Приложения. Магия управленческой воли в руководств

Глеб Вязов
Приложения.Магия управленческой воли в руководстве людьми.
Книга вышла в Издательстве "Бератор-Паблишинг" в 2008 году - 448 стр. УДК: 331.108 ББК: 65.240 И 99
ISBN: 978-5-9727-0086-8

Приложение 1. Основные особенности сферы торговли и услуг.
Приложение 2. Памятка к языку телодвижений.
Приложение 3. Методология безоценочного наблюдения.
Приложении 4. Опросник определения стиля ведения бизнес переговоров.
Приложение 5. Составление кадровой заявки.
Приложение 6. Анкета оценки продавца розничного мага-зина.
Приложение 7.  Анкета по выделению кадрового резерва. План развития сотрудника.
Приложение 8. Стандарты и правила работы продавцов.
Приложение 9. Пример Кодекса поведения в конфликте.
Приложение 10. Пример выделения ключевых компетен-ций для агентов по продажам услуг.
Приложение 11. Метафорическая деловая игра.
Приложение 12. Развитие креативности руководителей через тренинг.
Приложение 13. Ролевая теория по Морено и Миду.
Приложение 14. Пример критериев оценки менеджеров в процессе проведения Ассессмент Центра.
Приложение 15. Пример описания профессионально важных качеств и компетенций менеджера по региональ-ным продажам.
Приложение 16.  Модели (схемы) компетенций для руко-водителей высшего и среднего уровня, специалистов.
Приложение 17. Пример профиля успешности руководи-теля топ уровня.
Приложение 18. Примерный перечень оцениваемых ка-честв продавца «на выставке» или торговом павильоне.
Приложение 19. Краткий тест на клиентоориентирован-ность.
Приложение 20. Перечень характеристик (компетенций) для деловой оценки персонала учебного заведения.
Приложение 21. Профиль компетенций менеджера по персоналу.
Приложение 22. Тайный покупатель.

 

Чтобы получить приложения обращайтесь ко мне. 903-6189597 Билайн), vyaizin@mail.ru Или найдите меня на http://www.facebook.com/vyazigin. Стоимость получения Приложений - 500 руб.
Их можно просто положить на вышеуказанный телефон. Можно положить на телефон какую-либо сумму и в качестве благодарности) Спасибо!




Пример 1.

ИГРЫ
КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ ДЛЯ ГРУППЫ
Задание 2: Придумайте игру для четырех человек, в кото-рую можно будет играть в помещении. Игра должна длить-ся около 10 минут, и в ней обязательно должны использо-ваться любые три предмета из приведенного списка (ни больше, ни меньше). Ни один другой предмет не может быть использован.
Ваш тренер должен будет обеспечить вас следующими предметами.
•    Стол.
•    Кувшин воды.
•    Полотенце.
•    Поднос.
•    Веревка.
•    Наручные часы.
•    Пучок соломинок для питья.
•    Шесть стульев.
•    Картофелина.
•    Линейка.
•    Соломенная шляпа.
В конце у вас будет возможность сыграть в эту игру с чле-нами вашей подгруппы».

Дополнительный материал. Техники обсуждения ре-зультатов упражнений, тренинга (дебрифинга).
Примечание автора.
Данные техники весьма полезны для тренеров и руководителей в применении ситуаций обсуждения организационных задач и итогов работы на совещаниях, рабочих совещаниях, ворк-шопах, индивидуально и т.п. Они помогаю творчески  и не сужено подходить к обсуждению, рассмотрению различных вопросов.

Цитируется по: Ментс М. ван. Эффективное использова-ние ролевых игр в тренинге. (Серия «Эффективный тре-нинг»). – СПб.: Питер, 2002. - С. – 164.
«Фаза 1
Используйте открытые вопросы: как? почему? что?
Сосредоточьте внимание на отдельных игроках, сотрудни-ках.
Исследуйте альтернативные действия.
Выразите чувства.
Настаивайте на описательном, а не оценочном характере комментариев.
Предоставляйте обратную связь в терминах, близких к собственному, а не чьему-то еще, опыту зрителя. …
Не оценивайте качество самого представления.
Не оспаривайте неправильно понятых инструкций.
Не озвучивайте мотивы и не судите о скрытых установках.
Говорите о сделанном, а не о том, что могло быть сделано. …

Фаза 2
Спрашивайте о причинах. Почему? Как? Кто?
Вникните в ответы. Почему нет? Что было бы, если?
Ищите альтернативные теории. Есть ли иная возмож-ность?
Подберите другие примеры. Где еще происходило нечто подобное?
Оцените выводы насчет альтернатив. В какой больше смысла?
Приведите мнения независимых экспертов.

Фаза 3
Добейтесь от учеников, сотрудников взятия на себя обязательств в отношении дальнейших действий.
Запишите последние на настенных плакатах.
Распределите учеников по рабочим группам или парам.
Определите сроки выполнения действий.
Договоритесь о критериях успеха».

Пример 2.
Приложение 15. Пример описания профессионально важных качеств и компетенций менеджера по региональным продажам.

Примечание. Данный пример любезно предоставлен «Консалтбюро Ставка».

Примечание автора.
Менеджеры по региональным продажам (руководители продаж по регионам, руководители отделов продаж) оце-нивались в процессе проведения Ассессмент Центра, как по ряду профессионально-важных качеств, так и по ос-новным компетенциям, необходимым для успешного вы-полнения работы. Часто, оценка идет только по опреде-ленным компетенциям или же для оценки используется смешанная система: личные, управленческие и професси-ональные качества, необходимые знания «плюс» нужные в работе навыки, психофизиологические показатели.
Данная система компетенций используется и для оценки руководителей разного уровня. По существу она может рассматриваться, как некая «обобщенная» и «универсаль-ная».

Профессионально-важные личностные качества:
•   мыслительные:
— системность мышления;
— переключаемость внимания;
•   организаторские:
— планирование;
— ориентация на результат;
•   коммуникативные:
— точность и убедительность в коммуникации;
— гибкость в общении;
— способность к ведению переговоров;
•   мотивационно-личностные:
— исполнительская ответственность;
— мотивация к достижению;
— стрессоустойчивость.

Подробное описание профессионально-важных ка-честв менеджера по продажам.
Системность мышления.
Способность обобщать, строить целостный и дифферен-цированный образ ситуации, выделять существенные свя-зи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации.

Достоинства:
• устанавливает причинно-следственные, смысловые связи и отношения;
• структурирует информацию (выделяет «главное — вто-ростепенное», «общее — частное», существенные свой-ства и признаки; группирует, категоризирует, классифици-рует), выделяет, использует и соотносит различные аспек-ты анализа и его результатов;
• оперирует элементами информации на разных уровнях обобщения;
• владеет навыками обработки и структурирования ин-формации;
• строит полное и адекватное описанию представление о проблемной ситуации.

Недостатки:
•   допускает логические противоречия как в смысловых отношениях, так и в причинно-следственных связях;
•   не может выделить существенное, структурировать ин-формацию, действует на уровне конкретного описания;
•   анализирует информацию в непосредственно заданных аспектах, не может соотнести их между собой;
•   не может обобщить информацию или упускает конкрет-ные условия и их детали;
представление о проблемной ситуации неадекватно опи-санию (неполное, искаженное).

Переключаемость внимания.
Способность работать с информацией в высоком темпе, точно воспринимая конкретные данные, легко переходя от одного задания к другому и не теряя контекст.

Достоинства:
•   работает с информацией в высоком темпе, точно вос-принимая конкретные данные;
•   легко и быстро переходит от одних задач к другим, су-щественно отличающимся по типу и содержанию;
•   успевает отслеживать различные планы и аспекты ин-формации;
•   проявляет высокую интеллектуальную продуктивность;
•   быстро устанавливает ассоциативные связи.

Недостатки:
•   работает с информацией в крайне низком темпе;
проявляет низкую интеллектуальную продуктивность;
•   малоэффективен при работе с задачами разного типа и разнородным содержанием;
•   искажает отдельные элементы поступающей информа-ции.

Планирование.
Способность разрабатывать конкретные последователь-ные шаги и способы действия в стандартных и проблем-ных ситуациях с учетом реальных условий и имеющихся ресурсов.

Достоинства:
•   исходя из имеющихся условий стремится представить вероятную последовательность развития событий;
•   рассматривает возможные исходы и оценивает их вероятность;
•   создает систему действий, направленных на достиже-ние результата;
•   оценивает и распределяет ресурсы;
•   при отсутствии ресурсов задумывается об источниках их получения.

Недостатки:
•   не задумывается о перспективах;
•   склонен к фантазиям и прожектерству;
•   не задумывается о конкретных способах реализации решений;
не склонен оценивать и учитывать имеющиеся ресурсы и возможности.

Ориентация на результат.
Способность четко представлять результат и ориентиро-ваться на него в процессе работы.

Достоинства:
•   стремится сориентироваться в ситуации и определить задачу, прежде чем приступать к действиям;
•   постоянно соотносит отдельные действия с представ-лением о конечном результате;
контролирует степень достижения результата;
действует исходя из имеющихся ресурсов и возможностей.

Недостатки:
•   склонен развивать бурную активность без предвари-тельной ориентации в ситуации;
•   увлекается чем-либо, забывая о поставленной цели;
•   довольствуется минимальным формально подходящим результатом;
•   не способен к достижению результата, занимаясь его улучшением;
•   не достигает результата.

Точность и убедительность в коммуникации.
Способность влиять на мнение и поведение других людей через уверенность в поведении и аргументацию, распола-гая их к себе в процессе общения, лаконично, однозначно и доходчиво доносить до собеседника необходимую ин-формацию.

Достоинства:
•   высказывается кратко;
•   говорит по существу;
•   его быстро понимают собеседники;
•   владеет навыками публичного выступления и убежде-ния;
•   привлекает внимание членов группы;
•   высказывает предложения, принимаемые группой;
•   активно использует методы невербального общения;
•   пользуется авторитетом у членов группы;
•   говорит уверенно.

Недостатки:
ему задают много уточняющих вопросов;
•   не может сформулировать мысль;
•   теряет, не заканчивает мысль;
•   «мямлит»;
•   вызывает негативизм и агрессию со стороны группы; ш члены группы игнорируют его предложения.

Гибкость в общении.
Способность адекватно использовать разнообразные ком-муникативные средства в различных ситуациях.

Достоинства:
•   использует различные стили общения в разных ситуа-циях;
•   использует различные невербальные средства обще-ния;
•   адекватно отвечает на любое обращение;
•   обладает чувством юмора.

Недостатки:
•   использует идентичный тип взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях;
•   постоянно использует менторский тон;
вступает в конфликты;
•   демонстрирует заискивающее поведение.

Способность к ведению переговоров.
Способность и стремление достигать результата на осно-ве взаимопонимания в процессе непосредственного дело-вого общения. Навыки деловой коммуникации, вежли-вость, доброжелательность.

Достоинства:
•   избегает конфронтации, стремится прийти к взаимопо-ниманию;
•   задает уточняющие вопросы в соответствии с содержа-нием сообщения;
•   внимательно слушает;
•   соблюдает нормы делового общения;
•   демонстрирует собеседнику степень своего понимания его сообщения;
•   обладает представительной внешностью.

Недостатки:
•   демонстрирует негативизм по отношению к партнерам;
•   грубит;
•   затрудняется в понимании смысла устного сообщения;
•   стремится навязать свою точку зрения собеседнику;
•   не учитывает мнения других, отличные от собственного.

Исполнительская ответственность.
Готовность участвовать в решении поставленных задач и способность доводить начатое дело до конца, аккуратно оформляя результат. Способность и стремление действо-вать в соответствии с правилами в рамках определенной компетенции и полномочий, выполнять заданные условия и требования.

Достоинства:
•   принимает на себя технические роли;
•  доводит начатое до конца;
•   легко принимает вмененные роли;
•   стремится действовать согласно принятым правилам, нормативам, инструкциям и т. п. (в том числе негласным);
•   контролирует собственное поведение;
•   стремится содержать в порядке рабочее пространство;
•   придерживается принятых нормативов при ведении дел.

Недостатки:
•   отказывается от предлагаемых задач и ролей;
•   стремится занимать только руководящие позиции;
•   перескакивает с одного дела на другое, не доводя ниче-го до конца;
•   нарушает заданные правила и нормы;
•   проявляет нонконформизм;
•   не стремится сдерживать собственные спонтанные дей-ствия;
•   создает беспорядок на рабочем месте.

Мотивация к достижению.
Способность увидеть и предложить вариант совершен-ствования существующей ситуации, готовность брать на себя инициативу по их реализации, прилагать усилия и сохранять активность для достижения поставленных целей и задач.

Достоинства:
•   выделяется из группы по степени участия в работе;
•   энергичен;
•   активно и энергично влияет на события;
•   делает больше того, что формально требуется;
•  демонстрирует включенность в задание;
•   поддерживает рабочее настроение в группе.

Недостатки:
•   пассивен, занимает второстепенные позиции;
•   демонстрирует полную удовлетворенность всем, не принимая ни в чем участия;
•   демонстрирует неприятие задания;
•   демонстрирует незаинтересованность в происходящем;
•   не завершает начатые действия.

Стрессоустойчивость.
Способность сохранять внешнее спокойствие и высокую работоспособность в конфликтных, кризисных ситуациях.

Достоинства:
•   сохраняет внешнее спокойствие и невозмутимость;
•  активно и энергично влияет на события;
•   хорошо «держит» удар;
•   демонстрирует уверенное поведение;
•   сохраняет энергичность и бодрость после прохождения всех за¬даний.

Недостатки:
•   «сдается» в ситуации спора, конфликта;
•  демонстрирует неуверенный стиль поведения;
•  часто краснеет;
•  заикается в стрессовой ситуации;
•   отказывается от выполнения сложной деятельности.

Подробное описание личностных компетенций

Обработка информации включает:
•   способность делать выводы на основе аналитической переработки собранной информации;
•   сбор информации — способность находить пути и спо-собы получения объективной деловой информации;
•   системность мышления — способность обобщать, стро-ить целостный и дифференцированный образ ситуации, выделять существенные связи и отношения.
•  переключаемость внимания — способность участвовать в нескольких процессах одновременно, быстро переклю-чаясь с одного на другой;
•   способность быстро восстанавливать контекст задачи.

Поуровневое описание поведенческих проявлений.

4 уровень.
1. Ведет целенаправленный и осмысленный поиск ин-формации, знает, что и где искать. Способен самостоя-тельно собирать данные о товаре и оформлять информа-ционные материалы.
2. Проявляет большое внимание к существенным дета-лям, способен выделять и анализировать косвенные при-знаки.
3. Исходя из анализа текущей ситуации, способен прогно-зировать ее развитие, выделять тенденции рынка.
4. Способен контролировать несколько процессов одно-временно, не допуская ошибок при переключении между ними.
5. Группирует информацию по различным основаниям, в зависимости от решаемой задачи.

3 уровень.
1. Способен перерабатывать большие объемы информа-ции в сжатые сроки, не допуская при этом значительных ошибок.
2. Дифференцирует поступающую информацию по степе-ни значимости, выделяет наиболее существенные аспекты проблемной ситуации.
3. Способен сформировать целостную модель ситуации, встраивать поступающую информацию в существующую общую схему.
4. Делает выводы на основе рациональных умозаключе-ний и реальных фактов.
5. Склонен критически оценивать достоверность получа-емой информации.

2 уровень.
1. Старается представлять информацию в структуриро-ванном виде, находит основания для группировки и клас-сификации.
2. Может выделить существенные детали.
3. Может испытывать затруднения в понимании больших объемов письменной информации. Может допускать логи-ческие ошибки.
4. Эффективно решает задачи с ограниченным количе-ством условий и заданным алгоритмом решения.
5. Не способен сформировать целостную систематизиро-ванную картину ситуации.

1 уровень.
1. Не пытается делать выводы или структурировать пере-даваемую информацию, остается на уровне конкретного описания событий. Допускает ошибки и противоречия в своих рассуждениях.
2. Не распределяет информацию по степени важности или придает излишне большое значение малосуществен-ным деталям.
3. Может упускать некоторые важные условия.
4. Может допускать субъективные искажения информа-ции, основываясь на эмоциональном отношении к ситуа-ции или общепринятых стереотипах.
5. Не способен сохранять внимание и сосредоточенность в течение длительного времени, что приводит к ошибкам в восприятии информации.

Минусовой уровень.
1. Вносит субъективные искажения в получаемую инфор-мацию, плохо ее запоминает.
2. Неверно понимает смысл поручений и инструкций.

Информирование включает:
•   умение передавать устную и письменную информацию собеседникам (клиентам, коллегам) в доступной и макси-мально привлекательной форме;
•   точность формулировок — способность лаконично, од-нозначно и доходчиво донести до собеседников необхо-димую информацию;
•   ориентация на запрос — стремление прояснить и уточ-нить цель обращения клиента.   
•  знание ассортимента — знание номенклатуры товаров, их потребительских и технических характеристик, особен-ностей технологических процессов.

Поуровневое описание поведенческих проявлений.

4уровень.
1. Легко предоставляет консультации по сложным и не-стандартным вопросам как касающимся ассортимента компании, так и по конкурентным товарам, представлен-ным на рынке.
2. Может предлагать альтернативные варианты решения задач, связанных с применением приобретаемой продук-ции.

3 уровень.
1. Уверенно ориентируется в ассортименте товаров, мо-жет дать грамотную консультацию по вопросам, связан-ным с тонкими техническими различительными характеристиками товаров внутри одной группы.
2. Стремится прояснить интересы клиента для предо-ставления более полной и точной информации.
3. Формулирует информацию о товаре в лаконичной и удобной для восприятия форме.

2 уровень.
1. Владеет информацией о свойствах товаров и техноло-гией их применения.
2. Может дать консультацию по типовым запросам.
3. Знает, к кому из специалистов обратиться по тем или иным сложным вопросам.
4. При консультации ограничивается ответами на вопро-сы, не стремится предоставлять дополнительную инфор-мацию.
5. Быстро понимает суть запроса клиента.

1 уровень.
1. Неуверенно владеет информацией об ассортименте и свойствах товаров.
2. Недостаточно ясно понимает суть запроса и не пытает-ся его уточнить.
3. Затрудняется в ответах даже на часто задаваемые во-просы клиентов.
4. Может предоставлять неточную либо несущественную для клиента информацию.
5. Затрудняется в формулировании ответа. Не всегда удачно выбирает форму подачи информации.

Минусовой уровень.
1. Не владеет информацией о товарном ассортименте.
2. Косноязычен.
3. Излагает информацию непонятно либо неграмотно.
4. Не понимает сути обращенного к нему запроса.

Деловая коммуникация включает:
•   способность достигать поставленные цели в условиях непосредственной деловой коммуникации;
•   способность убеждать — способность влиять на мнение других людей, располагая их к себе в процессе общения;
•   гибкость в общении — способность адекватно исполь-зовать разнообразные коммуникативные средства в раз-личных ситуациях;
•   навыки делового общения — способность соблюдать нормы общения, принятые в бизнесе, проявлять коррект-ность и благожелательность;
•   самоконтроль — способность сохранять внешнее спо-койствие в стрессовых ситуациях.

Поуровневое описание поведенческих проявлений.

4 уровень.
1. С готовностью вступает во взаимодействие с новыми собеседниками, легко удерживает их внимание.
2. Способен быстро завоевать доверие и расположение собеседника.
3. Адекватно использует различные стили коммуникации в зависимости от обстановки.
4. Обладает развитой речью и широким репертуаром средств общения.
5. Эффективно действует в конфликтных и эмоционально напряженных ситуациях.
6. Проницателен. Понимает эмоциональное состояние, мотивы и интересы клиента.

3 уровень.
1. Владеет развитыми навыками деловой коммуникации.
2. Может изменять манеру общения в зависимости от си-туации, но, как правило, использует один наиболее эф-фективный стиль взаимодействия.
3. Во взаимодействии держится уверенно и доброжела-тельно.
4. Способен к убеждению.
5. Сохраняет самообладание в конфликтной ситуации.

2 уровень.
1. Ограничен в выборе стиля и средств взаимодействия с собеседником.
2. Не всегда удачно подстраивается под стиль общения, эмоциональное состояние собеседника.
3. Стремится вести себя доброжелательно, вежливо, кор-ректно.
4. Не всегда способен скрыть свое эмоциональное состо-яние: волнение, раздражение и пр.

1 уровень.
1. Пассивен во взаимодействии с клиентом.
2. Испытывает неловкость в общении с конфликтными клиентами.
3. Иногда ведет себя не вполне адекватно ситуации.
4. Может допускать проявление раздражения в конфликт-ных ситуациях, принимать претензии клиентов к компании на свой счет.

Минусовой уровень.
1. Избегает взаимодействия.
2. Не способен к пониманию интересов окружающих.
3. Крайне эмоционально реагирует на критические заме-чания.
4. Может высказывать встречные претензии к клиенту.

Исполнительская ответственность включает:
•   готовность следовать взятым на себя обязательствам с учетом принятых норм и правил, стремление в полной ме-ре выполнять поставленные задачи;
•  нормативность — способность и стремление действо-вать в соответствии с правилами в рамках своих полномо-чий, выполнять заданные условия и требования.
•   аккуратность — стремление и способность к упорядо-ченному ведению дел и оформлению документов;
•   настойчивость — стремление доводить начатое дело до конечного результата;
• работоспособность — способность длительное время со-хранять высокую активность в процессе работы, устойчи-вость к влиянию неблагоприятных факторов.

Поуровневое описание поведенческих проявлений.

4 уровень.
1. Транслирует нормы и правила.
2. Добивается их соблюдения от других.
3. В случае вынужденного отступления от правил обяза-тельно согласует свои действия с руководителем.
4. Проявляет личную заинтересованность в достижении общих целей, поставленных перед коллективом.

3 уровень.
1. Знает правила и стремится их соблюдать.
2. Может допускать незначительные процедурные нару-шения регламентов, когда они, по его мнению, препят-ствуют более эффективному решению задачи.
3. Стремится согласовывать свои действия с руковод-ством, может аргументировано обосновать их.
4. Адекватно оценивает свои возможности в сложившейся ситуации, не дает невыполнимых обещаний.
5. Принимает на себя ответственность за успешность вы-полняемой работы.
6. Стремится достичь оптимального результата из дости-жимых в данных условиях.

2 уровень.
1. В целом добросовестно и аккуратно относится к выпол-нению своих основных обязанностей.
2. При столкновении с непредвиденными обстоятель-ствами может не достигать запланированного результата.
3. Может проявлять легкомысленность в отношении со-блюдения процедурных норм и правил, недооценивая при этом негативные последствия.
4. Иногда излишне оптимистично оценивает свои возможности и недостаточно ясно представляет себе объективные ограничения технологических процессов.
5. По возможности, старается избегать выполнения до-полнительных, сложных или неприятных функций, обра-щаясь к помощи более опытных сотрудников (отказы, кон-фликты, рекламации, претензии).

1 уровень.
1. Нарушает нормы и правила по причине незнания.
2. Успешно справляется с выполнением отдельных пору-чений.
3. Может допускать небрежность в работе или нарушать существующие договоренности, оправдывая это внешни-ми обстоятельствами.

Минусовой уровень.
1. Не признает задаваемых норм.
2. Руководствуется в первую очередь личными интереса-ми.
3. Без объективных причин отказывается от принятых на себя обязательств.

Самостоятельность включает:
•   способность оперативно решать возникающие на пути к достижению поставленной цели проблемы в условиях от-сутствия непосредственной поддержки и недостатка ре-сурсов;
•   готовность к принятию решений — способность само-стоятельно определять задачи, принимать решения и дей-ствовать в соответствии с поставленной целью;
•   способность к проработке решений — способность находить варианты реалистичных решений и разрабаты-вать механизмы их осуществления;
•   умение привлекать ресурсы;
•   адаптивность — умение приспособиться к изменяю-щимся обстоятельствам и ситуации неопределенности.

Поуровневое описание поведенческих проявлений.

4 уровень.
1. Уверенно берется и успешно справляется с незнако-мыми задачами.
2. Способен самостоятельно ставить перед собой новые задачи.
3. Успешно действует в ситуации неопределенности.
4. Находит решение в нестандартной ситуации, самостоятельно привлекает дополнительные ресурсы.

3 уровень.
1. Успешно решает типовые задачи, рассматривая раз-личные варианты решений и используя разнообразные способы действий.
2. Для эффективной работы нуждается в точном опреде-лении результата.
3. Сохраняет работоспособность в ситуации неопреде-ленности.
4. При возникновении непредвиденных проблем самостоятельно берется за их решение, обращается к руководству за необходимой поддержкой.
5. Способен адекватно оценивать результативность своей работы.
6. Не нуждается во внешнем контроле.

2 уровень.
1. Успешно справляется с задачами с известным спосо-бом
2. решения.
3. Предпочитает работать по точной инструкции.
4. Не стремится самостоятельно изменять способы реше-ния поставленных задач. Обращается к руководству за оценкой успешности своей деятельности.
5. При возникновении непредвиденных проблем обраща-ется за помощью к коллегам или руководству.
6. Комфортно ощущает себя в стабильных, четко регла-ментированных условиях.

1 уровень.
1. Успешно выполняет отдельные простые поручения.
2. Избегает принятия самостоятельных решений.
3. Часто обращается за помощью и разъяснениями к кол-легам и руководству, просит подтвердить правильность своих действий.
4. Старается найти компаньона при выполнении даже простой работы.
5. Рассматривает непредвиденные трудности как повод для отказа от достижения результата.

Мину совой уровень.
1. Пассивен.
2. Не предпринимает никаких действий без прямого ука-зания начальства.
3. Не проявляет интереса к оценке успешности своей ра-боты.

Организованность включает:
•   умение достигать запланированный результат за счет эффективного распределения ресурсов и организации собственной деятельности;
•   организация деятельности — способность видеть и до-стигать максимально благоприятные условия реализации принятых планов;
•   планирование — способность эффективно распреде-лять во времени и пространстве свои и чужие действия в соответствии с условиями и ограничениями ситуации;
•   способность действовать по заданному плану;
•   функциональная переключаемость — способность за-ниматься несколькими делами одновременно, легко пере-ключаясь с одного на другое и полностью восстанавливая при этом контекст решаемой задачи.

Поуровневое описание поведенческих проявлений.

4 уровень.
1. Прогнозирует потребность во внешних ресурсах и обеспечивает их заранее.
2. Понимает возможность изменения ситуации, прогнози-рует различные варианты развития событий и возможные проблемы, старается заранее учесть возможные измене-ния и разработать запасные (страховочные) варианты.
3. Может оперативно пересматривать и корректировать собственные планы в зависимости от требований ситуа-ции.
4. Способен организовать работу других сотрудников.

3 уровень.
1. Прежде чем приступить к работе, планирует свои дей-ствия и готовит все необходимое. Контролирует и адек-ватно оценивает имеющиеся в его распоряжении ресурсы и возможности.
2. Объективно оценивает степень завершенности и успешность выполнения отдельных этапов.
3. Если возникают затруднения, может при необходимо-сти адаптировать свои планы к изменившейся ситуации.
4. Успешно совмещает работу по нескольким направле-ниям, переключаясь с одной задачи на другую.
5. Имеет ясное представление обо всех этапах процесса и их особенностях, о функциональных обязанностях участников процесса.
6. При необходимости координирует деятельность других участников процесса.

2 уровень.
1. Может успешно осуществлять достаточно сложную по-следовательность действий при условии четкой постанов-ки задачи и подробном определении способа ее выполне-ния.
2. Малоэффективен при самостоятельной подготовке и корректировке планов.
3. Работая одновременно с несколькими задачами, может забывать об отдельных элементах или условиях выполне-ния.

1 уровень.
1. Может справляться с отдельными поручениями. Не может адекватно оценить результаты своей работы.
2. При необходимости самостоятельно распределять соб-ственные силы и время, не успевает сделать все заплани-рованное, может попадать в цейтнот, откладывать выпол-нение на потом.
3. Легко отвлекается на посторонние дела.
4. При необходимости переключиться с одной задачи на другую упускает первую из-под контроля. Тратит значи-тельное время на восстановление контекста.

Минусовой уровень.
1. Не пытается изменить способы действия, даже если они неадекватны ситуации.
2. Не способен следовать предложенному плану.
3. Действует непоследовательно, хаотично, не достигая результата.
4. Забывает о поставленных задачах, данных поручениях.


Желаю мира и любви!

Александр Вязигин