). Большинство комментаторов подчеркивают первый параллелизм, однако существует проблема последовательности текстов в ранних рукописях. Как это тщательно объясняет Дюпон, это в основном вопрос языка, ибо фундаментальные соотношения в иврите не было очевидными для греческих переписчиков. Для них логичнее было бы написать просто «бедные» и таким образом объединить «кротких» с теми, кто жаждет правды и нуждается в милосердии.
Дэвид Флуссер, профессор сравнительного религиоведения в Еврейском университете Иерусалима, анализирует Мтф.5.3-5 в свете кумранских текстов (IsraеlStudiesJournal 1960 №10). Более чем вероятно, что Матфей верно сохраняет высказывания Иисуса, тогда как Лк.6.20 является сокращенной версией. Первые три блаженства у Матфея раскрывают сложную сеть библейских реминисценций и мидрашей: нищие духом (понятие, основанное на Ис.66.2) сочетается с кроткими Пс.37.11; слова этого стиха, образующие блаженство «они наследуют землю», интерпретируются в мидраше наряду с тем, что их есть Царство Небесное; нищие духом в Мтф.5.3 и кроткие Пс.37.11 идентичны со смиренными в Ис.61.1 и, следовательно, пророчество об утешении плачущих в Ис.61.2 становится третьим блаженством.
До обнаружения рукописей Мертвого моря скрытые параллели к этим стихам были очевидны в таннаитском мидраше в Мехилте: «Но Моисей вступил во мрак» (Исх.18.9). Что принесло это ему? Его кротость. За верность и кротость Он избрал его из всякой плоти и заставил услышать глас Божий, и путь он приблизится к этой мгле. Ибо сказано: Моисей же был человек кротчайший (Чис.12.3). Писание говорит, что с тем, кто кроток, Шхина обитает на земле, как сказано: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, Вечно Живующий, Чье имя свято: Я живу в святости на высотах, и обитаю с теми, кто сокрушен и смирен духом» (Ис.57.15). И также сказано: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать кротким» (Ис.61.1). И также сказано: «Ибо все это соделала рука Моя… И на кого Я призрю – на тех, кто нищ и сокрушен духом» (Ис.66.2). И также сказано: «Жертва Богу дух сокрушенный, сокрушенного сердца Ты не презришь, Боже» (Пс.50.17)». Есть короткая параллель к этому и в Вавилонском Талмуде: «Р.Йоханан сказал: Святой, благословен Он, Провидением Своим почиет на том, кто мудр и кроток и потому силен, и это сказано о Моисее» (Недарим 38а).
Возможно, это словоупотребление относится и к Екклесиасту. Мидраш комбирирует Ис.61.1 и 66.2, и равно в Мтф.5.3-5 Иисус говорит о том, что кротость есть качество, к которому благоволит Бог, уделяя кротким Шхину с Духом Своим, и Он близок к смиренным, сокрушенным и бедным в Своем присутствии.
Свиток Благодарения (Hodayot 18.14-15) помещает эти же три качества рядом, и в этом смысл всей его картины мира. Нищие духом – это титул, который кумраниты применяют к себе, и как у них, так и в Евангелиях кротким и бедным дается благословение Божие. Иисус и сообщество Мертвого моря видели в добровольной бедности путь ко спасению: это эсхатологическая группа анавим, которой будет дано Царство Небесное. Флуссеру нетрудно прийти к заключению, что  существует историческая связь между Иисусом и сектой Кумрана. Эта связь между началом Нагорной проповеди и учением подобных сообществ должна была быть ясна для всех, кто слышал слова Иисуса. Вполне вероятно, что, начиная Сваою проповедь, Иисус намеренно ссылался на учение этой секты, чтобы подчеркнуть точки соприкосновения Своей вести и радикальных социальных требований Кумрана, обетования спасения бедным, угнетенным и гонимым.
Эсхатологическое Царство Небесное понимается в еврейской мысли в целом как будущий мир, свободный от пятен греха и страдания. Первоначально оно не отождествлялось с мессианской идеей, но позже слилось с ней до утраты всякого различия между ними. Верующие Кумрана заявляли, что, присоединившись к ним в добровольной бедности, можно стать членом сообщества избранных, которым суждено наследовать Царство Небесное, которое очень близко, и они видели себя как активных участников прихода этого Царства. В отличие от этих острых апокалиптических настроений сектантских кругов фарисеи считали, что они все еще живут в олам хазэ, в этой, нынешней мировой эпохе (хотя понятие олам изначально означало эпоху, позже оно приобрело и пространственное значение).  Олам Хаба, Грядущий мир или Царство Божие, отличается по своей сути от концепции небес или рая как места упокоения блаженных душ до прихода Царства. В талмудической литературе эта концепция расплывчата и неоднозначна. Во многих случаях Олам Хаба – это то же, что дни Мессии, но в других эта эпоха отличается от мессианской. Царствованию Мессии предшествуют мессианские муки рождения, эсхатологические войны, которые еще принадлежат олам хазэ, но Царство Небесное следует за всем этим. После окончания мессианской эры наступит общее воскресение мертвых, а затем великий суд над всеми людьми и создание нового творения, очищенного от всякой неправды. В талмудической литературе политическое и социальное избавление Израиля и народов считается предпоследней, а не конечной целью истории. Концепция Олам Хаба соединяет окончательное совершенство мира с радикальной трансформацией всего космоса.
Точный смысл эсхатологической надежды кумранской общины проясняется в ее мидраше на Пс.37.11, который, по Флуссеру, означает наследование земли во вполне материальном и политическм смысле. Хорошо известно, что кумраниты стремились захватить власть над всей Землей Израиля и, в частности, возглавить Храм. Однако мудрецы Мишны уже понимали это обетование так же, как Иисус – что земля символизирует будущее Царство: «Весь Израиль имеет долю в грядущем мире, ибо сказано: «и весь народ твой будет праведным, навеки унаследует землю» (Ис.60.21, Санхедрин 10.1). Апокалиптическая Книга Еноха указывает на то же самое: «А избранным свет, радость и мир, ибо они наследуют землю, но нечестивым это не дано, ибо на них ляжет проклятие» (5.7).
Р.С.Ленски (Американская Лютеранская конференция) замечает, что далеко не парадоксально, что кроткие и нищие наследуют землю. Но он настаивает на буквальном характере этого обетования. Иисус не говорит о новой земле, хотя многие считают Его слова указанием на Откр.21.1. Идея, что в Пс.37 земля Израиля – это лишь средство и, таким образом, в проповеди Иисуса речь идет о небесной стране – это натяжка, ибо у Него нет разницы такого рода. В поддержку этой точки зрения Ленски отмечает мнение Лютера и Хемница, согласно которым (в лекциях по Евангелию от Матфея) это блаженство допускает обещание благоденствия на земле.   
В отличие от этого П.Бенуа (Библейская школа в Иерусалиме) утверждает, что земля Израиля обещана бессильным, слабым, угнетенныс, которые с покорностью и смирением переносят свое состояние, и согласно цитированию Пс.37 в словах Иисуса это метафора Царства Божия («Евангелие от Матфея, 2-е франц. изд.1961). Аналогична интерпретация А.Джонса в «Католическом комментарии к Священному Писанию» (1951), согласно которой награда первоначально рассматривалась как процветание в своей земле, но в контексте Нагорной проповеди как духовного обетования Царства Небесного (5.3) или видения Бога (5.8) «обетование нашего Господа… вряд ли предполагает политический успех». Р.Нокс в своем «Комментарии к Новому Завету» (1953) не считает наследование земли необходимым:  «Блаженства являются новым набором ценностей, которые несет приближение Царства Божия, то есть Церкви. Нищие духом – это отношение зависимости от Бога и отрешенности от земных нужд».
В комментарии Дюпона смысл обетования в Пс.37.11 не имеет большего значения для понимания наследования земли, ибо очевидно, что в Нагорной проповеди это не вопрос о наследии страны Израиля или любой другой территории. Также Иисус не обещает моральное завоевание земли, или то, что проявления кротости обеспечат влияние или успех на земле. Обетование Иисуса здесь, как и в других блаженствах, может быть понято только как обетование Царства Небесного. Таким обрпзом, наследие ожидает христиан с концом этого мира. Вместо того, чтобы наследовать землю, им предпочтительнее наследовать Царство Божие или жизнь вечную. Обетование кротким есть лишь иное выражение эсхатологической надежды обрести Царство, которое будет принадлежать детям Божиим, видящим Бога. Ф.В.Уилсон в «Комментарии на Евангелие от Матфея» (1960) проводит контраст между Пс.37.11 и текстом Матфея. Псалмопевец говорит о наследовании земли обетованной, «хотя установка веры и поклонения Богу не отсутствует». Но в Евангелии от Матфея эта фраза есть образ: кроткие войдут в Царство как народ Божий и будут иметь все привилегии общения с Богом.   
 «Толкование Библии для переводчиков» (1951) дает более расплывчатый смысл наследования земли: «бедные наследуют землю, когда она будет восстановлена в мессианском веке». Г.А.Баттрик в своей экспозиции на Мтф.5.4 замечает, что смирение получает удивительную награду: наследование земли детьми Божиими. Таким образом, Бог дарует землю Своим детям, которым Он уделил Своего Духа, и этот дар наследуют только смиренные. По этому суду Божию кроткие наследуют землю не только на далеких небесах, но в Духе на самом деле. В комментарии Дж.Фентона владение землей подразумевается под наследованием Царства Небесного. Нищие и кроткие будут поставлены Богом как правители над землей. В поддержку этого Фентон ссылается на Мтф.25.21-23: «Над многим тебя поставлю», и 24.47: «Он поставил его над всем имением своим». Вот награда, что Христос дает Своим ученикам, которым предстоит разделить с Ним правление над миром.
А.Колунга считает, что обещание кротким наследовать землю следует рассматривать на фоне Пятикнижия, в котором речь идет о Земле обетованной, где Бог пребывает со Своим народом. В определенном смысле к этой интерпретации подходит и Х.Троадес во французской работе «Евангелие от Матфея» (1963). Кротость – это то же качество, что и нищета духа, но если первая обращена к Богу и позволяет наследовать Царство Небесное, то вторая обращена к ближнему и дает наследовать землю. Обетованная земля является символом мессианского Царства, новой земли (Откр.21.1). Авраам полусил обетование земли за свою кротость при ее разделе.
«И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. []И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;
[]не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. []Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; [] и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга…[][] И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; []ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, []и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; []встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее» (Быт.13.7-11,14-17)

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn