Мы выбираем традиции

Юлия Комарова
     Семейные традиции не вырастают искусственно, их нельзя "насадить" сверху или навязать семье.Приведу простой пример. В нашей семье весенне-летнее время оказалось очень богатым на именины и дни рождения. Чуть ли не каждую неделю семья собиралась за большим столом и пела "Многая лета" очередному имениннику. И вот однажды наступил воскресный день, мы приехали из церкви, сели за стол, и самая младшая трёхлетняя Еленка встала на своём высоком стульчике и громко запела "Многая лета", хотя именин на сей раз в нашей семье не было. Так рождается традиция. Так она закрепляется в семье.

Традиции и праздники.

     Традиции обычно связаны с праздниками. До революции они были привязаны к церковному году, и это прекрасно описал И.Шмелёв в книге "Лето Господне", которая стала хрестоматией христианской жизни для нас - тех, кто пришли в церковь после длительной советской "паузы" безверия. Мы изо всех сил старались подражать семейному укладу, который веками складывался в царской России, но зачастую - безуспешно. Почему? Потому что время очень сильно изменилось. И если в советское время всё-таки праздники ещё были привязаны к церковным - тот же Новый год - к Рождеству, 8 марта - к Масленице, 1 мая - к Пасхе - то постсоветское время стало тяготеть к западным ценностям и вдруг оказалось, что молодёжь с удовольствием празднует Хэллоуин и Валентинов день, о которых раньше не было ни слуху, ни духу. Заметьте, что эти праздники никак не привязаны к русским традиционным, но внутренняя потребность их закрепления, очевидно, была, раз они прижились на нашей почве.

Традиции и внутренние потребности семьи.

      И всё-таки создание внутресемейных традиций зависит только от самой семьи: от её возможностей, от её направленности. У людей верующих неизбежно закрепляются церковные традиции. Например, мы обязательно печём свои куличи и сами красим яйца на Пасху, несмотря на то, что многие мамы моего возраста с удивлением замечают: "А зачем? Всё же можно купить в супермаркете, и совсем недорого!" Чтобы понять, что вот эти самые действия и усилия на приготовление своей личной особенной трапезы являются семейной традицией, надо самому попытаться совершить этот небольшой подвиг хотя бы раз в жизни. Вот у моих близких никаких вопросов относительно целесообразности таких действий не возникает - и именно потому, что из года в год вот уже больше десяти лет мы так готовимся к главному Празднику года. И если Рождество традиционно ещё остаётся всеобщим праздником, мировым по своим традициям, то Пасха и именины - это уже сугубо наша, православная традиция. Тем она и интересна в контексте этой статьи.

Церковные традиции как устоявшася ценность.

       Кстати, именно церковные праздники вносят в жизнь верующей семьи множество красивых традиций, закреплённых веками: берёзовые веточки на Троицу и пушистая верба на Неделю Ваий, рождественская ёлочка и пасхальные куличи,именинные пироги и яблоки на Спас, даже такая красивая женская традиция надевать голубые платочки на богородичные праздники, зелёные - на Троицу и т.д... Всё это пришло или перешло ещё из тех самых благополучных времён, когда семейные традиции прекрасно вписывались в общегосударственный масштаб. Хорошо им было поститься, когда рынки все переходили на постную продукцию, в трактирах не подавали мясное, даже театры прекращали свою работу. Кстати, моя подруга, побывавшая в Греции Великим постом, рассказывала, что не смогла посетить театр в Афинах под открытым небом, потому что представления начинались только после Пасхи. А нам поститься тем тяжелей, что удивительным образом во время постов реклама мясных продуктов становится всё изощрённей, а в супермаркетах всё ярче и насыщенней аромат скоромного съестного. И тем не менее, традиции постного стола - это тоже семейные традиции, и они обязательно складываются в православной семье. Гороховый суп по пятницам, отсутствие конфет на столе, но появление варенья и мёда - это уже говорит детям о том, что сегодня постный день. Очень хороши традиции отключения ТВ и интернета на Великий пост. Или традиция общей генеральной уборки перед большими праздниками, особенно актуальная в большой семье, когда мама просто физически не успевает убирать за каждым чадом и поддерживать идеальную чистоту дома.

Семейная традиция укрепляет "ячейку общества".

     Замечу, что даже такие простые традиции не явились как следствие желания закрепить их в нашей семье, а возникли естественным путём, исходя из потребностей нашей конкретной семьи, из её повседневной жизни, из повторения ежегодного цикла. Тем важнее каждому понять, что только традиции, только повторяющиеся общие действия, способны укрепить семью, связать каждого друг с другом общими интересами и общими ценностями. Русская семья никогда не отличалась индивидуализмом,как западная. Нам всегда было странно видеть людей, которые жили в семье каждый сам по себе, каждый собственной отдельной и назависимой жизнью. У нас семья никогда не была свободной встречей индивидуальностей, созерцающих друг друга на расстоянии, она - совместное общее бытие, пусть в чём-то вынужденное и не всегда легкопереносимое, но не предающее, но живущее по общим законам. Семья - это надёжный тыл, это то, что всегда поддержит, вынесет, успокоит и поможет в трудную минуту. Именно поэтому в минуту радости - это общая и непередаваемо умноженная числом участников совместная радость общения. Семейная традиция не только укрепляет семью, она даёт ей необходимый импульс жить дальше, любить друг друга в горе и радости. Дети, конечно, не дают таких обетов своим родителям, но отношения взаимной помощи закрепляются в совместных действиях и тоже становятся доброй традицией.

Мы - творцы современных традиций.

     Только ещё раз повторюсь: насадить традиции извне - совершенно бесполезное занятие. Приживаются только те из них, которые подкреплены внутренней необходимостью, а потому развивать свои традиции приходится сейчас каждой семье - лично. Только со временем такие традиции могут приобрести общегосударственный масштаб, как это было с церковными дореволюциооными традициями или с традицией отмечать Женский день, о которой столько копий было побито церковными людьми, но который всё равно так и остался единственным праздником женщин такого общего масштаба. Сейчас таких общегосударственных традиций практически не осталось. То, что празднуется - по инерции и без былого размаха. Это говорит о кризисе государства, но и о кризисе семьи в целом. Мы не должны позволить нашей семье стать случайным местом временного пребывания индивидуальностей. Такое положение постепенно. но неуклонно разрушит наше общество изнутри. Взять всё самое лучшее из прошлого опыта русской семьи и переработать применительно к конкретным современным условиям - вот какая задача стоит перед каждой семьёй, если она хочет оставаться дружной и крепкой. Итак получается, что именно мы с вами сегодня - творцы новых хороших семейных традиций. Это одновременно и приятно, и ответственно. Получается, от нас зависит, что будет праздновать впоследствии семья  нашего ребёнка - Хэллоуин или Пасху.