Учиться, учиться... или не учиться?

Татьяна Щербакова
             УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ… ИЛИ НЕ УЧИТЬСЯ?


Российские власти сегодня с телеэкранов  на словах опровергают разнесшуюся по всей России молву о предстоящей платности школьного образования. Я лично наблюдала в этот момент реакцию пап и мам на, казалось бы, сверхтревожное сообщение в одной из тульских школ. Однако никакой тревоги со стороны родителей не обнаружила.  Они вообще никак не отреагировали на эти слова. Неужели им все равно?
Конечно, нет. Но они так устали от всех немыслимых нововведений, от бесконечных денежных поборов тех же директоров учебных заведений, что у них, наверное, просто нет сил как-то реагировать на еще одно школьное новшество, которое вытянет из них последние оставшиеся силы. Знают ли в Правительстве и в Госдуме, что  не менее половины родителей детей младших классов про себя уже решили: если уж случится такое, то они просто не поведут ребятишек первого сентября в школу, а  подождут, что будет. Может, потом как-нибудь и обойдется. А большого российского перепуга и на этот раз не произошло, хотя реформа образования коснулась практически каждого гражданина. Баррикады родители строить не побежали.
Стоит ли удивляться такой покорности своей судьбе со стороны большинства населения огромной страны? После всего, что натворила наша школа с ее детьми – не стоит. Сегодня мы узнаем, что, оказывается, в Советском Союзе была немецкая система школьного образования. А сейчас – американская. Какая бы она не была, сегодня из стен школы выходит сто процентов больных детей, а 57 процентов населения Тульской области недавно в интерактивном опросе назвали себя  безграмотными. Так на что же люди истратили свое здоровье, стали инвалидами с детства? Ведь школа не дает никакой профессии, а работы в регионе нет даже для выпускников вузов. Только 20 процентов из них находят работу по специальности.
Между тем учащиеся уже в младших классах начинают терять здоровье. А этой зимой  двое ребятишек в тульских школах скончались прямо на уроках. И немудрено, если уже во втором классе на доске висит теорема Пифагора, а родные русские слова так анатомированы по  английской транскрипции, что стали совсем незнакомы, и во втором классе дети еще  едва-едва читают. И не знают русский алфавит, путая его с английским, немецким или французским. А то и с двумя  иностранными сразу – в зависимости, учатся они в обычной школе или в гимназии. В последней  обучение двум иностранным языкам обязательно. А кто это велел?
Сейчас специалисты и политики все чаще говорят о том, что наблюдается тотальная бесконтрольность Министерства образования и науки. Поэтому чиновники этого ведомства позволяют себе принимать решения, не считаясь с тем, что они касаются почти всех граждан страны и влияют на будущее  государства. Самое печальное, что  эти решения, направленные на утяжеление школьных программ, на раздувание их объема,  вредны в основном здоровью детей. И это особенно непростительно тем, кто принимает такие решения, будучи у руководства страной и отвечает за здоровье ее граждан.
Масла в огонь, пожирающий здоровье нации,  подливают всяческие  конкурсы на звание учителя года, на всевозможные гранты  педагогам и школам. В погоне за наградами в солидном денежном вознаграждении педагоги  поистине сходят с ума, чудовищно отягощая и без того тяжеловесные и неудобоваримые школьные программы, в которых, к примеру, первоклассники, едва научившись читать, должны  освоить скороговорки,  которые включены в программу обучения  артистической речи в театральных вузах. Это самый сложный предмет для взрослых людей, а тут – дети… Ну и закипают незрелые мозги, и случаются на уроках инсульты и инфаркты, внезапные остановки сердца даже у восьмилетних лапушек.
Думается, придет время, и виновные в этих «общеобразовательных» истязаниях будут названы, а действия их по нанесению вреда здоровью нации оценят по заслугам. А пока сами родители серьезно задумываются над тем, что важнее их ребенку: освоить азы высшей математики в первом классе, английскую транскрипцию русских слов, актерскую речь или сохранить здоровье? И склоняются к последнему. Все чаще мамы и папы просят освободить их ребятишек от уроков физкультуры, пения, труда. Стараются забрать домой пораньше, ограничиваясь  математикой, русским языком и чтением. И именно об этих уроках, как о платных в перспективе, идет речь в опубликованных  рецензиях на новый закон об образовании. Идет крик по всей России: если отнять физкультуру, пение, рисование и труд у школьников, они останутся невоспитанными неучами. А родители  смотрят на своих измученных больных чад и думают: «Да не нужны нам ваши физкультура и рисование, отпустите загнанную детскую душу на покаяние, дайте  ребенку вздохнуть, не отнимайте у него жизнь непонятно на что!»
И за труд, и за физкультуру, и за рисование, и за пение даже в той убогой форме, в какой их уже  сто лет преподают в российской школе, особенно активные родители могли бы постоять, если бы их дети не были  так безбожно загружены главными учебными предметами. И тут уже не до пения или рисования. Тут папы и мамы всерьез начинают задумываться о ненужности, к примеру, географии, истории, химии, физики, обществознания, не говоря уже о литературе, которая преподается так немыслимо в сегодняшней школе, что стала главным ненавидимым предметом у большинства учащихся.
Почему такое происходит? Потому, что то образование, которое дает нынче российская школа,  перейдя на изощренную американскую систему обучения, рассчитана на поступление детей в вузы. Но это для большинства граждан нашей страны сегодня  невозможно из-за сверхнизкого  уровня семейных доходов и высокой платы за высшее образование. Настало, наконец, время, когда перед ними встает выбор: угробить здоровье ребенка и сократить ему жизнь ради получения ненужного аттестата зрелости или сохранить это здоровье ради полноценной жизни и приемлемой работы? И если  действительно власти примут новые стандарты образования, которые будут весьма усеченными, но не опасными для здоровья, то многие родители их примут с удовлетворением только по этой причине.
Но правильно ли это будет для государства, для его интересов? А это уже решать нашим законодателям и Правительству, которое не может сегодня обеспечить людям  нормальную работу и зарплату. Поэтому, видимо, и ищет некий компромисс в развитии страны. Раз она сегодня не развивается такими темпами, как это было в СССР, то и темпы образования должны соответствовать действительности, а не витать в облаках. Стоит ли сегодня удивляться тому, что Япония тратит на образование из своего ВВП  в четыре раза средств больше, чем мы, а Таиланд и вовсе – в шесть раз больше? У нас  некоторые теледивы, члены Общественной палаты, утверждают на всю страну с экранов телевизоров:  раз в России  капитализм, то соревнуйтесь,  жмите из себя семь потов и тогда вы всего добьетесь! Глупость подобных высказываний очевидна. Непонятно только, почему эту глупость впустили в Общественную палату?  Образование стоит всегда над системой и развивает ее, и любая система смотрит на образование снизу вверх. В развитых капиталистических странах  все образование бесплатно, и у  детей есть одинаковый старт. Так было и в СССР, когда учили каждого изо всех сил, потому что страна стремительно развивались. Тогда  молодежи был смысл учиться, учиться и учиться, потому что были прямые возможности получить высшее образование и работу по специальности с гарантированной зарплатой и таким «соцпакетом», который  сегодня и не приснится даже в самом сладком сне ни одному безработному.
Именно из-за стагнации в развитии страна вынуждена опускать планку образованности общества.  Если в самом деле стандарт в школах  будет минимальным, а предметы станут платными, то  пятьдесят процентов учащихся останется дома. Такое уже происходит ныне и в бесплатной школе. Началось это в российском селе, где продолжается тотальное закрытие школ. Малокомплектные школы в той же Тульской области закрыли и продолжают закрывать, а возить ребят в райцентры не на чем, не хватает половины необходимых для этого автобусов. Впрочем, это предвиделось. Но не в автобусах, видно, было дело. Скорее всего,  происходит отсев молодежи, у которой отнимают перспективу хорошо устроиться в жизни без личных материальных затрат. Сегодня сладких бюджетных пряников в Росси  не хватает на всех детей. Первые попали «под раздачу»  сельские школьники. Многие сегодня сидят дома. Их образование закончилось, а у некоторых даже и не начиналось. Недавно практически решилась судьба еще одной малокомплектной – в деревне Ботня  Алексинского района. Ее десять учащихся не сядут в сентябре за парту родной школы. У местного муниципалитета нет денег на ее содержание. Таков был суровый ответ  жителям  деревни Ботня из администрации.
А ведь можно было не доводить дело до поистине трагической ситуации, которая сегодня складывается в российском образовании. Давно нужно было подумать в Министерстве образования о разделении общеобразовательной школы – но не на  автономные, бюджетные и казенные, как это планируется сделать сейчас. Здесь  необходим другой подход.  Если уж поднимали планку  школьного образования на немыслимую высоту, сделав образование по сути недоступным для восьмидесяти процентов  школьников, то сразу надо было  создавать  школы с разным уровнем подготовки. Но с советских времен в Туле осталась только одна такая школа с нарицательным номером 26 – для умственно отсталых детей.
На самом деле эта коррекционная школа сегодня  привлекает внимание все большего числа родителей. И не удивительно. Ее история охватывает семьдесят лет. Расположена она в новом  просторном здании в центре города. Но вместо трехсот человек там занимается восемьдесят. Неужели все больные дети стали в одночасье умными и побежали в обычные школы? Ничего подобного.  В каждом классе обычной школы учатся сегодня дети обеспеченных родителей, которые приплачивают директорам и педагогам только за то, чтобы их чадо  находилось среди обычных детей. Никакого образования они тут не получат никогда, потому что не освоят ни одного предмета. Зато  многие мамы и папы нормальных детей хотели бы  отправить своих ребятишек в такую школу, в которой их не загоняли бы до смерти, как в обычной, а с чувством, толком, с расстановкой учили бы читать и писать. И этим отличатся как раз тульская коррекционная школа №26. Хороша она и тем, что дает своим детям профессию. Отсюда выпускников охотно принимают на работу на заводы.
Есть в Тульской области еще одна замечательная школа - №1 в Новомосковске. И тоже – для больных детей. Здесь учатся 400 ребят с различными диагнозами – от астмы до нарушений опорно-двигательного аппарата. Задача этой школы – учить и лечить детей одновременно. Занятия построены так, что детское здоровье от них только улучшается. Ну разве это не мечта любого родителя!
Вот такие школы сегодня нужны в России, которая мечется со школьным образованием, как курица с яйцом, а снести его не может. Правительство и депутаты РФ  должны бы подумать, не как половчее обобрать несчастных родителей, а как сохранить здоровье их детям. И создать школы нового качества.  А селу вернуть все закрытые малокомплектные школы. Бог и народ за это страну вознаградят.


Газета "Сельская жизнь" Москва. 2012 год.