Выигранный бой

Фёдор Киприянович Чернов
               
   Великая армия Наполеона подошла уже к Смоленску, за которым   открывалась дорога на древнюю столицу России. Вольтижёр  Жорж – рядовой лёгкого полка,  впервые должен был участвовать в сражении с русскими. Он с гордостью всё оглядывал свой тёмно-синий мундир, так сильно отличавшийся от яркой, красочной формы представителей других родов войск. Рядом с ним находился его отец – ветеран кампании. Бородатого  Балиана, мощного телом и крепкого духом воина, знали многие. Это несколько ободряло юного бойца, но всё же он очень волновался. Утром их полк выдвинулся вместе с основными силами. Пора, пора было дать генеральное сражение с отступающими вглубь  громадной империи русскими войсками, чтобы вырвать победу у них и продиктовать свои условия. Одноглавый французский орёл расправил крылья в предвкушении победы или хотя бы повреждения одной из голов орла российского.

Вначале шли колонной. Вдруг послышалась артиллерийская пальба. Лёгкий полк развернулся и двинулся на врага. Впереди Жорж увидел вражеские построения. Раздалась ружейная трескотня. По сигналу командира  Жорж, сверкая синими очами, зарядил ружьё и выстрелил. Пальба усилилась.  Вольтижёры продвигались вперёд, стреляя, стараясь расстроить ряды противника и дать возможность линейной пехоте опрокинуть врага. Поднялся дым от выстрелов. В стороне  слева раздался взрыв, взметнувший вверх комья земли, среди которых крутилось тело бойца. Жорж оступился и упал. Комья земли от взрыва упали недалеко от него. На миг он как будто оглох. Перед его глазами выплыло лицо Дианы, маркитантки, в которую он был безнадёжно влюблён. Она находилась в обозе великой армии. В  последний раз он подарил ей цветы, сорванные в поле. Скромные, небесной окраски, как глаза любимой. Его избранница только звонко рассмеялась над ним.

  Миг оглушения прошёл, в уши вновь ворвался грохот битвы. Дальше уже стало не до воспоминаний. Жорж поправил тяжёлый ранец из телячьей кожи с красной шерстью и резво вскочил. Вольтижёры делали перебежки, работая в парах: Жорж заряжал по команде командира отделения – своего отца, Марат, его напарник, стрелял. Затем Жорж перебегал вперёд и палил. Он  заметил, как справа рухнул  Жан. Впереди разорвалась граната. Какое-то неистовое упоение битвой охватило Жоржа. Навстречу им кинулись русские егеря.  Завязалась штыковая схватка. Перед юным вольтижёром возник высокий русский боец, устремившийся на него. Жорж еле успел отбить  штыковой удар. Тут же его отец заколол  врага и кинулся вперёд. На него набросились двое егерей, с которыми тот ловко стал биться. Жорж подскочил сбоку и прикладом  сбил приземистого широкоплечего  русского егеря. Мельком увидел  его в лицо:  губы  врага под  густыми длинными усами как будто растянулись в хищную улыбку. Со вторым противником справился отец. В это время усилился артиллерийский огонь противника. То тут, то там падали воины доблестной армии. Словно великан косил ряды французов как траву. Прозвучал приказ отступить. Но вот подошло подкрепление, и вновь стрелки пошли вперёд, дружно паля из ружей. Когда полк отвели на исходные позиции, Балиан поздравил сына с первым боем.

  - Ну, Егор-то каков, - вид свирепый: зубы оскалил, кивер на боку, орёт страшным голосом! – хохотал после баталии Влад  Балиан. Посмеялись и другие  вольтижёры. Каждый  говорил о наиболее ярком моменте  «сражения»  под Смоленском – событии, проводившемся в рамках  Фестиваля  исторических реконструкторов. Конечно, в рукопашных «схватках» реконструкторы лишь намечают удары. «Убитыми» и «ранеными» бойцы оказывались либо по приказу своих командиров, либо от избытка артистических способностей. Жорж и сам был «ранен» в бою, что не помешало ему затем вновь влиться в ряды атакующих. Взметнувшееся от взрыва тело, машущее руками и ногами, представляло из себя макет.

 В реальности Смоленск защищал корпус Н.Н.Раевского, который на следующий день заменили другими частями. На город наступал корпус маршала Нея, отошедший после кровопролитного боя. В первый день победа осталась за русскими. Позже к вечеру подошли другие французские части. Наполеон готовился к сражению с объединившейся русской армией под командованием Барклая-де-Толли и Багратиона. Но Барклай не стал рисковать всей армией, оставив на время оборонять древний город арьергард, нанёсший за два дня ощутимый урон неприятелю. Помощь своим оказывала также артиллерия армии, стоявшей за Днепром.

 Реконструкторы же «сражались» лишь несколько часов. Но грохот от пальбы был как в настоящем сражении.  Влад удивлялся не зря:  его огорчало, что сын  не проявлял должного интереса к истории  своей страны. Компьютер да английский язык были у него на первом плане. Но всё-таки отец  настоял на том, чтобы сын принял участие в поездке на фестиваль. И сын не посрамил отца, которому сам Сир - главнокомандующий после сражения присвоил офицерское звание. Затем состоялось торжественное захоронение найденных  останков  бойцов: русского егеря и французского артиллериста. На другой день состоится марш по Смоленску мимо любопытствующих жителей города, которому привелось испытать немало вражеских нашествий с запада. Состоится митинг возле памятника. После всех торжественных мероприятий боевые соратники, усталые, пойдут не спеша по городу, любуясь громадными стенами Смоленского кремля. Зайдут в парк, сядут отдохнуть на скамью. Прохожие будут фотографировать их, интересоваться подробностями «боевой жизни». Один мальчишка во все глаза уставится на них, как будто желая о чём-то спросить, но не решаясь. Его мать или бабушка – высокая худощавая женщина назидательно скажет ему:
 - Вот, Саша, смотри и запоминай, такого ты  в своей Канаде не увидишь!
 - Я знаю…, - грустно обронит тот.

 Но всё это будет завтра. А сегодня Жорж охвачен  восторгом после «сражения», гордостью от похвалы своего отца. Он доказал, что он настоящий мужчина. И на него наконец-то обратила внимание Диана, девушка, приехавшая из его города  на фестиваль. Он видел, как сегодня с ней пытался заигрывать усатый парень из полка русских егерей. Но она была к нему невнимательна, смотрела же с любопытством на Жоржа, то бишь Егора. Диана, одетая в платье француженки начала 19 века, подошла к нему, кокетливо поправила шляпку на чёрных курчавых волосах и промолвила, улыбаясь:
 - А ты, оказывается, отчаянный вояка!
- Диана, ты очень красивая! – выдохнул её обожатель. Много слов рвалось у него наружу. Но девушка, лукаво улыбнувшись, повернулась и отошла.

 Воины разбрелись по полю, отдыхая от боя. К юному вольтижёру подошёл тот самый егерь Павел. Он был мрачен.
 - Пей, - произнёс он, протягивая наполовину полный баллон пива. Когда тот отказался, выдохнул:
-  Слушай, поговорить надо, - кивнув головой в сторону. Они двинулись рядом, зашли за куст.
 -Ты к Дианке не лезь! Она моя, – зло высказался Павел, - понял, лягушатник?!
 - Посмотрим, кого она выберет, - негромко промолвил Егор.
 - Я её выбрал! Ты чё, не понял? – раздражённый Паша толкнул соперника в плечо.
 - Не толкайся, - тихо ответил Егор и тоже толкнул ревнивца.
И тут же получил удар в зубы. От неожиданности он закричал:
 - Ты что, сдурел?!
И еле увернулся от другого кулака. Зато от следующего удара у него посыпались искры из правого глаза, его отшатнуло назад. Парень пёр на него как конь, вставший на дыбы. Не мешкая, вольтижёр резко нагнулся, схватил за ноги  противника, превышавшего его ростом и силой, и толкнул того. Оказавшись сверху, он схватил его одной рукой за ворот, а другой звезданул агрессора в лицо. Тот крутанул Жоржа, то бишь, Егора. Но не успел воспользоваться своим приёмом, потому что юный соперник успел тоже крутануться, использовав инерцию движения Павла. В результате Егор вновь оказался сверху. Лёжа поперёк бузотёра, он изо всех сил удерживал на земле рвущегося наверх противника.

 Тут к ним подбежали другие соратники по увлечению и разняли бойцов. Подбежала Диана. Влюблённый «воин» поднялся, стряхнул пыль с мундира, поправил слипшиеся светлые волосы. Девушка стала стирать кровь с его лица платком. Павел вытирал кровь, текущую из носа, и говорил: "Диана, ты мне первую помощь сделай!"
Но та даже не повернула голову в сторону драчуна, нежно прикладывая платок к губам вольтижёра и спрашивая встревоженно, не больно ли тому. Егор, со счастливой улыбкой глядя на обожаемую девушку, подумал: "Бой  выигран!"