Прикосновение словом

               
В статье пишется о нетленном памятнике нашей праматери – Еве. Этот памятник – слово. И слово это – поцелуй.

                Адам и Ева
Адам был создан Богом из праха земного. Бог поместил его в райском саду, «чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие 2:15). Ева была создана Богом из ребра Адама. Ребро на иврите – «цэла». «Целка» была подобна Адаму, но, как он уяснил, когда увидел её, не во всем. Бог предложил ему назвать это творение. Адам выразил отношение к Еве словами: «Она – моя! Она будет называться женщиной (на библейском иврите «иша»), потому что взята от меня, мужчины» (на иврите «иш»). Адам совершил мужской поступок, и этим покорил Еву.

Ева была сотворена молоденькой девушкой. Бог заплетал Еве косички, показывал прекрасные растения, птиц и зверей. Со временем Ева стала красивой барышней. Она продолжала любить Бога всем сердцем, но ей хотелось быть рядом с Адамом. Ева его полюбила, но не как Бога, а как – понять не могла. Адам не помогал Еве разобраться в её чувствах. Адам был немногословным, слушал Бога и возделывал (на иврите «ийбэд») райский сад. Еве нравилось, как он это делал.

В саду росли замечательные деревья. Бог сказал Адаму и Еве, что плоды дерева, которое называлось «дерево познания добра и зла» позволят им стать здравомыслящими. Одно яблоко этого дерева вызывал у Евы таинственное волнение. Ева созналась об этом Адаму, однако Адам причину смятения Евы объяснить не мог. Адама притягивало другое дерево, которое назвалось «дерево жизни». Бог говорил Адаму, что плоды дерева жизни позволят узнать всё, что его окружает. Только не надо срывать несозревшие плоды, так как это может плохо закончиться. Ухаживая за деревом, Адам задумывался над простыми истинами. «Почему всегда всё падает вниз?» - подумал однажды Адам, когда на его голову упал увесистый плод с дерева жизни. Плоды этих двух деревьев Бог запретил есть Адаму и Еве.

                Змей

В одно распрекрасное время Ева, гуляя в райском саду, остановилась у дерева  познания добра и зла полюбоваться любимым яблоком. Оно висело низко, до него было «рукой подать». Оно манило Еву сорвать его. Возле дерева Ева увидела змея. 

Змей был очень красив. Кожа его переливалась всеми цветами радуги. У него были руки, ноги и хвост. Ева считала, что большой хвост его не украшает, однако способность говорить ей приятные вещи и загадывать загадки делали змея  нескучным собеседником. В Интернете можно посмотреть картину фламандского художника Хуго ван дер Гус (1420-1482), на которой изображены Адам,Ева,змей.

Змей спросил Еву, пригож ли плод, на который она смотрела? Ева ощущала, что яблоко вкусно. Она сказала, что яблоко красиво. Змей сказал: «Плод чудесен и на вкус. Ведь ты так думаешь, и, как всегда, думаешь верно». Ева спросила: «Ты знаешь, что это за яблоко?». Змей ответил: «Плод вызовет желание исполнить заповедь Отца». Он предложил Еве сорвать плод и съесть его. Ева сказала, что Бог запретил ей и Адаму есть яблоки этого дерева, иначе они умрут. Змей ответил на эти слова: «Скажу без обмана, не умрете ни ты, ни Адам. Запретный плод сладок. Попробуй его, и ты будешь удовлетворена».

Для Евы Бог был Отцом. Отец ходил по саду, прятался от зноя, от Него можно было самой спрятаться. «Сколько мне еще ждать, когда Отец разрешит попробовать это яблоко? ...Время моё идет. Неужели я могу только любоваться им, - грустно промолвила Ева и вдруг сказала: - Адам много работает и совсем не ест фрукты. Я хочу дать ему...». Змей сказал: «Ева, если дашь Адаму, то ты станешь для него любимой и желанной, как для тебя этот плод. Адам захочет тебя...». «И он захочет меня - прервала его Ева, - ...меня съесть? А кто будет ему причесывать кудри и варить кашу? Хотя... Мне давно хочется, чтобы он со мной что-то сделал... Я буду для этого молчуна желанной, как для меня это яблоко? Я хочу стать яблоком для Адама! И пусть он меня...», - начала плакать Ева. «Нет, тебя Адам не съест, - сказал змей, - однако у него появится желание тебя... возделывать».

«Какую заповедь Отца я выполню, если попробую яблоко?», - вспомнила слова змея Ева. «Самую первую: плодитесь и размножайтесь» - ответил змей. Тогда Ева, вытерев слезы, сорвала плод и дала Адаму. В Библии написано: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Бытие 3:7). Адам познал Еву, жену свою (Бытие 4:1). Слово "познать" на иврите можно прочитать "уда".  Адам удал (познал) Еву.Ева удала (познала) Адама.

Ева и Адам после этих событий были Богом из Рая изгнаны.Адам и Ева любили друг друга, жили долго и несчастливо. Прорву своих детей Ева исцеляла поцелуями и целебными напитками, приготовлять которые ей помогали змеи. Умерли Адам и Ева в один день и были похоронены их сыновьями Каином и Сифом.

                Противоречивые заповеди

Наши Прародители были изгнаны из Рая за то, что Ева, как пишет христианский богослов Никифор, «прельщенная диаволом, принявшим на себя вид змея… нарушила единственную заповедь, данную Богом первым людям» [1]. И был запрет Бога для Адама: «А от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2:17). Адам и Ева нарушили этот запрет. Они стали смертны и высланы из Рая: Еву – рожать детей, Адама – «возделывать землю» (Бытие 3:16,23).

Запрет Бога не съедать плод дерева познания добра и зла не был первой заповедью для Адама и Евы. Вот первая заповедь Бога, которая была дана после благословения Им первых человеков: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие 1:28). Ева, наделенная свойствами, присущими человеку и Творцу, выполнила первую заповедь, создала людей(от слова иврита "лиуд", "рожденные"). В этом проявилась её верность указанию Богу «плодиться».

Какая сила манила Еву к дереву познания добра и зла? Вопрос представим, на первый взгляд, в грубой форме, но тогда ответить будет легче. Почему "перлась" Ева к дереву познания добра и зла?

"Переть" имеет происхождение от слова иврита «пру» в библейском выражении «пру вэ рву» (плодитесь и размножайтесь). 

Первые библейские заповеди Адаму и Еве «плодитесь и размножайтесь» и «от древа познания добра и зла не ешьте» противоречивы. Первая заповедь была ранее дана животным. Но Адам и Ева были сотворены с качествами образа Бога. Вторая заповедь о запрещении в пищу плода дерева познания добра и зла являлась запретом половой любви. Запрет этот духовно отделял Адама и Еву от животных. Ева должна была решить: по непонятной ей причине принять запрет  половой любви или исполнять первый завет Бога о продолжении рода человеческого. Ева разрывалась в сомнениях. Решение пришло к Еве как догадка. А догадка была в виде змея.

                Змей - отгадка загадок для Евы

Кто такой библейский змей? Нидерландский философ Бенедикт Спиноза писал: «познание (…) всего почти, что содержится в Писании, должно быть заимствовано только из самого Писания».[8] Змей был создан из  «земли» (Бытие 2:19) как и остальные «полевые звери» (Бытие 3:1). Змей был отличен Адамом, когда он давал названия всем живым существам (Бытие 2:19,20). На библейском иврите «змей» – «нахаш», образовано от слова «лэ-нахэш», что означает «догадываться, раскрывать тайны». 

Вероятно, библейская история со змеем является воображением Евы.  Ева видела сон, в котором райское животное, которое её возлюбленный считал, что оно может отгадывать загадки, сказал Еве то, о чем она догадалась сама. Человеческая похоть ничем не отличается от похоти животных. И Ева выполнила заповедь, которая была дана Богом и первым человекам, и животным.

По своей воле она попробовала плод под названием «похоть» дерева познания добра и зла и дала плод Адаму.

Что делает женщина, то хочет Бог. И часто советчик женщины – догадка, которую называют женской интуицией. Благодаря советам умного гада женщины ведают, как сделать, чтобы мужчины хотели их «съесть», как Ева хотела попробовать райское яблоко, и чтобы мужчины ухаживали за ними так, как Адам обрабатывал райский сад. Ева хотела быть садом для Адама.

Вот библейский Соломон обращается к своей возлюбленной: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица  со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана. Поднимись ветер, – с севера, и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его!» (Книга Песни Песней Соломона 4:12-15). И его симпатия Суламит отвечает ему: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» (Книга Песни Песней Соломона 4:16). Суламит считает, что она для своего мужчины является садом, он является единственным владельцем сада. Она дает своему мужчине сладкие плоды его сада. Теперь-то женщины знают, что мужчины будут пробовать их как яблоки, но не съедят. А каково было первопроходцу в этом деле Еве? Бог дал человеку право выбора, и женщина это право, видимо, чувствует сильнее, чем мужчина.

Земное (животное) начало у человека победило небесное. Результат непослушания Евы и Адама – судьба первых людей на земле. Первый из земных людей, рожденный человек – Каин стал преступником: убил своего брата Авеля. Это, по-видимому, и есть первородный грех, убийство одного человека другим, который существует у людей до сих пор. Возможно, если было бы «послушание» Евы, то не было бы среди её детей преступников. А были бы мы, грешные люди, на Земле?

Ева и Адам нарушили неизвестную нам последовательность Божественных событий.
По библейским книгам ясно, что Бог мог создать человека, кроме Адама и Евы. Но по причинам, которые нам не ведомы, Бог это не сделал. Ева замысел Бога поняла, выполнила, и за это попали они после земной жизни в Рай.

Прорва («пру вэ рву», плодитесь и размножайтесь)детей Евы и Адама имеют Дух Божий, но, явно, в отличие от них не имеют образ и подобие Бога. Люди образованы не так как их Прародители.

                Памятник Еве - волшебное слово

В Библии пишется о первом свидании Адама и Евы: “И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку“ (Бытие 2:22). Слово “ребро“ в иврите звучит “цэла“. Бог привел Еву к Адаму «целой», «целкой».

Слово «поцелуй» – образовалось от слова иврита “цэла“ (ребро). Первые поцелуиженщины были отданы любимому мужчине.
“Целить кого, творить цела, здорова; исцелять, врачевать, лечить (…) Целовать …желать целости, здравия…“[4]. Поцелуями мать растила в любви своих детей. Слово «поцелуй» – живой памятник Еве! Русский язык чудесным образом передает людям через слово библейского иврита «цэла» («сторона», «ребро») ласковое касание губ, поцелуй нашей Праматери Евы.

                ***

Толкование некоторых слов, встречаемых в статье

"Дерево познания добра и зла" и "дерево жизни" в Раю – это библейское иносказание. Вкушая плоды дерева познания добра и зла, человек должен понять, что такое добро и зло, приобрести мудрость. Плоды этого дерева – законы от Бога для человека, открытые, привлекательные и ясные. Поэтому дерево познания добра и зла является библейской аллегорией Торы.

Другое райское дерево – дерево жизни дает возможность человеку, вкусившему его плод, стать бессмертным. Это является библейским иносказанием о знаниях. Пожиная плоды от этого дерева жизни, человек познает законы физического и духовного мира, непонятные и тайные, часто для него опасные. Происходит это в некой последовательности, о чем свидетельствует история научных открытий. И является явным доказательством того, что процесс познания мира (вкушения плодов райских деревьев) “вложен“ в человека. Человек становится разумным, но он может нарушить установленный порядок познания того, что его окружает. Адам и Ева попробовали плод дерева добра и зла. Чтобы они не попробывали плоды лерева жизни без Его разрешения, Создатель человека «поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3:22-24). Огненный меч у дерева жизни – библейский символ предостережения: стремление человека к безоглядному (без мудрости) познанию законов природы опасно для него[5,6].

"Люди". Образовано словом иврита «лиуд» - «рождённые» [2].

"Манна", "манить", "обман". Эти слова родственны между собой, потому что образовались от одного ивритского слова Торы – ”ман“ (что).  После побега из Египта голодные библейские евреи решили вернуться в плен, где они ели хлеб досыта. Но случилось чудо. Евреи увидели дивную пищу в пустыне: “И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу“ (Исход 16:15). Вопросительное выражение в Торе “что это“ звучит «ман ху» (Тора Шмот 16:15). Древние евреи в память о своем постыдном желании вернуться в плен назвали хлеб, которым питались в пустыне, с какой-то долей иронии к себе – “манна“ (Исход 16:31). Выражение “манна“ в Торе звучит «ман» (Тора Шмот 16:31). Моисей указал евреям съедать МАНну в тот же день, когда собирали её. Однако некоторые хотели утаить “ман“, то есть обМАНуть Моисея: “Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей … Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать – и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?“ (Исход 16:20, 27-28). Желание поесть вкусный “ман“ МАНило евреев собирать хлеб небесный в субботу. [3],[5]

"Переть". Означает грубые действия. Возможно, "переть" имеет происхождение от слова иврита «пру» в библейском выражении «пру вэ рву» (Тора Дварим 1:28)(«плодитесь и размножайтесь»). Тогда "переть" имеет смысл: «оплодотворять». Смысл фразы «Перестань переть!» есть «Не насилуй!».[5]

"Поцелуй". Образовалось от слова библейского иврита «цэла» («ребро, сторона»). Также образовались слова: "целая", "целка", "целить". [5]

"Прорва" - большое количество людей. Возможно, "прорва" образовалось от библейской заповеди: «плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28).  На иврите это выражение звучит «пру ве рву»(Дварим 1:28).Такие действия стараются делать много людей. Когда есть желание говорить с иронией о множестве людей, учитывая их общую особенность, то можно сказать о них: прорва [5].

"Труд". Слова иврита «таруд» (прогонять, удалять), и «труда» (хлопоты, утруждение) образовали старославянское слово «труд» [3].

"Удовлетворение". В Библии говорится о жене, которая, если схватит обидчика своего мужа  за “срамный уд“, то будет наказана (Второзаконие 25:11).  В первоисточнике – Торе пишется, что жена, защищая мужа от обидчика, схватилась за “срамные части мужчины“ (Дварим 25:11). Библейский «срамный уд» (Второзаконие 25:11) – не детородный член мужчины, а половые, “срамные“ части человеческого тела, мужчины и женщины. Слово “уда“ – название срамных частей человека. Вот мнение богословов: “Удесы – члены тела“. "Уд" образовано, возможно, от библейского понятия интимных отношений между мужчиной и женщиной. Вот библейские истории о начале рода человеческого: “Адам познал Еву, жену свою“ (Бытие 4:1). Еще стих Библии – слова Лота: “Вот у меня две дочери, которые не познали мужа…“ (Бытие 19:8).Слова “познал“ в Танах состоит из букв "Йод", "Далет", "Аин". Части тела, которые участвуют в этом “познавании“ могли получить своё название от названия процесса. Возможно, так образовалось слово «удесы». Мужчина познает женщину или, наоборот, женщина познаёт мужчину – удовлетворение и удовольствие.

Уд. Слово «уд» образовало семейство слов, которые характеризуют сексуальные  отношения у людей: удовольствие (удами волить), удовлетворение (удами творить), удалая ("удалая девка Радда!" - рассказ «Макар Чудра» Максима Горького), удалец (удами ладная, ладный). Пословица “Удалец – ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца!“ может звучать так: “Молодец – ни в мать, ни в отца, а в проезжего удальца!“.[5]

"Удать", "Удавать". В Словаре Даля слова «удаваться, удаться» означают «сделаться, статься, случиться по желанью, посчастливиться кому (…)удатный, удатливый, храбрый, смелый, доблестный, (...)притом расторопный, толковый, которому в отваге всегда удача». Есть другое значение в этом словаре удавать и удать: «выдавать, сплоховать, струсив, изменив своим, или уступить силе, поневоле». Противоречие о двух значениях слова "удать" снимается, если определить его происхождение. Словарь В.Даля, запись "удавай": «Не удай …не удавай! …Это крик одобренья в драках, свалке, в кулачном бою, в сраженье и пр.». Какие еще имеются “пр.“ физические контакты людей? Возможный ответ: сексуальные контакты. Слово «удавать» в Словаре В.Даля близко по смыслу современным сексуальным словам «давать», «дать» в значении «позволить, уступить». Библейское слово «уд» образовало слова, которые характеризуют сексуальные отношения у людей. От слова «уд» образовались слова "удать", "удавать", которые слились с похожим словом «давать», и … слова "удавать","удать" исчезли из речи, остались они только в Словаре В.Даля.

"Возделывать" - на иврите "ийбэд", "обрабатывать" - "ибэд". Выражение Библии о Адаме, которого Бог поместил в райском саду, «чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие 2:15)дословно переводится «чтобы возделывать её и хранить её». Можно предположить, что речь идёт о земле (на иврите "Адама") или женщине, Еве.[7]


Литература

[1]. Энциклопедия архимандрита Никифора. Издание 1891 года, переиздано в Москве ротапринтным способом в 1990 году. Интернет.
[2]. "АрхеоМеТр" (В.Е. Бершадский). Интернет: форум avigdor-eskin.com.
[3]. Шломо  Громан. "Слова ивритского происхождения в русском языке и как они помогают изучать иврит".  Copyright 1995 bу Slomo Groman. Printed in Israel.
[4]. Толковый словарь В. Даля. Интернет, адрес: slovardalja.net/about.php.
[5]. Леонид Цальман. «Бегемот», или опыты толкования слов". 134 стр., Гамбург, Издательство: "Общество "Дом ученых", Гамбург, 2010.
[6]. Леонид Цальман. Статья «Библия о науке» в сборнике "Дом учёных в Гамбурге. Том 2". Стр.116-126. Издательство: "Общество "Дом ученых", Гамбург, 2011.
[7]. Пятикнижие Моше. Книга Берешит. Редакторы перевода и комментария Йона Левин и Ури Линец. Иерусалим, 2008.
[8]. Бенедикт Спиноза. "Богословско-политический трактат". Минск, из-во "Литература", стр.433.


Рецензии
понятие войны подразумевает применение лексики
как сказать Так чтоб не напали
как сказать что бы стали друзьями
как сказать Так,чтобы заронить Симпатии
девушка Всегда открыта и готова для покорения
но это не должно расхолаживать
как можно меньше слов,и как можно больше Интонаций
не стремитесь покорить и завоевать
когда вкладываете Интонации в Слово..Привет..!!

Анатолий Бурматоф   11.12.2015 08:17     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание к статье. спасибо за ваши замечательные стихи

Леонид Цальман   23.01.2016 10:42   Заявить о нарушении
ваАААууУУ..!!

Анатолий Бурматоф   23.01.2016 10:52   Заявить о нарушении