Моторист
(Из серии «Мои морские истории»)
В середине 70-х годов китобойная флотилия «Юрий Долгорукий» была расформирована и освободившиеся кадры пошли на рыболовные суда.
Я работал в это время в КБЭФ – одной Калининградской компаний и, после отпуска, был направлен на РТМ типа «Тропик» третьим механиком. Работали мы в зоне Анголы. Дали мне на вахту двух мотористов, обоих звали Николаями и ростом оба были под два метра, оба до этого работали в китобойке. Кто работал на «Тропиках», тот знает, что дизель - генераторы расположены в таком месте, что ходить можно около них только согнувшись, так как расстояние от подволока до пайол чуть больше полутора метров. Через несколько вахт я обнаружил, что все фланцы трубопроводов в районе ДГ обмотаны ветошью, я головы моих мотористов (а назвал я их Николай I – моториста первого класса и Николай II – второго класса) все в шишках. Николай I занимался обслуживанием дизелей, а Николай II в основном занимался обслуживанием котла и опреснительной установки.
Как-то стоим на вахте, Николай I пошел мыть топливный сепаратор, а на хозяйстве остался Николай II. Из рубки поступила команда приготовиться к выборке трала. Я, как механик, нахожусь в ЦПУ, по громкой связи даю команду в машинное отделение запускать вспомогательный двигатель. Прошла минута, вторая, а двигатель никто не запускает. Еще раз даю команду и наблюдаю, что происходит. Выходит из котельной Николай II, подходит к дизелю, чешет затылок и уходит назад. Я оставляю за себя электрика, бегу в кочегарку и спрашиваю у моториста:
-Почему не запустил двигатель?
- Я боюсь….
Я, признаться, опешил:
- Как это боюсь???
- Да я работал на китобазе жиротопом и видел эти дизеля только на картинках, нас две недели поучили и отправили в рейс.
Запустил я двигатель, закончилась вахта, собрал я своих мотористов и начал выяснять что и как. Николай I до китобойки работал мотористом на «рыбаках», а Николай II работал только жиротопом на «Долгоруком»
Ну, как говорится: не знаешь – научим. Начал я делать из Николая II моториста. Через несколько вахт, не успевал я объявить по громкой связи о необходимости запуска какого-либо двигателя, как Николай II пулей летел его запускать. Изучили мы с ним все системы «Тропика», сделали саморемонт всех дизелей нашего заведования и моторист из Николая получился.
После рейса Николай поступил в Мореходное училище, а когда я встретил его через несколько лет, он работал на БАТМе уже третьим механиком.
© Copyright:
Виктор Самохин, 2012
Свидетельство о публикации №212090800453