Ещё недавно я удивлялся непредсказуемым перепадам в высказываниях отцов нынешней православной церкви. То уверяют, что к мирским делам они отношения не имеют, а то собирают подписи в прокуратуру с требованием … А неважно, с каким требованием, главное – ведь вторгаются в мирские дела! Вот создание православных дружин – это как? Чисто церковное мероприятие, вроде динамической молитвы?
Года четыре назад у нас , в Белгородской области, один священника даже выступил в печати с требованием запретить в школах преподавание Пушкина. Дескать – у него там и «поп-толоконный лоб», и вообще – сплошная «Гаврилиада».
Хорошо, тут хоть понятно, чем Сергеич не угодил иерею. Но вот что не устраивает громокипящего Всеволода Чаплина, потребовавшего признать экстремистскими труды вечно живого В.И.Ленина? Вот документ: «"Сегодня нужно всерьез обсудить вопрос, являются ли экстремистскими материалами работы Ленина, Троцкого и других лидеров большевиков. Как сегодня нужно относиться к их воспроизводству и к тем, кто сегодня продолжает использовать самые радикальные элементы этих текстов для конструирования политической практики и пропаганды", - заявил отец Всеволод на пресс-конференции в "Интерфаксе".
И тут я начал осознавать, что в высказываниях чаплиных – не путать с комиками – есть отрясающая закономерность. Они упорно и настойчиво молотят одну и ту же копну.
Копну вмешательства именно в дела мiра, света. Ну – никак общественные институты без указаний протоиерея не разберутся!
Вообще дело церкви молиться. И всё. Верно? «Ибо Сын человеческий пришёл не затем, чтобы ему служили, но чтобы Он послужил для многих». Если вам, батюшка Всеволод, не нравятся труды Ленина – обратись к Богу, ибо Он сказал : «Мне отмщение, и Аз воздам». Зачем же Вы через голову Христа сразу – в компетентные органы?
Вообще в последнее время очень много находится желающих что-нибудь запретить. Вот создать самому, взрастить, написать – тут их нету. А как запретить : ого-го! «"Трудам основоположников большевизма нужно дать не только юридическую оценку, но и нравственную и политическую, поскольку они оправдывают массовые репрессии против невинных людей".
Это правильно. Но дать оценку и сжечь – вещи разные. За трудами того же Ленина стоит опыт строительства государства на костях, неповторимый опыт! И где, если не в его работах, искать ответ на то, как избежать повторения его зловещего опыта?
Книги Ленина написаны на века и навсегда останутся учебником негативного опыта человечества. Им цены нет!
Я скажу больше. Запрещать книги нельзя вообще. Ни-ка-ки-е! Никто не заставляет нас следовать постулатам гитлероской «Майн Кампф». Но именно она помогает нам видеть тех, кто становится на кровавую дорогу фашизма.
Эти книги призывают к насилию? Но не на всякий же призыв следует отзываться! Я вот не побегу ни за Лениным, низа Гитлером, и не дело представителя одной конфессии Чаплина отнимать у меня эти источники. Я же не боюсь, что, начитавшись Ленина, Чаплин начнёт стрелят из пулемета! Так отчего он мне не верит?
Я недавно нарочно перелистал «Мои библейски рассказы», запрещенные каким-то захолустным районным судом. Что там запрещать? Поверьте на слово, кто не читал : там просто разговорным языком переданы библейские тексты. И ни одного искажённого факта! Тоже поверьте – сравнительным библиоведением я занимаюсь три десятка лет и знаю, что говорю.
С некоторых пор я вообще стал охотиться за книгами, запрещенными невежественными церковными и судейскими цензорами. Вот у Генри Пиккера в его «Застольных разговорах с Гитлером» есть многие ответы на вопросы о том, почему фашисты пошли на СССР. До этой книги они бы для меня так и оставались вопросами.
Помните, кто постарше, как в советские годы в запрещённых были Фрейд, Нитше. Сама Библия. Сказать – не поверите, но мое знакомство с Библией случилось на страницах карикатурного труда атеиста Лео Таксиля «Забавная библия». Я в четвертый класс ходил, а её нам уже навязывали в библиотеке. Так, представляете – там в каждой главе эпиграфом приводилась настоящая библейская цитата, а ниже она на нескольких страницах разбивалась с позиций безбожия «в пух и прах». И вот я, упуская эти пустые страницы, буквально упивался музыкой и смыслом одних малых строк эпиграфа.
У меня потом за научный атеизм – был такой обязательный вузовский предмет – всегда была пятерка. Преподаватели просто выставляли меня за двери после первого же урока, где я заявлял: «Такого Бога, о котором говорите вы предмет– и впрямь нет. Настоящий Бог благ и милосерд, а вы учите о каком-то громиле с уголовными замашками».Чтобы со мной не связываться, и ставили "отлично".
И кто теперь ответит мне за то, что того же Нитше я впервые прочел только к тридцати годам жизни? Кому предъявит счет, что полного Апулея и Рабле мне удалось прочесть ещё позже?
А кому помешало бы, если бы с мировоззрением Нила Сорского и Сергия Радонежского я сросся ещё в школьном возрасте? С Луначарского и Суслова теперь не спросишь, да и с советской власти взятки гладки. А вот иерей Чаплин сам просится в сумрачный ряд, ведь наверняка запретительный его зуд скажется ему в райских кущах, когда лишённое прививок в виде человеконенавистнических книг новое поколение русских людей тоже будет искать, кому предъявить счет.
И вот что интересно. Ленин церкви не нравится, а вот ленинцы-зюгановцы вполне ей симпатичны. Иначе чего бы это она выводила православные дружины против тех, кто и в мыслях не думал ей вредить, а насчет ленинского идола, утыкавшего собой города и веси, она помалкивает? Нет церковного движения за снос памятников Ленину! Книги экстремиста ей не нравятся, а сам экстремист вполне-таки по нутру.
Не потому ли, что Ленин -Сталин нынче в чести у Кремля? Не станет же Чаплин выступать против того, против чего не выступает Путин!
А выдвинуться в глазах истинного владыки церкви надо.
А как?
Да книги запретить! Все-равно вождь их не читал. А шум и треск орбеспечены.
Хотя, мне кажется, Ленина не читал и Чаплин. Иначе он знал бы, что ленинские труды по части экстремизма рядом с Ветхим Заветом – это шило по сравнению авианосцем.
Конечно, я и мысли не допускаю, что уважаемый протоиерей не читал и Библии.