Противостояние

Андрей Лесняк
События последних двух лет были испытанием для нашего гражданского общества. Выступление молодежи на Манежной площади, массовые оппозиционные митинги на Болотной,  «белоленточное» движение, ОккупайАбай, трагедия в Крымске и сопровождавшая всё это борьба оппозиционеров и охранителей в социальных сетях. Общество поляризуется, разделяясь визуально на два лагеря. Но есть еще и другой вектор развития, который всё громче заявляет о себе и который грозит сместить акценты в делении общества на политические лагеря.  Речь о религиозном противостоянии.
Процесс Pussy Riot и последовавшие за ним события, такие, как "война маек" и спиливание крестов, обнажили противостояние между двумя группами – верующими и теми, кого принято именовать либералами. Теми, кто выступает против Русской православной церкви в частности и против православия вообще. Многими СМИ это преподносится как выступление интеллигенции против клерикализма и мракобесия. Но так ли это? Вполне очевидно нагнетаемое сверху противостояние общества с РПЦ выглядит подозрительно. Кто-то еще сомневается, что все дело с Pussy Riot изначально спланировано и осуществлено властью с целью вызвать те события, которые вызвали?
Конечно, тут много пространства для всякого рода конспирологии: компрометация оппозиции, раскол общегражданского протестного лагеря. В принципе, таких версий добавить можно еще несколько. Налицо попытка отвлечь народ от более насущных проблем, чем межконфессиональные разборки, проще говоря, перевести стрелки с самой власти на церковь. Мол, подумаешь, кризис, подумаешь, самолеты падают, пароходы тонут. Подумаешь, коррупция изъела чиновничий аппарат до дыр. Подумаешь, терроризм. Подумаешь, наводнение кого-то там смыло. Главное, что враг не дремлет и хочет осквернить святыни нашего народа, плюнуть в тысячелетнюю христианскую культуру, на которой стояла, стоит и стоять будет наша великая страна. А для противоположной стороны - смотрите, попы-то совсем обнаглели, последние свободы у нас отнять хотят, правильно их советская власть стреляла, пора повторить типа, даешь бассейн "Москва!"
Ну, это обычный прием, который еще называется "нам нужна маленькая победоносная война". Только война одной части общества с другим. Гражданская. Пока, по счастью, холодная. Зато центр гражданского противостояния, возможно, СМЕСТИТСЯ из плоскости "НАРОД ПРОТИВ КОРРУМПИРОВАННОЙ НЕЛЕГИТИМНОЙ ВЛАСТИ" в "народ против кощунников, разрушающих основы нашего общества на деньги Госдепа" и "народ против тоталитарной секты РПЦ".  Власть хочет использовать Церковь как живой щит, и у неё это прекрасно получается.  Потому что Церковь позволяет это делать. Какова же причина, по которой это происходит?
Имя этой причине – сергианство.  Политика сотрудничества Русской православной церкви с  властью большевиков, начатая митрополитом Сергием Страгородским. 29 июля 1927 года занявший в результате обмана должность заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) издал Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нём Патриаршего Священного Синода «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти». Таким образом возникло «сергианство» -- убеждение, что в церковной жизни на первом месте стоит не духовное, а внешнее и что подчинение церкви безбожной власти – нормально. Даже и в том случае, когда эта власть антихристианская и атеистическая, как советская. Тут сторонники м.Сергия обманно использовали слова Евангелия «нет власти не от Бога» (Рим., 13, 1).
В 1967 году православный правозащитник и в дальнейшем политзаключённый Борис Талантов написал в своей статье «Сергиевщина или приспособленчество к атеизму»: «Коммунистическая партия увидела в этом обращении слабость Церкви, готовность нового Церковного Управления исполнять беспрекословно любые приказания гражданской власти, готовность выдать на произвол властей, под видом контрреволюционеров церковнослужителей, дерзнувших обличать произвол и насилия…Объективно это обращение и последующая деятельность Митрополита Сергия была предательством Церкви». 
Допустим, сергианство было способом ужиться с властью большевиков. М. Сергий и его сторонники с самого начала оправдывались тем, что подчинением советской власти они «спасли церковь». Тут они «забыли», что Церковь есть Тело Христово и «спасать» Её людям невозможно. Наоборот, Церковь призвана спасать людей. Но если даже целью их соглашательства была защита верующих, то официально атеистического, богоборческого советского государства больше нет – от кого сегодня собираются спасать верующих современные сторонники сергианства?  И хотя власть у нас еще большевитская (де-факто) - сотрудничать с ней на прежних основаниях нет абсолютно никакой нужды.  И не просто нет нужды, а просто нельзя - каноны воспрещают церкви подчиняться светской безбожной власти. А современная российская власть – безбожна, несмотря на то, что её представители всячески демонстрируют показное благочестие.
Нас постоянно ругают за сращивание иерархов с властью, за недостойное поведение ряда служителей церкви, которое они перенимают у чиновников и многое другое. Ведь в РПЦ было инфильтровано огромное количество людей, от веры далеких - с целью управлять церковной жизнью изнутри. Многие из них стали и епископами, и архиепископами, и митрополитами. Естественно, они не только были агентами влияния - но и подрывали Церковь изнутри. Хотя бы уже тем, что рукополагали во священство недостойных этого – алчных, жадных, нечистых на руку, гомосексуалистов. И вот - Церковь компрометируется, государство продолжает вмешиваться в церковные дела, а иерархи закрывают глаза на мерзости, творимые властью против народа. И происходит это именно благодаря политике сергианства. Нападками на собственно православие можно пренебречь - мало ли у него было ругателей. Но нельзя пренебрегать выпадами в адрес Церкви - ибо они НИКОГДА не появляются на пустом месте.
Правительство РФ – плоть от плоти безбожной советской власти. Но многие, выступающие против него – такие же наследники советского атеизма, как и оно само. Наша страна полна всевозможных левацких структур, партий, объединений, черпающих свою легитимность и свой главный идеологический ресурс в советском прошлом. Уже вполне очевидно, что большинство так называемой либеральной оппозиции и власть объединяет одна и та же большевистская,  левацкая идеология. Атеизм, русофобия, алчность, безнравственность и аморальность, толерантность к самым отвратительным извращениям, разложение семьи, человека и общества в целом – вот к чему она ведет. Продолжение политики сергианства, соглашательство с государством, исповедующим  подобные «ценности» ежедневно дискредитирует Церковь и православие в глазах народа. Необходимо отречься от этого разрушающего советского наследия, очиститься от его носителей и выступить вместе с националистами как защитник  русских традиций, русской культуры, русского народа.
Православная церковь обязана быть в авангарде национального движения, как это было всегда в русской истории. Православные миссионеры, наряду с казаками, расширили границы русского мира, и всюду, где начинала звучать русская речь – строился православный храм.  Именно Церковь способствовала освобождению от татаро-монгольского ига, именно вокруг Церкви во время Смуты семнадцатого века объединились русские люди в борьбе против польских оккупантов. Крупнейший русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра – не сдался захватчикам и стал  отправной точкой второго ополчения, покончившего с польским вторжением и Смутным временем.  Так кому же, как не православному священству, стать вдохновителем нового народного ополчения?
Православная церковь обязана быть в авангарде национального движения, как это было всегда в русской истории.  Но для этого необходимо полное очищение от прежней жизни, фундаментальная перемена образа мыслей. Современное православное священство в большинстве своем заботится лишь о позолоте куполов да местечке потеплей и пожирней, да чтоб не заставляли отчитываться. Все эти люди должны  покаяться в грехах – в сергианском заблуждении, в пристрастии к земным благам,  в гордыне и небрежении пастырским служением.  Нежелающие раскаяться и прочие недостойные священнического сана должны быть извергнуты из лона Церкви. Необходимо обновление всей церковной жизни. Но это обновление должно состоять в возвращении к традиционным морально-этическим и нравственным ценностям русского Православия. И борьба за возвращение к живительным истокам веры будет и началом  воскрешения православной Руси, воскрешения русского народа.