О пирогах и не только

Мария Бобылькова
Я никогда в жизни ни пекла пироги до переезда в деревню. Только в школе когда-то давно, в виде домашнего задания по домоводству. Не помню уж, как и звали ту мою учительницу, потому что только год  смогла у неё учиться уму разуму, но её яркий образ со мной  по сей день.
 
Врезались в память её рассказы  о том, как она сама справляется с домашним хозяйством. Особенно, о стирке.  Она устраивала для нас – пятиклассниц  целое представление, где мы могли видеть,  сколько раз набирается  в ванну вода, и какая! - сначала тёплая, затем  холодная, а затем опять тёплая. Она играла с подолом своей длинной шерстяной юбки, словно с простынёй. Показывала, как полоскать, как отжимать, как  не обрызгаться при этом,  яростно выкручивая  её в своих пухлых руках. При этом рукава её блузы были закатаны по-хозяйски,  и она то и дело своим острым локотком отбивалась от спадающей на глаза пряди волос. Её высокий, широкий лоб покрывался испариной. Она шумно сопела и вдруг неожиданно делала паузы и снижала голос так, что нам приходилось тянуть не только шеи, но и уши в её сторону, что бы расслышать очередную  запылённую веками мудрость,- Уж коли весь подол у тебя мокрый от стирки, то будет у тебя муж - пьяница!

От таких откровений и прикосновению к тайнам взрослых женщин, к нашим вытянутым шеям и ушам, добавлялись раскрытые рты.  А  она хитро щурилась, а затем хохотала на весь класс,  колыхаясь  своим большим, красивым, пышным и таким тёплым, и духмяным  телом.  И шептала нам по очень-очень большому девичьему секрету, что когда она устраивает большую стирку -  своих мужчин отправляет в Зоопарк.  Сама же спокойно  занимается хозяйством и порхает по квартире в одном нижнем белье.  Мы  - девочки, трепетали от такого доверия и посвящения в личную тайну учительницы, представляя себе румяный порхающий и пирожок вокруг ванны с пододеяльниками.

Так вот и был у меня тогда один единственный опыт выпечки пирогов. Придя домой, я начала творить!  Сделав всё по записанному в школьной тетрадке рецепту, я обнаружила,  что  тесто отказалось подниматься. Принуждения  в горячей ванне тоже не помогли. Осознав, что оно не поднимется никогда, раскатала его в таком вот первозданном резиновом  виде и запихнула в духовку.

Отец, я помню, взирал на меня тогда со скрытой надеждой, а мама - с тоской, ибо сама в кулинарии  - полный профан.  Результат выпечки, конечно – же, тоже был резиновым.   Я решила, что это у нас – семейное и больше никогда не прикасалась ни к муке, ни к дрожжам. Жаль отца и его неоправданные надежды, но он смирился…
 
Вспомнить о них мне пришлось в бытность свою в Эстонии. Жила я там в замечательной семье  на  мыызе . По-нашему – хутор, усадьба, поместье. Мне в ту пору было чуть немного за двадцать, мозги  отсутствовали, преобладали  лишь любопытство, строптивость и не выветрившийся максимализм юности. И тот уклад жизни, которым жила  семья, меня в те поры нисколько не прельщал. Размеренность каждого дня, бесконечная тяжёлая работа на усадьбе,  неукоснительное исполнение традиций. Всё то, чему я яростно сопротивлялась в те годы, только теперь  стали  для меня бесценны. Как и то, что память моя сохранила и впитала всё, что я видела и чему научилась  у этих людей. А тогда….

Одной из неизменных составляющих уклада этой семьи был субботний день. С утра все завтракали, мылась посуда, мужчины заносили в кухню стиральную машину и центрифугу из гаража и уходили готовить баню. А пока я наполняла огромные тазы для полоскания белья, заправляла машину  горячей водой и подкидывала в плиту дрова, Эмме заводила тесто на пироги. Всегда очень быстро – на глаз, интуитивно. Наконец, она припорашивала тесто сверху мукой, трижды крестила его, накрывала льняным полотенцем и мы принимались с ней за стирку. Ближе к обеду мужчины растапливали баню, я уходила развешивать бельё, а Эмме прибирала кухню. Затем я мыла и пылесосила весь дом – два его этажа, меж тем Эмме уже начинала печь пироги. Когда всё было сделано  - дом намыт, пироги томились под льняными полотенцами на кухонном столе, вся семья по очереди шла в баню.

Вечером, отдохнув и переодевшись, все собирались к ужину. Пироги с чаем, пироги с молоком. Пироги, пироги, пироги….. оторваться от которых было невозможно.
И вспоминая себя в те годы, я вижу, что ещё  с вечера пятницы, зная, какой тяжёлый день предстоит,  я тем не менее предвкушала его завершение – ужин с вкуснейшими пирогами, после которого все разбредались по дому и занимались тем, чем душа пожелает. А ненасытная душа желала пирогов и ещё минимум пару - тройку  раз за вечер все домочадцы смущённо тянулись на кухню и таскали оттуда по кусочку. Нож  так и не убирался с разделочной доски, лишь скромно был прикрыт салфеткой.

 А на завтра ожидал выходной день, когда можно было спать до посинения и не вскакивать  от грохота. Эмме, просыпаясь  раньше всех, обычно растапливала плиту, варила кофе в огромном кофейнике и стучала по водопроводной  трубе кочергой, будя всех и приглашая спускаться завтракать. В воскресенье можно было спать, но почему-то всё равно  все пробуждались  рано. В этот  день никто не работал. Мыли  только посуду после завтрака,  обеда и ужина, которые были приготовлены загодя и лишь  разогревались.  Не приветствовалось в этот день  даже вязание, шитьё или любое другое рукоделие. Нужно было только отдыхать – читать книги, смотреть телевизор, гулять. К вечеру Карл - глава семьи обычно уже вышагивал  по усадьбе, и прикидывал планы работ на ближайшие дни. И было заметно, что он уже довольно устал от воскресного отдыха.  Но за ним и остальными домочадцами бдительно следила Эмме, оберегая покой и здоровье членов семьи и заботясь,  что бы все хорошо отдохнули. Правда,  и она сама, и все остальные уже изрядно маялись к концу дня без дела. Поэтому,  произнесённая после ужина  фраза, – “Слава богу, вот и день прошёл!”, говорилась всегда с особым выражением облегчения.

И вот спустя годы, я сама оказалась живущей в деревне.  И в первую же осень в памяти выплыли моменты жития моего в Эстонии.

 Машинка наша, привезя нас из Питера в деревню, ещё какое-то время послужила нам верой и правдой, таская в своей утробе навоз, камни, кирпичи, доски, дрова, песок и ещё не счесть всего, затем стала всё более задумчивой,  в конце концов сломалась окончательно. Дороги к тому времени тоже  развезло осенней распутицей, и выбраться и привезти продукты  на  велосипеде стало нереально.  Приходилось таскать  из Пскова на своём горбу раз в две недели и соответственно выбирать, что выгоднее взять  - муки или хлеба. Разумеется , выбор пал на муку. Когда на блины уже невозможно стало смотреть,  а урожай яблок зашкалил, я обнаружила в закромах пакетик сухих дрожжей.
 
В памяти моей всплыли все манипуляции Эмме с тестом. Руки мои сами запорхали, насыпая муку, вливая масло и воду,  и всыпая дрожжи, сахар, соль. Я не стала сверяться  с рецептами в книжках. Сделала всё на одном дыхании – по наитию, перекрестила тесто  трижды, как когда-то делала это Эмме и поставила под полотенце на тёплый угол плиты. И вот тут до меня дошло, что у меня нет не только  протвиня, но даже духовки.  Но жажда пирогов толкала мысль вперёд, я смазала большую чугунную сковородку маслом, разложила в ней тесто, нарезала сверху яблок, присыпала сахаром и помчалась в баню, устанавливать её на горячее изголовье  каменки. А была на тот момент именно суббота.  Мысль, конечно, была в правильном направлении, но всё же привела не туда….. Муж мой покатывался со смеху, глядя на меня, выносящую из бани по-чёрному закопченную сковороду.
 
Поняв свою стратегическую ошибку и невозможность сделать из бани большую духовку, я решила сделать маленькую – из самой сковородки. Отчистив и помыв сковороду, я проделала ту  же операцию  с тестом и начинкой, и поставила её на разогретую плиту. Сверху накрыла крышкой и огромным махровым полотенцем. В процессе подглядывания за приготовлением пирога, двигала сковороду по плите, вычисляя оптимальный тепловой режим для выпечки. И она удалась! По пришествии зимы я наловчилась печь пироги в Большой Голландке на углях,  на той же самой сковородке и на новом протвине и была чрезвычайно горда собой.

Эти немного невзрачные на вид, но такие вкусные и разнообразные пироги,  действительно добавляли красоты и уюта в тот наш убогий и суровый быт. А я не переставала удивляться свойствам нашей памяти.  Как всего лишь наблюдая за Эммме,  я смогла спустя много лет воспроизвести и текстуру теста и его вкус. И удивляюсь до сих пор и благодарю судьбу, что занесла меня тогда в Эстонию, ибо и в работе и в быту и в укладе собственной жизни, я вижу очень много почерпнутого там – на мызе.