Печки -валенки

Беспамятных Леонид
   У сельпо увидел дядю Саню,  вокруг него на бревнах сидели мужики.  Слушают, боясь пропустить словечко. Подошел поближе.
  -  Клавдия, жена моя, паря, женщина,   каких свет не видывал, с норовом. Если ей что надо – умри муженек, а достань, - рассказывал дядя Саня. - А чуть что не по ее, сразу - в пузырь. Такое может отколоть, что мало не покажется... Однажды она прознала, что в соседней деревне    выбросили в магазине  консервированые болгарские огурчики.

 «Сбегай,Саня,  - говорит, -  а я пока тесто поставлю».
  - Пешедралом  километра три топать – шутка ли, печки -валенки, в такую жару… Но куда деваться,  коли надо.   Побег.  И тут – трах – бах –  встретил на дороге кума, он на бричке  ехал.
  «Ты, Саня до магазина, что ли?» – спрашивает. Лошадь остановил.
  «Ага. Клавдия  вот за  дефицитом  послала».
  «Денег – то много дала?»
  «Держи карман шире! Тютелька в тютельку».
  «А у меня седни денег – завались», - говорит кум.
  «Откуда? – усмехнулся я. – Никак  клад нашел, что ли?»
  «Какая разница,  откуда?  Аванец  выдали. Ну, хватит лясы точить, садись, поехали вместе».

  - В общем, отоварились в магазине, поехали обратно.  Когда  проехали ложок  кум остановил  лошадь и говорит:
  «А если я тебя, Саня, угощу – это как?»
  «Ну, если с гулькин нос, - согласился я, - то можно».

 - Домой я, паря,  вернулся «на бровях».  Смотрю, стоит Клавдия с каменным лицом у русской печи.
  -  «А – а, приперся! А где огурчики?»
    - Мне сказать нечего, одну банку мы распробовали с кумом, а две разбились… Молчу.

  «Опять с пьяницами стал якшаться? - закричала Клавдия.- А еще партейный!»
  -Цыц! – пошел я в атаку. – Ты меня, Клавдия, не жури, не маленький.. Ну, выпили, печки -валенки, с кем не бывает…
  «Врешь ты все!» - перебила она меня,   сама в  горницу вышла. Вернулась  и говорит:
  «Ну, смотри, не обижайся. Я не Горбачев, управу на тебя быстро  найду!»

  - А я засмеялся, возьми и брякни:
  «Тоже мне, генсек!  Не тебе судить меня!»
  - Я же не знал, чем этот разговор кончится. Дальше, паря,  началось такое, что страшно вспоминать.
  «Ах, так! – говорит Клавдия, - Ну, держись! Тогда ты больше не партейный!»
  - Не успел  я, паря, опомниться,  она  достала  из лифчика мой партбилет и бросила  в печь….  Представляете? Я -  к печи, смотрю, а он уже  горит ярким пламенем.
  «Что ж  ты наделала, злыдня?!»
  - Первой мыслью было сунуться в печь, но куда там… Я же не булка хлеба…
  «Ну, - говорю, - спасибо! Как пить дать, печки -валенки, меня теперь  с прорабов  снимут». 

  - Выскочил  на  улицу, за голову схватился.
  «Как быть?  - думаю. - Хоть иди и вешайся».
  - С полчаса просидел неподвижно на скамейке у палисадника.  Тут смотрю,  сосед подходит, Селиван. Он мужик, вы знаете, начитанный. Приложил палец к губам и говорит шепотом:
  «Слышал, Саня, новость  про  Травкина?»
  «Это который народный депутат, что ли?»
  «Он. А то кто же».
  «Нет, ничего не слышал. А что?»
  «Представляешь? Из партии вышел».

  - Я аж со скамейки поднялся.
  «Да ну? Не поверю. Мыслимое ли это дело?»
  «Вот тебе и ну. Журнал «Огонек», Саня, почитай».

  - Протягивает мне журнал.  Прочитал я  письмо  Николая Травкина в журнале и так хорошо мне, паря, сделалось.
  «Ну, - думаю, - печки -валенки, извини – подвинься, судьба,  такого шанса  больше не будет, вот мое спасение!» 

  - Назавтра   ноги в руки - пришел к парторгу совхоза, так, мол и так: не согласен с линией партии, вот заявление о выходе…
   
   Я не поверил услышанному, перебил рассказчика:
  - Ну и мастак ты, дядя Саня, истории придумывать...
     Увидев меня, он стушевался:
  - Признаться, паря, по совести,  было стыдно в глаза парторгу смотреть, но  деваться  мне было некуда…
 
 Мужики зашумели: «Не мешай, Викторович, человеку душу изливать!»
   Дядя Саня продолжил:               
     - Прошло много   лет. Я ушел на пенсию, скукота, скажу вам, паря, лежать без дела на печи Одна радость, когда кум в гости заглянет.
     Как - то испил воды из колодца и занемог,   попал в больницу с воспалением легких. Лежал в палате с молодым парнем, тот  программистом в райцентре работал. Однажды парень оторвался от ноутбука и говорит:
  «Купи, деда, себе компьютер, научу пользоваться, все время быстрее пройдет».
  «На какие шиши?» – усмехнулся я, но  пораскинув ночью умишком, возьми да и ляпни назавтра внуку, который приехал с Севера:
  «Можешь принесешь мне, внучек, ноутбук свой, а?»
  «Да запросто», - отвечает. Назавтра  принес в палату ноутбук и говорит:
  «Не без умысла, деда,  дарю тебе его. Уговор про меж нами будет такой: не будешь слушать бабу Клаву - не обижайся, заберу».
  - Зарок я, паря,  внуку тут же дал, что больше ни грамма…

                ***

  Недавно прохожу я около его дома, смотрю,  на лавочке сидит, а в руках - планшетник.
  - Дядя Саня, ты ли?
  - Ась? А то кто же!
  - Как живешь?
  - Я, паря, ишо – о – го – го!

  Пристально посмотрел на меня:
  - О прошлой жизни, паря, не спрашивай, вспоминать  неохота.
  - Никак, продвинутым стал? – усмехнулся я, показав рукой на планшетник.
  - Куда там… - он махнул рукой, но было видно, что  ему это льстило. -  Умом не вышел. Эх, если  бы все сызнова начать, печки - валенки...

  Потупился, помолчал.
  - А вообще – компьютер, по моему разумению, для нас, пенсионеров занятие – лучше не придумаешь.
  - И что много в деревне компьютеров?
  - А то как же! Есть.

 
  Прощаясь, добавил:
  - Так или иначе – нехорошо получилось тогда, паря, в девяностом. Как ни крути, больше тридцати  лет  партейным был…
  Махнул рукой:
  - Эх, если бы не Клавдия, печки - валенки...