Дети аиста

Татьяна Щербакова
           ДЕТИ  АИСТА


Сегодня в России ежегодно умирает  в два раза больше человек, чем рождается. В Тульской области демографические процессы еще более неблагоприятны по сравнению с общероссийскими. Здесь уровень смертности остается одним из самых высоких в стране, а уровень рождаемости – самым низким среди других регионов. Специалисты уже подсчитали, что если так будет продолжаться и дальше, то  к 2020 году работать  в Тульской области будет просто некому.
Рождаемость падает по многим причинам. Главная из них – девальвация понятия брака и семьи. В регионе проживает более 530 тысяч семей, но на каждую тысячу браков зарегистрировано почти восемьсот разводов, при этом треть  составляют семьи, просуществовавшие  менее пяти лет. То есть те, в которых имеется в лучшем случае один ребенок или вообще  не успело появится ни одного. Еще хуже обстоят дела в некоторых отдаленных районах, где в последнее время количество зарегистрированных разводов уже превосходит  количество зарегистрированных браков. Это – всего лишь еще  одно подтверждение, что жизнь в глубинке тяжела и не способствует созданию и существованию семьи.
В целом число детей в Тульской области сократилось по сравнению с 1990 годом на 130 тысяч. Более, чем на треть. А число не родившихся детей по причине искусственного прерывания беременности за то же время составило более полумиллиона, как раз столько, сколько сегодня проживает населения в областном центре. Причем десять процентов этих не рожденных погибли на поздних, «социальных», сроках, то есть, уничтожены с особой жестокостью. При этом погибают и сами несостоявшиеся мамы -  эта смертность в  структуре общей материнской смертности составляет тридцать процентов. В этом году в Тульской области умерли три роженицы, которые  рожали тайно дома, без врачебной помощи.
Самый трагический показатель снижения демографии – прерывание беременности у девочек до шестнадцати лет. В год таких операций в Тульской области производится более полутора тысяч. Это означает, что десятки тысяч  женщин здесь не могут иметь детей по причине «первородного» греха и связанных с ним заболеваний. В общих показателях бездетности этот занимает тридцать процентов. Еще двадцать процентов прибавляют бесплодные мужчины, перенесшие различные заболевания, среди которых, конечно, преобладают венерические. Даже те женщины, которые приходят рожать, имеют  по две-три инфекции. И таких среди рожениц – более половины.
Можно перечислять  многие причины, по которым молодые люди отказываются иметь детей. Это и бедность, и распад семьи, и недоступность медицинского обслуживания, и отсутствие социальных гарантий в виде декретных отпусков и  яслей. Но наступает все-таки момент, когда все это остается позади и у пары появляется  непреодолимое желание иметь ребенка. А не тут-то было!
Сегодня в России триста тысяч женщин из  трех миллионов, то есть, каждая десятая, потеряли возможность рожать из-за приведенных выше причин. И половина из них борется за счастье иметь малыша любыми средствами. В прямом смысле. Эта борьба  - мировое явление. В Европе усыновить младенца стоит от двух тысяч до девяти тысяч евро, самые дорогие дети, оказывается, в России -  девять с половиной тысяч евро.
Но прежде чем придти к порогу дома ребенка, бездетные супружеские пары пытают счастье все у тех же врачей, которые еще вчера помогали им обрести удовольствие одиночества. Начатая в юности порочная игра с природой продолжается вновь на операционном столе в зрелом возрасте. Ежегодно тульские гинекологи выполняют более одиннадцати тысяч операций, позволяющих женщинам избавиться от бесплодия. Если же и они не помогают, остается последняя попытка – ЭКО. Искусственным путем теперь можно  произвести на свет ребенка  и в сорок, и в пятьдесят лет.
Недавно в Туле появилась на свет первая девочка, зачатая в пробирке именно в провинции, а не в столичной клинике, – так сказать, дитя хай тек. Здесь открылся, после многих лет подготовки и согласований, Центр новых медицинских технологий. Через год  есть первый реальный результат – живой здоровый ребенок. Вес 3 300,  рост 52 сантиметра. Мама настолько опасалась причинить ему хоть какой-то вред , что попросила сделать ей кесарево сечение. Операция прошла успешно.
Эти  супруги одиннадцать лет боролись за счастье иметь ребенка, а теперь хотят повторить операцию несколько раз – у них есть желание стать многодетными родителями.
В Москве и Санкт-Петербурге центры ЭКО существуют давно. Считается, что примерно тридцать процентов женщин, вынашивающих своих детей из пробирки, разрешаются здоровым ребенком. Примерно такая же статистика и в ведущих зарубежных странах.
Но экстракорпоральная беременность чревата многоплодием. И последняя из родившихся троен в Тульской области – как раз была зачата в Москве, в лабораторных условиях. Но встречали эту тройню из роддома с  такими же почестями, как и обычных тройняшек – Тула отметила это событие как праздник региональной демографии.
А недавно в Англии россиянка родила пятерню. Телезрители, видевшие  радостные репортажи, и не знали, что дети эти – тоже из пробирки.
В настоящее время через Центр новых медицинских технологий в Туле прошли уже двадцать две женщины. Перед Новым годом здесь ожидают рождения еще одного ребенка из пробирки, а на подходе и третий.
Процедуры совсем недешевы. Одна попытка обходится в сотни тысяч рублей. А если их несколько – то сумма приближается и к миллиону. Конечно, тот факт, что теперь тулячкам  не нужно ездить в Москву, их радует – это дешевле. Но врачи областного роддома настаивают, что все-таки  лучше ехать в столицу – там операции ЭКО проводятся за государственный счет. Но отчаявшиеся тулячки идут в Центр, несут деньги и ждут результатов, как говорится, не отходя от  кассы.
К сожалению, не все женщины по состоянию испорченного здоровья могут воспользоваться и этими услугами. И тогда  ищется суррогатная мать. Таких в Туле было уже четыре. Все они выносили чужих детей, но отдали родителям лишь троих, одна отказалась и оставила малыша себе. Прямо – бразильский телесериал, только с кошмаром наяву.
Надо сказать, что новые медицинские технологии дают и парадоксы. Родившаяся нынешней осенью в Туле девочка из пробирки соответствует всем необходимым нормам новорожденного ребенка, а вот  выношенные самими  мамами дети после длительного лечения зачастую рождаются с очень малым весом и должны пройти долгий курс лечения. И это сегодня обязательно.
В течение пяти лет Россия должна перейти на принятые Всемирной организацией здравоохранения стандарты регистрации новорожденных. Но врачи бьют тревогу, опасаясь, что  благополучную ныне статистику выживания новорожденных  сильно подпортят младенцы с критически малой массой тела – до одного килограмма. Сегодня они официально не регистрируются, но с 2012 года делать это придется даже в том случае, если полукилограммовый малыш прожил на свете всего несколько минут.
Врачи Московской медицинской академии имени Сеченова, побывавшие на конференции в Туле, говорят: нечего впадать в эйфорию по поводу выхаживания во что бы то ни стало детей с критически малой массой тела и восторгаться : «Ах, крошка Дюймовочка, всего пятьсот граммов, совершили чудо, выходили!» А потом оказывается, что ребенок слепой, глухой, умственно отсталый, ходить не будет. Вывод, который сделали врачи на этой конференции, однозначен: надо упирать не на выхаживание нежизнеспособных новорожденных, а на уменьшение количества преждевременных родов.
Задача ясная, но как ее выполнить? За последние три года в Тульской области родилось 416 детей с критически малой массой тела. Выжили 22 ребенка,  среди них – очень большой процент инвалидов. Понятно, что при таком количестве недоношенных младенцев и снижающейся рождаемости в целом врачи все равно будут стараться выхаживать «дюймовочек» и пополнять население региона  тяжело больными людьми , что влечет  далеко идущие экономические и все те же демографические последствия.
Демографическая ситуация в Тульской области вообще парадоксальна. В то время как высококвалифицированные врачи трудятся в поте лица над детьми в пробирках, в тех же роддомах ежегодно остаются  брошенными  более 120 младенцев. Для сравнения: двадцать лет назад в год в роддомах Тульской области оставалось не более двух «отказников».
Увеличивается статистика жестокой расправы над новорожденными, которых бросают без помощи и на снегу, и на помойках. В ноябре текущего года  жители деревни Льгов под Чернью нашли среди домов брошенную  десятимесячную девочку. Замерзающий на земле ребенок закатывался от  крика. Льговские жители  спасли малышку. Сейчас  жизнь этой очаровательной девчушки в неопасности. Через сутки милиция нашла ее мать, жительницу Орла. Ей девятнадцать лет, и , скорее всего, у нее больше не будет этой дочки. А найдутся ли для ребенка родители – это еще вопрос. Ведь бездетные пары все-таки до упора борются за свое собственное дитя, руководствуясь девизом : пусть недоношенный, из пробирки, но свой! И их можно понять. Вот если бы такое понимание приходило ко всем и вовремя…