Рецензия Радмира Коренева

Геннадий Струначёв-Отрок
                на рассказы Геннадия Струначёва-Отрока

                Рассказ "Колхоз – дело добровольное" написан со знанием дела. В нём охватывается лишь один рейс рыболовного сейнера, но автор  сумел объёмно показать трудовой ритм жизни рыбацкого коллектива. Геннадий Струначёв-Отрок хорошо знает морские профессии, глубоко вник в детали работы и быта рыбаков.
                ...В отсутствие капитана, МРС-80 всё же выходит в море, на лов. (При некотором попустительстве отдела мореплавания и портового надзора такое вполне возможно, тем более лет пятнадцать назад, когда из-за нехватки кадров на флоте они вообще на это закрывали глаза). "Патриотична" и оправдана смыслом жизни такая фраза: "Тонна больше, тонна меньше, в материальном выражении разница мизерная, а вот моральное неудовлетворение от невыполненного плана перерастает потом в душевную боль..."
                Чувствуется, что автор к работе и своим товарищам относится с глубоким уважением и большой ответственностью. Образ механика описан ярко и правдиво. Болезнь за престиж своего судна, неисчерпаемая энергия стармеха вполне оправдывает его самовольный выход в район лова. Образно и немногословно звучат диалоги между стармехом и радистом, обоих – с тралмастером, и радиста – с заместителем председателя правления колхоза. Весь рассказ в силу простоты изложения  и откровенности читается легко. Действия героев логичны, последовательны и понятны. И хотя в рассказе нет особенно ярких картин фона жизнеописания рыбаков, они реально воспринимаемы и полностью раскрывают глубину рыбацкой души. Упорство, самоотверженность и смелость присуща рыбакам, и это чувствуется в рассказе "Колхоз – дело добровольное". Типичен разговор механика с капитаном другого МРСа, он как бы раскрывает маленькие тайны и хитрости, присущие капитанам активного лова: "...Да, вот, ...тут, ...в общей куче судов. ...Работаем потихоньку". А ведь за этим "работаем потихоньку" кроется нелёгкий труд рыбака – замёт за замётом.
                В первом варианте рассказа, представленного на семинар писателей-маринистов в сентябре 1985 года, к Струначёву были предъявлены мои претензии: неудобочитаемость "грузинизмов" старшего механика, некоторые повторы, встречающиеся в рассказе. Во втором варианте он учёл эти замечания, а также, на мой взгляд, удачно, небольшим введённым абзацем, устранил неправдоподобность и наивность сценки: механик-радист, где они "упорно изучали судовой магнитный компас, пытаясь отыскать северную часть картушки": "Пусть не удивляются некоторые натасканные в морском деле читатели происшедшему нюансу. Надо понимать, что стармех хотя и был опытным рыбаком, - никогда не был судоводителем. А может спросонок  не успел осознать смысл сказанного. А может "старпом" сбил его с панталыку..."такое предварительное объяснение вполне оправдывает происшедший юмористический случай. И потом, как это и случается нередко до смешного, в жизни, непонятное обнаруживает сторонний наблюдатель, в данном случае, первый раз самостоятельно вышедший в море старпом-радист: "Слушай, Вахтанг Серапионыч, погляди сюда, это не то, что нам надо? - обратился он к продолжавшему глядеть на компас стармеху".
                После определённой доработки рассказа, путём подготовки читателя неоднократными воспоминаниями и представлениями "старпома" о том, чем должен заниматься капитан по уставу и чем он занимается на самом деле, оправдывается и заключительная сцена рассказа – встреча старпома и капитана на пирсе. Хотя я, как бывший капитан, возмущён таким гордяческим пренебрежением "старпома" к своему капитану. Но это, наверное, даже здорово, что автор неординарно паказал положительного, вроде бы, героя, что заключительная часть вызывает противоречивые эмоции. Такие люди есть  не только на флоте. Особенно молодые, для которых принцип дороже понимания. Но скорее всего он не подал руку капитану из-за того, что не смог простить ему своего минутного испуга при заходе в реку. Ведь будь капитан на судне, ничего страшного могло бы и не произойти...

                ***
                Рассказ "Оштафуйте... камбалу" - короток, содержателен, динамичен и крайне интересен. Автор умело и уместно использует судовые термины. Ему удалось очень тонко подметить некоторую вынужденную слабость капитана, в смысле заискивания перед инспектором рыбвода: "Чем порадуете? - немного заискивая перед инспектором, спросил капитан, пропуская его вперёд. - Может, посидим?.." Автор ненавязчиво, исподволь раскрывает очень сложные взаимоотношения на промысле между рыбаками и рыбоинспекцией, и поднимает важную проблему лова и сдачи рыбы.
                "В районе массового нереста камбалы не работал. Выше 54 градуса не забегал. На изобатах менее ста метров не тралил. В донном варианте трал у меня не ходил. Все записи в судовом и промысловом журналах правильные... Всё, кажется, соответствует правилам рыболовства. Я же не загонял её в трал специально..."
                Словами капитан сказал всё: "Оштрафуйте... камбалу". Капитан был прав. Но молодой инспектор всё-таки составил протокол. Инструкция – есть инструкция. Даже если она во вред производству – её надо выполнять. "Пишите в вышестоящие инстанции, доказывайте. Если окажетесь правы, Правила пересмотрят. Всё в человеческих силах".
Прочитав эти строки, видишь маленький траулер под бортом огромной плавбазы, скучающего инспектора рыбвода, наблюдающего за выгрузкой рыбы, и капитана, расстроенного тем, что не отсортировал прилов, не выбросил злополучную камбалу за борт.
                Рассказ написан в апреле 1983 года. Уже тогда автор поднимал важнейшую экологическую проблему камчатского шельфа. "Каждое судно за рейс раза по два выбрасывает из трюма улов по сказанным уже причинам. А сколько здесь судов?! Магаданцы, приморцы, сахалинцы, хабаровчане, наши, камчадалы..." Но рассказ не был напечатан из-за претензий камчатской цензуры. Рассказ "Оштрафуйте... камбалу" - удачная работа автора.
                Манера письма Геннадия Струначёва-Отрока самобытна. Присутствие в его рассказах уважительной иронии к своим героям (персонажам), уместного юмора, резко отличает его стиль от стиля других наших камчатских писателей-маринистов, например, Н Рыжиха или Н. Санеева. Своеобразная, флотская манера повествования делает рассказы увлекательными и интересными.

                Р.А. Коренев,
                член Союза писателей СССР,
                капитан дальнего плавания.
                Ноябрь 1987 г.