Бедные и несчастливые

Зоя Агаева Десницкая
               
Я всегда была уверена,что  когда люди  постоянно повторяют,что воздастся по заслугам,то так оно и будет. Когда  думаю о своей свекрови,то постоянно меня беспокоит  вопрос: почему же с ней так   жестоко   обошлась  судьба? За что? Я думаю об этом постоянно и не могу  найти ответа.
         Она стала болеть после Чернобыльской трагедии.В тот день,когда все произошло, был выходной.Теплый весенний денечек.Каждый год в одно и то же время моя свекровь,Валерия Лукинична,отправлялась на кладбище.Сначала она садилась в автобус,потом на метро,доезжала до станции"Лесная",пересаживалась опять на автобус и добиралась  до Лесного кладбища.С собой она возила  ведерко,тряпочки,кисточки ,краску и обязательно  семена разных весенне-летних цветочков. Сначала она убирала у своей свекрови. Тут  работы было немного: отмыть от зимы мрамор,протереть до блеска, разрыхлить землю и посеять цветочки. А там,дальше, если идти по аллее , минут 30, там лежала  сестра и мама свекрови. Здесь работы было побольше.Никто из родственников не навещал их.Потому раз в год моя свекровь наводила капитальный порядок. Выдергивала, хорошо проросшие в землю,  корни травы, очищала от сухих листьев, зачищала и  мыла металлические кресты , изгородь, а потом  пока все сохло,она искала работников кладбища, узнавала ,не могут ли они подсыпать хорошей землицы. А те охотно за ее же деньги,привозили на тачках землю,рассыпали ее и она тогда принималась за работу. Никогда не жаловалась на усталость.Там солнце,птицы поют и какая-то особенная звенящая  тишина. Нет,она никогда не думала о еде.Брала с собой только сладости ,чтобы раздать, небольшую бутылочку водки,чтобы разлить их в чистые стаканчики и несколько кусочков хлеба.Когда она заканчивала покраску,время подходило к обеду,а ей нужно было успеть еще на два кладбища.
                Возвращалась  к метро и ехала до станции  Святошино. Там автобус ее довозил до  кладбища Берковцы. Здесь  лежал  отец ее свекрови.Замечательный человек! Когда  она рассказывала  о нем,глаза ее светились  нежностью и быстро наполнялись влагой. Место было  не очень хорошее. Но она быстро бралась за дело и за какой-то час,два, там все было  в порядке.
                И опять автобус,метро,автобус и центральное кладбище Байково.  Здесь  лежала бабушка ее мужа. Нужно было идти  далеко  к крану ,чтоб набрать воды,но она не обращала внимания на такие пустяки. День близился к вечеру. Хорошо,что здесь было совсем   не далеко от дома.
                Я помню,какая уставшая,но довольная , приезжала она домой. "Всех повидала," -отчитывалась  мужу. Ни разу не сказала,что не поедет, не сможет,надоело.  Самое удивительное,что это были близкие ее мужа. А он ни разу не был там.Вряд ли он знал,кто где лежит.Даже свою маму он не проводил.Он был хороший человек,добрый,любил всех,помнил.Но не любил эти места , не переносил.
                Когда  приехала с кладбища ,ей было плохо. Она еще не знала,что   случилось в Чернобыле. Сказала лишь,что как- то внезапно  что-то произошло в воздухе.  Сначала светило солнышко,а потом   все порозовело вокруг , было так необычно. И стало сильно  першить в горле, она думает ,что просто  от запаха краски. Она и не спешила домой, ничего же не произошло.  После этого  свекровь  все чаще жаловалась на недомогание . Что болело ,сказать не могла, просто было  нехорошо. Но на работу ходила и больничный не брала.
                Когда  мы с мужем были далеко, писала,что трудно ходить.Ноги стали сильно болеть.Сердце чаще стало напоминать о себе. Через несколько лет  не стало свекра. Он очень  тосковал  по своей работе, жизнь ему стала неинтересна.И однажды сердце его остановилось. Свекровь осталась одна. К тому времени она тоже была на пенсии.  Мы были спокойны за нее,потому что там,рядом , была ее  дочь и внучка. Валерия Лукинична часто нам писала,что так любит их,жалеет,они такие несчастливые.
                Я помню , когда  впервые  появилась в их  семье, сестру мужа, Лиду,  видела нечасто. Она жила в кооперативной квартире в соседнем микрорайоне.Работала в каком-то медучреждении с утра и до глубокой ночи,появлялась дома поздно ночью,когда муж и 14 летняя дочь, Ольга, спали. Это длилось так долго,что муж Лиды, Коля, не выдержал,ушел жить к своей  матери. Оля,наша племянница,частенько приезжала к бабушке,потому что часто ссорилась со своей  мамой. В свои годы была она очень  своенравной. Знала чего хотела в жизни. Уже тогда она знала,как почистить лицо у косметолога, как и какими травами мыть голову.чтобы волосы были густыми и здоровыми, что есть,чтобы не поправиться.Самое удивительное,что в 14 лет,она могла ограничивать себя в еде и сидеть на кашках,чтобы выглядеть хорошо.Она была девушка,как говорят,кровь с молоком. Ну,может нос был не идеальный, но  у нее  были   огромные темные глаза,обрамленные длинными стреловидными ресницами, зубы ровные, белые как жемчуг. Она хорошо знала,чего хочет.Однажды мы с ней шли по Крещатику и у Бессарабского  рынка к нам  пристал какой-то мужчина с желанием погадать по руке. На лице у него было написано,что он ловелас, ему нужен был предлог ,чтобы пообщаться.  Ольга схватила меня за руку и настойчиво  протянула и ему руку.Он тогда улыбнулся ,посмотрел на ладонь и сказал,что сейчас у нее дела не очень, а  в будущем у нее будет много поклонников,но все они от нее уйдут, с ней будет холодно. Я   не верю,что этот человек умел гадать,но он, вероятно, был хороший психолог.
                Прошли годы.Ольга закончила институт.Вышла замуж.Мужа она себе выбрала.Он  был от нее без ума,а она прислушалась к наставлениям своей мамы,что с ним  и его родителями  как за каменной стеной. Он был сыном влиятельного высокопоставленного чиновника. Родители его были против  неравного брака.У них были другие планы.Но  дети  все-таки поженились. И  началась совсем  другая жизнь.  Квартира в центре города,дача, путевки за границу, затем, вместо квартиры, престижный коттедж в центре города.Свекровь восторженно  писала,что у Ольги в доме три этажа,22 окна, огромный сад и даже поле для гольфа. Была ли она у внучки,точно не скажу. Лиде  тоже повезло.  Она смогла продать свою старую квартиру и приобрести новую, с евроремонтом. Родственники помогли  ей.Сделали хорошую пенсию, приравняв ее к ликвидаторам Чернобыля,хотя она,наверное,не знает,где Чернобыль  находится. Нам все нравилось в этой истории. Теперь не придется бабушке экономить на себе и  давать деньги на красивые туфли,на одежду,на учебу.
                Летом  мы приехали в отпуск,свекровь  поделилась своими планами.  Дочь и внучка  решили переселить бабушку к себе поближе.Для этого мы должны были  ей купить однокомнатную квартиру в доме у Лиды.А эту, двушку, они будут сдавать.Но свекровь  подчеркнула,что  деньги  от аренды будут делиться между ними всеми.У нас на тот момент не было таких денег.Она обиделась. Как -то мы стали замечать,что она стала от нас отдаляться. Когда мы были рядом,  оплачивали квартиру, закупали на зиму овощи, таскали продукты,лекарства.Надо было ей что-то в дом,покупали в дом.Какие бы продукты мы не приносили,она всегда оставалась недовольна. Курица без запаха,мясо жесткое, рыба не свежая. "Вот Ольга мне привезла самую вкусную курицу,рыбу, мясо,"-говорила она.  Когда бы мы ни приезжали, у нее только заканчивались наши продукты.А она все говорила,что завтра приедет внучка,послезавтра- дочь ,навезут ей всего.  Потом звонила нам и жалела,что они бедные, несчастные,работают,им некогда.
                Как -то  свекровь   направили в больницу,подлечиться. Каждый день она ждала свою внучку ,потому что та обещала обязательно навестить ее.  Когда мы собирались  в больницу,она попросила меня положить в сумку свадебный альбом  внучки. С какой гордостью она показывала его своим соседкам. Понимаю,она тогда чувствовала себя частичкой этой  состоятельной семьи.И  была уверена,что она в этой семье тоже не посторонний человек.  Вот теперь она мечтала поскорей показать его палатным соседкам. Представляю,как она брала каждую фотографию своими больными и распухшими пальцами ,прикладывала их к губам: вот внученька на Кипре,это их квартира собственная,папа им купил.А вот дом в Пуще-Водице, папа им строит; вот скромный домик в Крыму. Я  все время  думаю,почему же она считала их  бедными и несчастливыми?
                В следующий наш приезд свекровь уже болела. Как -то так выходило,что мы практически не виделись с родственниками.Ни с сестрой,ни с племянницей. Свекровь всегда говорила,что они крутятся сейчас в таких кругах,что  чего нам туда вмешиваться.Мы и не спорили.  У Лиды и моего мужа  была родная мама,а отцы -разные.Сестре всегда казалось,что брату дают больше и много,а ее обделяют. При том,что мы жили далеко,материально помогали ,   все равно в разговорах по телефону проскальзывала ревность и упрек,что нам все,а им ничего. Как- то позвонила свекровь,сказала,что внучка  со своим известным свекром хотят устроить   ее  в  хорошую больницу.Чтобы мы пока не приезжали. Она сама нам позвонит. Потом, когда будет дома. Мы не настаивали.К тому времени на руках у нас был новорожденный сын. Позвонила она нам через месяц.Сказала,что все хорошо.Чувствует себя хорошо.Все  врачи перед ней раскланивались,а внучка навещала  каждый день.А дочь на даче, там у нее проблемы.
         Мы решили приехать к ней без предупреждения. Выглядела она плохо.Похудевшая и очень бледная,  медленно ходила по дому. В последние годы между нами как будто  кошка дорогу перебежала. Одно письмо, которое она нам прислала, было как бы пояснением того,почему мы отдалились.В нем она обращалась к сыну,что он живет ради себя и своей жены.Покупает ей драгоценности, балует дорогими вещами ,а маме? Приезжает в отпуск и решает чужие проблемы. В письме она также писала,что он такой "хороший" брат,что не может навестить сестру.Ведь сестра так любит его и постоянно плачет,что он такой чужой,бессердечный.Вот потому она решила написать дарственную на квартиру своей внучке. Мало ли что в жизни,а ей квартира  пригодится.Тем более ,она обещает досмотреть за ней,похоронить и поставить им с дедом памятник из красного камня.
                Мы были в недоумении. Приехали в отпуск,  месяц бегали по инстанциям,чтобы  переписать   на нее ее же квартиру. Через полгода  после смерти отца ,никто не повез ее переоформлять  наследство.Только через год мы смогли  оформить все бумаги. 
                И вот сейчас,когда  бабушка обнимает своего долгожданного внука,а тот смирно сидит на ее обессиленных руках,словно происходит какой-то внутренний диалог между ними,она пытается улыбаться.
               
                На следующий день  позвонила  соседка свекрови и сказала,что  маме  плохо.  Она уже перезвонила и дочери Лиде ,та ответила ,что ничего не может сделать,ей надо на дачу.А  Ольга ответила,что занимает такой ответственный пост в банке,что бросить работу не может.
                Свекровь  лежала  какая-то маленькая, иссохшая, замученная. Шепотом сказала,что у нее все болит,она не может терпеть,ночью кричит,даже соседи прибегали. В холодильнике стоял нетронутый суп, котлеты,что приготовили вчера.  Потом  начала тихо рассказывать о том,что ее девочки звонят и беспокоятся о ней ежедневно.  А внучка привезла личного врача, профессора. И кровь брали у нее прямо дома.
                Мы позвонили Ольге. Она сказала,что с кровью все хорошо.Нет никаких проблем.Тогда мы  вызвали участкового врача.
                -Знаете, - сказала врач,  -вызывайте онколога.Он должен ее осмотреть. 
                -Привезите с Института Онкологии ведущего врача,который ее оперировал.Заплатите ему, пусть он  посмотрит ее  Скажете, от меня!-посоветовала Ольга.
                -Ну как же так! - огорченно всплеснул руками врач.-Я же объяснял Ольге Николаевне,что после операции мы должны будем следить за ней. А сейчас,извините,она в запущенной форме. Кашляет? Нет?  Ну тогда есть  пару недель.А если будет подкашливать,еще меньше.  Ей уже давно надо вводить сильные успокаивающие.Пусть участковый онколог выпишет,а медсестра будет приходить делать уколы.
                -Дядюшка,ты понимаешь,что если бабушке  будут вводить  эти лекарства,у нее появится аппетит.Она дольше будет жить,-огорченно сказала племянница.   -Ладно,я приеду после работы,проведаю бабушку.
                Ольга приехала вечером.
                -Дядюшка,я не буду к бабушке подходить,а то у меня  ранка на пальце,всякое может быть. Давай так,дядюшка:два дня ты  находишься у бабушки,два- мама.Ты там купи все необходимое,надо же  памперсы,бинты,может стульчик бы такой,понимаешь...
               После уколов боль отпускала на время. Свекровь с удовольствием  пила морс, просила что-то вкусное и супчики. Лида меняла брата через два дня   Неизменно привозила с собой две бутылки минеральной воды.  Все время недовольная. Свекровь жаловалась при ней сыну.
               -Ольга мне жалеет воды,-тихо шептала она.-А я очень пить хочу.Слезы катились из ее глаз.-Почему?-спрашивала она.-Почему?! Если бы я могла все изменить...
                -Мама,ты такая странная.Откуда у меня деньги,я же пенсионерка! Ты  помнишь,Ольга  привозила продукты,брала часть денег у тебя? Ты  понимаешь,мой зять  чужой тебе  человек, ему эти растраты могли не понравиться. А у нее откуда деньги? Столько проблем всяких.Ты должна понимать!
                А потом матери    стало совсем  плохо. Она стала подкашливать,иногда  бредила,лежала отрешенная и безучастная. Внучка с дочерью пригласили к ней священника, сказали,что соборовали ее.  А в день,когда ее не стало, дочь и сын были рядом. Наверное,они чувствовали что-то,не расходились.
                -Я буду на кухне,- сказала сестра,- покойников боюсь.
 Когда позвонили внучке, надо срочно приезжать,бабушка отходит, она ответила,конечно,сейчас кустарники подстрижет и приедет.А потом перезвонили  ей еще два раза.
                -Дядюшка, бабушке  уже все равно,есть  ли я там.  Запиши телефон,вызывай бригаду.Там все сделают.А завтра встретимся и все обсудим.
                Она подъехала к дому на своей машине.Уверенно подошла к столику в кафе. Сказала,что  не стоит тратиться и заказывать поминальный обед на многих,только на своих. Мы были категоричны: закажем на всех соседей в доме,коллег по работе,друзей,что пришли проводить свекровь. Потом,когда оплачивали  счет,  внучка махала кредитной карточкой,говорила,рада бы помочь материально,но налички нет.Денег не было ни завтра,ни потом. Ни на что
                Забирать  из морга  маму поехал сын и его друзья,которые хорошо знали Валерию Лукиничну.
                -Дядюшка,посмотри какое у бабушки лицо? Если суровое,попроси там визажиста, пусть улыбку нарисуют.Да,закажи  и от нас пару венков.Только недорогие.Все равно на кладбище украдут.
                Свекровь провожал весь двор.Приехали ее подруги,бывшие коллеги.Цветов было много, венков.Там и Лида с Ольгой стояли.На цветы денег не нашлось.
                -  Я хочу сказать про мою бабушку.Она замечательная.Она меня так любила!-громко сказала внучка,обращаясь ко всем.И в голосе не было ни печали ни сострадания. Скорее самолюбование.
                Когда  все  собрались в кафе,Ольга призналась нам: квартиру бабушкину она давно заложила.Купила себе новую машину и кое- что вложила в дом.Но бабушка перед смертью просила отдать  третью часть квартиры нам. Она отдаст обязательно.Только перезаложит мамину квартиру.       
И потом,они с мамой очень верующие,им их священник сказал,что сейчас  пост,они не будут устраивать поминальные дни ни в 9 ,ни в 40 дней.Отнесут в церковь продукты.А про памятник? Впервые слышит! Даже не говорили про это!
                Мы  проведываем родителей. Убираем,сажаем, красим.Они переживали,что не станет их,никто и не придет. Мы ходим. За пять лет ни разу не встретились с такими бедными и несчастливыми.Как они? Стали ли счастливей? Богаче?  Не знаем. Честно говоря,и  не хочется знать.