Ледяной синевы притяженье

Людмила Зыбцева
     Русская Арктика.
     Из истории освоения Арктики.

    
     К  80-летию создания Главного управления Северного морского пути (1932-2012).
     80-летию образования Шмидтовской гидрометеорологической обсерватории (1932-2012).

                ЛЕДЯНОЙ СИНЕВЫ ПРИТЯЖЕНЬЕ
 
     В нынешнем, 2012-м году, будет 80 лет освоения Северного морского пути (1932 – 2012) и основания Шмидтовской  гидрометеорологической обсерватории – 11 сентября 1932 года в эфир ушла первая метеосводка с полярной станции Мыс Шмидта, открытой на арктическом берегу Чукотского полуострова у границы полушарий.

     Документальный очерк «Ледяной синевы притяженье» об истории развития полярной станции на мысе Шмидта (до челюскинской эпопеи 1934 года назывался мыс Северный), поселка Мыс Шмидта и чукотского национального села Рыркайпий на мысе Шмидта, относится к истории освоения северного края и основания в 1973 году отдаленного арктического района (Шмидтовский район Чукотского автономного округа).

     У истоков этой народной эпопеи стоял выдающийся ученый, видный полярный исследователь, Герой Советского Союза Отто Юльевич Шмидт. Очерк был подготовлен автором  к 100-летию со дня рождения Отто Юльевича Шмидта (1891 – 1991г.г.) в 1990 году. Впервые опубликован в шести номерах в сентябре – октябре 1990 года в районной газете «Огни Арктики». Газета издавалась в Шмидтовском районе Чукотского АО, как орган Шмидтовского районного Совета народных депутатов.    
     Начало документальному очерку «Ледяной синевы притяженье» положила статья сотрудников Певекского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды (ПУГКС) В.Купецкого и А. Чагулова «Есть на мысе станция», опубликованная 11 и 14 сентября 1982 года в газете «Полярная звезда»- органе Чаунского районного комитета КПСС и районного Совета народных депутатов. Центром заполярного Чаунского района Чукотского АО является  город Певек.
    
     Предлагаемый документальный очерк печатается из газеты «Огни Арктики» В РЕДАКЦИИ  1990 ГОДА с незначительными изменениями.

     Здесь были Семен Дежнев и Джеймс Кук, Иосиф Биллингс и Норденшельд, Фердинанд Петрович Врангель и лицейский друг Пушкина Матюшкин.

     Отсюда, по преданию, ушли последние онкилоны – загадочный исчезнувший народ, описанный академиком Обручевым в романе «Земля Санникова».

     С полярной станцией, расположенной в этом месте, связана челюскинская эпопея.

     Здесь, у места пересечения 180-го меридиана  с арктическим побережьем Чукотки, на границе двух полушарий, расположен поселок Мыс Шмидта – российская земля в западном полушарии и находится гидрометеорологическая обсерватория – форпост советской науки восточного сектора Арктики.

     Мыс Шмидта – это пограничная географическая точка между проливом Лонга и Чукотским морем.

     Поселок Мыс Шмидта носит имя «Великого полярника современности», «Красного Колумба», одного из первопроходцев Арктики, проложившего впервые в истории арктического мореплавания за одну навигацию сквозной маршрут по Северному морскому пути – Отто Юльевича Шмидта.
     О.Ю. Шмидт был первым начальником Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), созданного в 1932 году.

     В 1932 году по программе Второго международного полярного года наша страна организовала в Арктике четыре новые полярные станции. Одна из них  -  на побережье
северной Чукотки, у селения Рыркайпий, в районе мыса Северного, который после челюскинской эпопеи стал называться мысом Шмидта.

     За истекшее время полярная станция, в составе Певекского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды (ПУГКС), последовательно развиваясь, превратилась в крупную гидрометеорологическую обсерваторию. Ныне в ней работает свыше 120 сотрудников.

     До 1932 года на северо-востоке страны действовали две полярные станции: с 1918 года – в Уэлене и с 1926-го – на острове Врангеля. Обе станции были созданы Гидрографическим управлением.

     Полярная станция на мысе Шмидта создавалась в районе, имеющем богатую и древнюю историю.
    
     Чукотское поселение на мысе Шмидта существовало с незапамятных времен, и здесь до сих пор в вечной мерзлоте таятся археологические останки достаточно высоко развитой древней беринговоморской культуры морских охотников – зверобоев, относящихся к эпохе каменного века – неолита.
      Русские землепроходцы достигли Чукотки в середине XVII  века, когда в августе 1648 года якутский казак Семен Дежнев прошел морем от Колымы на восток вокруг Чукотского полуострова в устье реки Анадырь. По дороге он безусловно побывал на мысе Северном. Впоследствии чукчи оказали русскому проникновению настолько упорное вооруженное сопротивление, что после нескольких неудачных военных экспедиций империатрица Екатерина подписала Указ о том, что «за дальностью расстояния и бесполезностью сношения оставить немирных чукочь в покое».

     В 1764 году северное побережье Чукотского полуострова посетили русский промышленник и полярный путешественник Н. Шалауров, пробившийся сюда сквозь льды с запада, из устья Лены.

     В конце XVIII  века в дальневосточных водах появляются английские корабли.
     В 1778 году на судах «Резольюшен» и «Дисковери» известный английский мореплаватель Джеймс Кук, пытаясь пройти из Тихого океана вдоль берегов Северного Ледовитого океана, дошел до Чукотского селения Рыркайпий. Встретив здесь сплоченные льды, он вынужден был повернуть обратно. Скалистый мыс, сдерживающий напор масс льда, Кук назвал мысом Северным.

     13 декабря 1791 года с востока на оленьих упряжках «последнее сидячих чукочь селение, называемое Рыркайпия», посетила секретная сухопутная экспедиция русского капитана флота Иосифа Биллингса.

     Крупным событием в изучении северных окраин Азии стала экспедиция, состоявшаяся с 1820 по 1824 год под руководством Ф.П. Врангеля и Ф.Ф. Матюшкина. 10 апреля 1823 года с запада на санных упряжках экспедиция русского лейтенанта Врангеля прошла через селение Рыркайпий.

     В 1876 году охранный клипер «Всадник» под командованием капитан-лейтенанта А.П. Новосильского с востока достигла мыса Северного.

     Большой вклад в исследование северных берегов Евразии внесли в 1878 – 1879 годах участники экспедиции на «Веге» под руководством шведского ученого и мореплавателя Н.А.Э. Норденшельда. Экспедиция впервые прошла Северо-Восточным проходом вдоль северного побережья Евразии с запада на восток с зимовкой в Колючинской губе. Когда экспедиция в течение шести дней ждала у мыса Северного улучшения ледовой обстановки, ее участники доктор Алмквист и зоолог Нордквист обнаружили на побережье полуразрушенные и наполовину углубленные в землю жилища онкилонов.

     С 1902 года под фиктивным флагом русского Северо-Восточного сибирского общества на Чукотке обосновались зарубежные торговцы, среди которых особой активностью отличался Олаф Свенсон, организовавший на мысе Северном торговую факторию. Она юридически просуществовала здесь до 1921 года. Фактически же деятельность Свенсона продолжалась до 1930 года.

     В 1906 году, ознакомившись с деятельностью Северо-Восточного сибирского общества, безжалостно грабившего местное население, русский путешественник К.Н. Тульчинский с горечью отметил: «…Если мы, русские, не примем немедленных мер, мы потеряем Чукотский полуостров в самом ближайшем времени».

     В 1909 году подробно описали берега от реки Колымы до Берингова пролива участники Чукотской экспедиции под начальством И.П. Толмачева – топограф М.Я. Кожевников и геодезист Э.Ф. Вебер. В конце октября упомянутая экспедиция достигла селения Рыркайпий и провела топографическую съемку трех бухт мыса Северного. Именами Кожевникова и Вебера названы два утеса мыса Северного.

     В 1909 году для защиты морских границ северо-востока и исследования арктических морей из Петербурга югом была направлена на восток экспедиция на двух военных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». Экспедиция провела два исследовательских рейса в Чукотское и Восточно-Сибирское моря, обследовала остров Врангеля, измерила глубины, нанесла на карту берега от Берингова пролива до Колымы,
     Лишь в 1915 году оба судна впервые прошли морями Ледовитого океана с востока на запад, проведя одну зимовку у полуострова Таймыр. Эта экспедиция положила начало последовательному и планомерному освоению Северного морского пути.

     В 1911 году с плавания парохода добровольного флота «Колыма»  в устье реки Колымы в восточных морях Северного Ледовитого океана началось коммерческое судоходство, так называемые снабженческие рейсы.
     В 1912 году успешный рейс на Колыму совершил пароход «Котик». В 1913 году  он повторил этот рейс, но уже с новым именем на борту – «Ставрополь».  В 1914 году  в четвертый рейс на Колыму отправился пароход «Колыма» под командованием капитана П.Г. Миловзорова. На обратном пути из-за тяжелой ледовой обстановки судно встало на вынужденную зимовку у мыса Северного.
Зимовка оказалась трудной. На борту парохода находилось 40 человек команды и 5 пассажиров. Многие из них переболели цынгой, три члена экипажа скончались и были похоронены на утесе Вебера. Затем в коммерческом судоходстве наступил длительный перерыв, и возобновилось оно после разгрома интервентов и белогвардейцев, победы Советской власти на северо-востоке нашей страны.

     В апреле 1914 года на мыс Северный пришли капитан судна «Карлук» Бартлет и эскимос Катактовик. Они были членами Северного отряда канадской арктической экспедиции В. Стефансона, которая направлялась в район полюса недоступности на судне «Карлук». Не достигнув цели, у северных берегов Аляски судно попало в дрейфующие льды и в январе 1914 года затонуло севернее острова Врангеля. Добравшись до Аляски, Бартлет снарядил спасательную экспедицию, которая в сентябре 1914 года сняла с острова Врангеля оставшихся в живых на «Карлуке» членов экспедиции.

     В сентябре 1924 года реальная перспектива зимовки у мыса Северного выпала экипажу канонерской лодки «Красный Октябрь», возвращавшейся из похода на остров Врангеля. Преодолевая льды в проливе Лонга, лодка получила серьезные повреждения. Капитан Е.М. Воейков и начальник находившейся на ее борту экспедиции Б.В. Давыдов приняли решение: провести «Красный Октябрь» к мысу Северному и подготовиться к зимовке. К счастью, ледовая обстановка вскоре стала улучшаться, а 22 сентября, в нескольких милях к востоку от мыса Северного, была замечена большая полоса чистой воды. Затем в течение нескольких дней юго-восточные ветры оторвали от берега льды, блокировавшие канонерскую лодку. Экипаж быстро собрал паровую машину, котлы из-за спешки заполнили морской водой и 27 сентября продолжили плавание.

     В сентябре 1929 года, возвращаясь во Владивосток с Колымы, в районе мыса Северного вынужден был стать на зимовку пароход «Ставрополь». Находившиеся на его борту научные работники Ю.В. Кречман и А.И. Дубравин оборудовали гидрометстанцию и с 1 ноября 1929 года по 7 июля 1930 года ежедневно измеряли толщину льда, в проруби брали пробы воды для ареометрирования, систематически вели наблюдения за  приливами.

     В 1929 году Народный комиссариат путей сообщения, в ведении которого находился тогда водный транспорт, произвел гидрографическое обследование северо-восточного побережья до устья Колымы и установил на мысе Северном астрономический пункт.

     В 1931 – 1932 годах большую исследовательскую работу выполнила на северном побережье Чукотки экспедиция Аэрофлота. Результаты этой работы позволили решить вопрос о строительстве на мысе Северном авиабазы для организации воздушного сообщения между Колымой и Уэленом.

     Необходимость в проведении гидрометеорологических наблюдений на мысе Северном возникла в начале десятых годов 20-го  века, когда в связи с деятельностью морской экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач»  (начало экспедиции в 1909г.) начались в 1911 году ежегодные походы транспортных пароходов из Владивостока на Колыму.
     Особенно обострился этот интерес, когда в 1926 году началось освоение острова Врангеля, на котором была открыта полярная станция и организован национальный поселок.

     Летом 1932 года из Владивостока на мыс Северный прибыла экспедиция сотрудников Дальневосточного геофизического института для выполнения работ по программе Второго международного полярного года и организации здесь полярной метеорологической станции.

     Первый домик был построен вблизи действовавшей фактории на берегу бухты Западной. В домике была смонтирована радиостанция, а на метеоплощадке установлены необходимые приборы.
     Некоторое время метеорологическими наблюдениями занимался И. Безверхов.

     8 сентября 1932 года метеостанцию посетил Отто Юльевич Шмидт – руководитель экспедиции на ледокольном пароходе «Сибиряков», совершавшем первый в истории арктического плавания сквозной рейс по Северному морскому пути.
     Шмидт осмотрел метеоплощадку, побывал на фактории Госторга. У него сложилось мнение, что мыс Северный занимает выгодное положение для организации полярной станции и базы ледовой авиаразведки, отсюда удобно вести исследования глубинных районов Чукотки.

     Вот что написал об этом в 1983 году начальник первой зимовки, участник Великой Отечественной войны, награжденный пятью орденами Советского Союза, персональный пенсионер Иван Петрович Кудин. (Вспоминая о тех событиях через 50 лет и указывая в письме пароход «Челюскин», Иван Петрович, очевидно, имел в виду ледокольный пароход «Сибиряков». Именно на «Сибирякове» а не на «Челюскине» О.Ю. Шмидт успешно завершил в октябре 1932 года сквозной рейс по Северному морскому пути).
    
     « В июле 1933 года на рейде мыса Северный остановился пароход «Челюскин», который за одну навигацию прошел по Северному морскому пути с запада на восток. Как нам известно, эту экспедицию возглавлял О.Ю. Шмидт.
     Я имел честь посетить пароход «Челюскин» и по просьбе руководства экспедиции ознакомил их с материалами, касающимися гидрологической и метеорологической обстановки нашего района.
     Нашу базу посетили и участники экспедиции, они знакомились с условиями жизни и работы на базе. Как мне помнится, в составе группы находился один из руководителей экспедиции т. Петров. Я хорошо помню, что он был военным и носил знаки различия высшего командного состава.
     2-й МПГ охватил период с августа 1932-го по август 1933 года, мы охватили этот период и выполнили весь объем работ, предусмотренных программой.
     Кроме плановых работ, мы по своей инициативе провели дополнительные исследования, которые кстати, оказались весьма ценными для науки.
     Международный комитет по проведению 2-го МПГ объявил нашей группе благодарность за качество работы и инициативу в проведении дополнительных исследований.
     В дальнейшем мной была потеряна связь с организациями, имеющими отношение к полярной геофизике. Это объясняется целым рядом обстоятельств.
     После завершения работ по 2-му МПГ я возвратился в Киев, где продолжил учебу в институте, затем началась война, период восстановления народного хозяйства, и я окончательно перешел работать в область промышленности».

     11 сентября 1932 года наблюдатели, студенты-геофизики И.П. Кудин и С.И. Блехберг, выдали в эфир первую метеосводку. С этого момента ведет отсчет времени ныне действующая гидрометеорологическая обсерватория мыса Шмидта.

     Помещением для наблюдателя служил круглый разборный домик системы инженера Свинтина, принятый в то время в качестве стандарта для полуэкспедиционных работ в Арктике.
     Домик был поставлен в чукотском селении Рыркайпий близ фактории на берегу Западной бухты.
     Метеорологическая площадка находилась в 30 метрах к югу от этого домика. На площадке были установлены психрометрическая будка, флюгер, дождемер, почвенные вытяжные термометры. Барометр находился в холодных сенях метеостанции.

     В декабре 1932 года метеостанция мыса Северный перешла в ведение вновь созданного Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), начальником был назначен О.Ю. Шмидт. ГУСМП решило расширить станцию для обслуживания и мореплавания и полярной авиации.

     В июле 1933 года на пароходе «Лейтенант Шмидт» на мыс Северный прибыли группа строителей и штат зимовщиков. Снаряжение и оборудование выгрузили на берегу Северной бухты. Строительная группа совместно с зимовщиками возвела жилой дом на 12 комнат, дом радиостанции, склад для продуктов, баню, дом для летчиков, авиамастерскую, поставила среди строений станции небольшой рубленный дом для фактории.
     Метеорологи полярной станции Карышев и Первак подготовили в 200 метрах к югу от жилого дома и в 650 метрах к востоку от старой станции новую площадку, на которую перенесли все приборы с метеоплощадки в поселке. Перенос приборов был подготовлен таким образом, что перерыва в наблюдениях не произошло.
     18 августа 1933 года начаты наблюдения на новом месте.
     Кроме полярников, на станции разместились экипаж самолета «СССР Н-4» под командованием Ф. Куканова и небольшой отряд пограничников.
     Зимовку возглавил коммунист-орденоносец, комбриг в годы гражданской войны Гавриил Герасимович Петров.

     7 сентября 1933 года в эфир вышла рация полярной станции на мысе Северном.
     Это событие имело большое значение не только для Главсевморпути и Чаунского района, куда в то время входил мыс Северный, но и для всего Чукотского национального округа.

     16 сентября 1933 года Отто Юльевич Шмидт вновь побывал на полярной станции мыса Северный, работникам которой было поручено гидрометеорологическое обслуживание проводки парохода «Челюскин» через Восточно-Сибирское и Чукотское  моря, а также через пролив Лонга.
     Вышедший 10 августа 1933 года из Мурманска «Челюскин» совершал экспериментальный рейс, целью которого была проверка возможности открытия коммерческих перевозок по труднейшей для мореплавания магистрали – Северному морскому пути.
     Шмидт вместе с Буйко прилетел на мыс Северный после дополнительной ледовой разведки по маршруту следования «Челюскина» на самолете Куканова.
     Через 6 часов к мысу Северный  подошел «Челюскин».
     За это время начальник Главсевморпути осмотрел все постройки полярной станции, ознакомился с условиями труда и жизни зимовщиков. Обсудив положение пассажиров и экипажей судов экспедиции Наркомвода, усложнившуюся ледовую обстановку, Шмидт поставил перед зимовщиками и летчиками первоочередные задачи.
     Вечером, попращавшись с полярниками, Шмидт и Буйко пошли по льду к «Челюскину», который взял курс на восток.

     Весной 1934 года полярная станция мыса Северный получила широкую известность во всем мире. Она стала своеобразным оперативным штабом по выполнению распоряжений чрезвычайной тройки и правительственной комиссии во главе с Куйбышевым, руководящих эвакуацией участников экспедиции с раздавленного при сжатии льдов ледокола «Челюскин».
     Экспедицию возглавлял начальник Главсевморпути Отто Юдьевич Шмидт.
     Работы по спасению людей из ледового лагеря были выполнены успешно.
     За героический труд, мужество и мастерство, летчики, спасавшие челюскинцев, впервые в Советском Союзе были удостоены звания Героев Советского Союза.
     После экспедиции на Северный полюс это высокое звание было присуждено  и Отто Юльевичу Шмидту.

     В 1934 году, учитывая личные заслуги О.Ю.Шмидта в истории советской науки и государства, в героической эпопее челюскинцев, мыс Северный переименован в мыс Шмидта.

     Первая зимовка полярной станции ГУСМП осложнилась организацией перевозки пассажиров с судов, зазимовавших в Чаунской губе, причем 72 человека часть времени до навигации проживали на полярной станции и на фактории.

     С 1934 года на станции начались гидрологические наблюдения (гидролог Суханов А.А.).
     5 сентября 1934 года старшим геофизиком Н.П. Георгиевским и младшим синоптиком Г. Буланцевым была составлена первая синоптическая карта. С этого времени бюро погоды на мысе Шмидта становится постоянно действующим оперативным органом по гидрометеорологическому обеспечению морских операций в морях восточной Арктики и полетов полярной авиации.

     В августе 1934 года на пароходе «Смоленск» прибыли новый штат зимовщиков и большая партия строителей, а на пароходе «Урицкий» пришел строительный материал.    
Бортмеханики должны были подготовить встречу и аэродромное обслуживание Чукотского отряда полярной авиации.
     В течение зимы 1934-1935 годов было подготовлено, а летом закончено строительство авиационного ангара в четырех километрах на юго-восток от полярной станции. Кроме того, с полярной станции сюда переместили дом летчиков, авиамастерскую и возвели двухэтажный дом, нижний этаж которого сделали из камня, добытого на утесе Вебера.

     За счет полученной экономии в лесоматериале построили жилой дом для председателя Рыркайпийского национального Совета и председателя промыслово-охотничьей артели. Эти дома были европейского типа. В них переселились из своих яранг две семьи чукчей

     Весной 1935 года на мыс Шмидта из бухты Провидения вылетела группа самолетов под командованием Павленко.
     Вместе с организацией авиабазы все члены Чукотского отряда полярной авиации весной 1935 года переселились с полярной станции в свои дома.

     С каждым годом расширялась сфера деятельности полярных исследователей.
     Тогда же М.А. Кузнецов начал актинометрические наблюдения, аэролог Г.Н Никифоров – шаропилотные эксперименты и подъем метеоприборов (метеорографов) на самолете.
     В 1936 году аэрологические наблюдения пополнены радиозондированием атмосферы по международным дням. Появились радиозонды системы П. Молчанова. Построен  актинометрический павильон и установлены гальванографы для регистрации солнечной радиации и фотометр для измерения освещенности.

     В 1935-1936 годах наблюдения на мысе Шмидта впервые вела женщина – метеоролог Л. Угорова.

     В 1936 году синоптический пункт полярной станции преобразован в бюро погоды восточно-полярного района.

     16 сентября 1936 года на полярной станции были организованы курсы квалификации и освоения новых специальностей. Такая организация учебы давала системе ГУСМП хорошо подготовленные кадры для зимовок.
     С 1937 года начало работать бюро погоды, состоявшее из двух молодых инженеров-синоптиков супругов Толстиковых.

     В июле этого же года на полярной станции мыса Шмидта был открыт краеведческий уголок, а 7 ноября в селе Рыркайпий открыл двери первый клуб, заведующим которого стал комсомолец Петр Пенерультын.

     В 1938 году на мысе Шмидта установлен ветровой двигатель типа Д-12, получивший в то время широкое распространение в Арктике. В тот год зажегся свет в ярангах  Рыркайпия. Вскоре после этого электрическое освещение проведено на метеоплощадку.

     Затем на станции установили радиопередатчик заводского изготовления типа МРК-0,8,
А длинноволновый передатчик «НОРД-ОД» после модернизации стали использовать для радиовещания по району.

     С 1 июля 1938 года полярная станция мыса Шмидта впервые стала передавать пятидневные ледовые обзоры по Чукотскому и Восточно-Сибирскому морям. Это значительно улучшило оперативное обслуживание судов. Впервые станция стала практиковать передачу ледовых консультаций по запросам судов, проходивших на обслуживаемом полярной станцией мыса Шмидта участке Северного морского пути. К 1939 году зимовщиками уже была отработана методика научной оценки состояния ледового покрова моря.

     В1939 году весь Северный морской путь был разделен на два оперативных района – западный и восточный. Границей между ними служил 140-й меридиан.

     15 мая 1939 года полярниками станции мыса Шмидта Гордиенко, парторгом Сергеем Масловым, механиком Василием Смирновым и каюром Кекелькотом было совершено восхождение на саму высокую сопку района. Они определили ее координаты – 67 градусов 47 минут северной широты и 179 градусов 40 минут восточной долготы, высоту 1252 метра и дали ей имя советского ученого и полярника Ширшова.

     В этом же году на мысе Шмидта установлен радиомаяк.

     В 1939 году полярная станция перешла в ведение Управления полярной авиации. Но с 1 января 1940 года возвращена Управлению полярных станций.

     В 1939 году Управление поляных станций начало и в 1940 году завершило большие работы по превращению радиостанции мыс Шмидта в мощный радиоцентр.
     В связи с этим  был выделен приемный радиопункт, который расположился примерно в 7 километрах на восток от полярной станции, близ аэропорта. Здесь установили три дома.
А в 1940 году поставили ветровой двигатель.
     Радиометцентр (РМЦ) был построен, смонтирован и введен в действие под руководством В.В. Ходова.
     Ранее существовавшее бюро погоды влилось в новый радиометцентр, который надежно обеспечивал научной информацией судоходство на востоке Северного морского пути.

     С 1940 года аэрологами начато зондирование нижних слоев атмосферы.
         
      С началом Великой Отечественной войны работа полярной станции и радиоцентра была коренным образом перестроена. Объем обрабатываемой служебной корреспонденции резко сократили. Штат станции был уменьшен до 32 человек.
     21 июля 1941 года были прекращены метеорологические наблюдения на территории радиостанции.
     В июле этого же года по всей стране начался сбор средств и ценностей в фонд обороны. Полярники мыса Шмидта поддержали патриотическое движение – это означало, что ежемесячно они будут отчислять в фонд обороны заработок трех дней.
     Когда в Чукотском национальном округе начался сбор средств на боевую технику и строительство танковой колонны «Советский полярник» , зимовщики мыса Шмидта перечислили 137 тысяч рублей.
     В первых числах августа 1941 года с мыса Шмидта уехало 17 человек.
     В октябре 1941 года, выполняя постановление Государственного комитета Обороны СССР от 17 сентября 1941 года, полярная станция организовала обучение мужчин от 16 до 50 лет основам военного дела и санитарной подготовки.
     Осенью 1942 года полярники мыса Шмидта взяли шефство над детским домом, расположенном на реке Клязьме под Москвой. Первой их помощью стала большая партия теплой одежды, обуви, продуктов. Вскоре в шефскую работу включились практически все жители мыса Шмидта.

     В конце сентября 1943 года немецкие подводные лодки прошли в западный сектор советской Арктики и обстреляли полярные станции в заливе Благополучия и на острове Правда. 26 сентября 1944 года немецкая подлодка совершила нападение на полярную станцию мыса Стерлигова. После этого события на все полярные станции поступил приказ сменить шифры, установить непрерывные наблюдения за морем, воздухом и сушей, создать на запасных базах трехмесячный запас продовольствия.
     Руководство полярной станции устроило в 90 километрах к западу от мыса Шмидта запасную базу –несколько домиков на полозьях, в которых находились запасы продовольствия и радиостанция.
     На утесе Вебера был организован наблюдательный пункт.

     В 1944 году на косе Двух Пилотов по предложению шмидтовских полярников Главсевморпуть открыл гидрометеорологический пункт для улучшения гидрометеорологического обслуживания плавания судов на участке трассы между мысом Шмидта и Ванкаремом.

     В мае 1945 года шмидтовцы с ликованием встретили День Победы над фашистской Германией. Но радость победы была омрачена сообщением о гибели сотрудников полярной станции – Г.Г. Петрова,  А. Асаевича, Г. Никифорова и Смирнова.

     В послевоенные годы продолжалось оснащение полярной станции новыми техническими средствами.

     9 марта 1947 года после испытания на точность определения азимута введена в строй пеленгаторная станция. Авиаторы и судоводители получили возможность быстро и надежно определять свои координаты. Одновременно с вводом в эксплуатацию пеленгатора сделана пристройка к электростанции на приемной радиостанции. Были установлены два новых дизель-генератора общей мощностью 150 киловатт, энергия от которых роступала на приемную и пеленгаторную станции.

     В апреле-мае 1948 года зимовщики полярной станции приняли участие в гидрометеорологическом обслуживании воздушной высокоширотной экспедиции
 «Север-2», организованной Арктическим научно-исследовательским институтом.
     Ее задачей было обследование обширного малоизученного района арктического бассейна к северо-востоку от Новосибирских островов. Результаты проведенных исследований обогатили науку новыми сведениями. За 86-м градусом северной широты ученые обнаружили отроги подводного хребта, впоследствии названного хребтом Ломоносова.

     В 1950 году мыс Шмидта стал одной из главных баз для организации во льдах Северного Ледовитого океана дрейфующей полярной станции «Северный полюс-2». В конце марта отсюда на дрейфующих льдов севернее острова Врангеля была переброшена самолетом научная группа из 17 человек, возглавляемая М.М. Сомовым.

     С октября 1951 года на мысе Шмидта возобновились прерванные десять лет назад наблюдения, которые проводились одновременно на основной метеоплощадке и новой, оборудованной на территории приемной радиостанции.

     В 1951 году ГУСМП организует на мысе Шмидта станцию по изучению космических лучей. В декабре на приемной радиостанции закончилось строительство магнитного павильона для регистрации состояния магнитного поля Земли.

     С созданием в 1951 году в Певеке морпорта, Восточного Арктического управления и радиометцентра организационно-методические функции гидрометслужбы были переданы в 1952 году от Шмидта Певеку.

     1 мая 1953 года вновь слившиеся воедино радиоцентр, полярная станция и бюро погоды получили статус районной полярной станции.

     В июле 1953 года при очередной реорганизации районная полярная станция на мысе Шмидта вошла в состав Восточного арктического управления полярных станций Главсевморпути и получила новое название – Шмидтовский радиометеорологический центр (РМЦ). Он осуществлял руководство тринадцатью полярными станциями, входившими в Шмидтовский арктический район. В штате РМЦ в 1953 году насчитывалось 136 человек.

    В феврале 1954 года для удобства наблюдений и оперативности передачи материала метеорологическая площадка была перенесена на 7 километров восточнее передающей станции и расположилась на территории радиометцентра.

     В 1956 году с мыса Шмидта началась регулярная передача по фототелеграфу аэросиноптических материалов для прогностических органов Чукотки.

     В феврале 1957 года Шмидтовский радиометцентр был выведен из состава Восточного Арктического управления полярных станций Главсевморпути и подчинен вновь созданному Певекскому районному радиометеорологическому центру Главсевморпути.

     В 1957 году по распоряжению Певекского районного радиометцентра на мысе Шмидта в устье реки Амгуэма была организована выносная гидрометеорологическая станция  Коса Двух Пилотов. Наблюдения на станции, работающей только в период навигации, осуществлялись радистом и гидрометеорологом Щмидтовского радиометцентра.

     С июля 1957 по декабрь 1958 года Шмидтовский радиометцентр принимал участие в проведении Третьего Международного геофизического года.
     С марта 1958 года аэрологи мыса Шмидта для радиозондирования атмосферы стали использовать радиотеодолит «Малахит».

     1 января 1960 года с запуском в эксплуатацию ионосферной станции на мысе Шмидта началось изучение свойств ионосферы.

     С апреля 1962 года практикуются регулярные пуски новых радиозондов А-22-4.

     В 1963 году сеть полярных станций и радиометеорологических центров была передана от Главсевморпути Главному управлению гидрометеорологической службы. Щмидтовский радиометцентр вошел в состав Певекского управления гидрометслужбы расположенному в Певеке.

     В сентябре 1971 года в радиометцентре открыт автономный пункт приема спутниковой информации. Регулярный прием ТВ-снимков с искусственных спутников Земли начат 21 марта 1972 года.

     17 мая 1972 года введена в строй аэрологическая система, состоящая из радиолокаторов «Метеорит-2» и радиозонда РКЗ-5.
 
     В феврале – марте 1973 года Шмидтовский радиометцентр принимал участие в советско-американской экспедиции «Беринг», работающей в районе Берингова моря. На мысе Шмидта разместился штаб советской экспедиции. Штаб американской экспедиции – на Аляске в городе Анкоридж.

     26 марта 1973 года Шмидтовский радиометцентр был преобразован в гидрометеорологическую обсерваторию третьего разряда (ГМО), производящую широкий комплекс геофизических наблюдений (Шмидтовская гидрометеорологическая обсерватория, сокращенно ШГМО).

     27 декабря 1973 года Указом Верховного Совета РСФСР в Чукотском национальном округе Магаданской области образован Шмидтовский район с центром в поселке Мыс Шмидта.

     Шмидтовский район занимает территорию свыше 70-ти тысяч квадратных километров, раскинувшись с запада на восток от бухты Нольде до лагуны реки Амгуэмы.
    
     В состав района входят шесть населенных пунктов:
     два горняцких поселка – Полярный и Ленинградский, два национальных села – Биллингс и Рыркайпий, село Ушаковское на острове Врангеля и районный центр – поселок Мыс Шмидта.
     Наш район – это прежде всего Полярнинский горно-обогатительный комбинат, Государственный заповедник остров Врангеля – уникальная лаборатория флоры и фауны в мировом масштабе, это морской порт, куда в навигацию на судах во все возрастающих объемах доставляются оборудование, строительные материалы, техника, горючее, продовольствие. Развита сеть авиа- и автотранспорта.

     17 февраля 1974 года состоялась первая Шмидтовская районная партийная конференция.
     24 февраля 1974 года в районный Совет были избраны первые 75 депутатов.
     26 мая 1974 года вышел первый номер районной газеты «Огни Арктики», одним из авторов которой стал  бывший работник Шмидтовского РМЦ Михаил Вяхирев, написавший впоследствии книгу «В краю пурги и льдов. Говорит полярная станция Мыс Шмидта».

     В 1978 году в селе Рыркайпий сдана в эксплуатацию районная электростанция. Шмидтовцы получили постоянный источник электроэнергии.

     1 января 1980 года в поселке Мыс Шмидта введен в строй телевизионный ретранслятор «Орбита». Регулярные телепередачи начались с апреля.

     Полярники Шмидтовской ГМО, как и наши предшественники  - зимовщики 30-х – 40-х годов, всегда помнили «…что сделано славного предшествующими поколениями».
     Полярники ГМО всегда отличались положительной инициативой и активностью, всегда поддерживали дружеские отношения с окружающими, пропагандировали спорт, личным примером вдохновляли на добрые дела.
     Комсомольцы обсерватории в сложных условиях Арктики организовали и участвовали в лыжных переходах по маршрутам:
     поселок Мыс Шмидта – поселок Полярный (90 километров) в 1979 году.
     Поселок Мыс Шмидта – поселок Иультин    (145 километров) 18 – 21 апреля 1980 года.
     (Забегая вперед отмечу, что и  состоявшаяся в 1991-м году радиолюбительская экспедиция в «родильный дом» белых медведей на высокоширотный, труднодоступный арктический остров Геральд в Северном Ледовитом океане, организована и проведена по инициативе полярников Шмидтовской гидрометобсерватории).
    
     7 августа 1982 года в 10 часов 40 мин по местному времени группа, состоящая из десяти сотрудников обсерватории: Ласкучерявого Б.Т., Астахова Н.М., Мединского Н.П., Иванова А.М., Комарова А., Зыбцевой Л., Комаровой И., Осницкой Н., Матвеенко Л., Мединской А. и корреспондента газеты «Огни Арктики» Сахарова С. совершила восхождение на сопку Ширшова.
      Событие произошло спустя 43 года после восхождения на эту сопку 15 мая 1939 года первых полярников станции -  гидролога Гордиенко, парторга Маслова, механика Смирнова, каюра Кекелькота. В честь 50-летия ГМО на вершине сопки в гурии оставлена капсула с вымпелом, на котором расписались все участники восхождения, значком, фотографиями, статьями о ГМО, записками Краснобаева и Воскребенцева (1969г.), Ефремкина и Арифуллина (1971г.).
     Узнав об этом, Павел Афанасьевич Гордиенко прислал телеграмму следующего содержания:                «Мыс Шмидта  Полярная станция  Ашиткову

     Получил фотографии восхождения группы шмидтовцев во главе Людмилой Зыбцевой на вершину Ширшова. Благодарю. Прошу передать участникам восхождения сердечные поздравления. Оцениваю его как прекрасное продолжение хороших традиций проявления молодежного спортивного духа коллектива, особенно интересное накануне 50-летия станции».

     11 сентября 1982 года гидрометеорологическая обсерватория мыса Шмидта Певекского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды Государственного Комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды отметила свое 50-летие.

     19 апреля 1984 года Мыс Шмидта, гидрометобсерваторию посетили участники челюскинской эпопеи Лев Осипович Белопольский, Анна Петровна Сушкина, Доротея Ивановна Васильева с дочерью Кариной Васильевной, Александр Ервандович Погосов, а также Герман Васильевич Грибакин, спасавший челюскинцев со льдины.

     В 1988 году в ГМО начато строительство нового производственного здания, в котором разместятся отдел метеорологических прогнозов, радиобюро, отдел фототелеграфной аппаратуры и автономный пункт приема спутниковой информации, другие службы.
     6 октября 1989 года в аэропорту Шмидт приземлился самолет « Ил-14», переданный гидрометобсерватории от Провиденской авиаэскадрильи. Пролетавший в небе Чукотки три десятилетия, этот самолет впоследствии был установлен на территории Шмидтовской ГМО как памятник полярной авиации и ледовой авиаразведке.

     В состав гидрометобсерватории сейчас входят:
     отдел метеопрогнозов и гидрометнаблюдений, узел связи и спецаппаратная, энерго-транспортная и производственно-вспомогательная группы, АМСГ (метеорологическое обеспечение гражданской авиации), передающая радиостанция, ясли-сад.

     Шмидтовская гидрометеорологическая обсерватория сегодня – это мощный центр изучения погоды восточной части Арктики, основными задачами которого являются:
     составление метеорологических, гидрологических, морских гидрометеорологических прогнозов и предупреждений о возникновении опасных (особо опасных) гидрометеорологических явлений, изучение гидрометеорологических условий мыса Шмидта и их влияния на деятельность народохозяйственных организаций, изучение состояния и контроль загрязнения природы, обеспечение необходимого уровня состояния и надежного функционирования технических средств наблюдения, сбора и распространения информации о состоянии природной среды.

     Помимо стандартных гидрометеорологических наблюдений, призванных получать морскую ледовогидрологическую, метеорологическую и аэрологическую информацию,
здесь велось зондирование атмосферы с помощью станции МРЛ-2, принимается и обрабатывается спутниковая информация. До последних лет проводилось наклонное радиозондирование, продолжаются наблюдения за состоянием ионосферы.

     Еще на заре становления шмидтовская радиометеорологическая служба носила не только комплексный, но и своеобразный интернационально-межведомственный характер.
     Проявлением этого были и первые геологические изыскания олова в районе, начатые базировавшимися на станции геологами Л.Ф. Бойковым и В.И. Серпуховым. В окрестностях станции ими были обнаружены многие полезные ископаемые, в том числе олово, золото, никель, медь. Впоследствии их изыскания в какой-то мере привели к обнаружению промышленных залежей металлов и образованию Иультинского и Полярнинского горно-обогатительных комбинатов.
     Это и давний, тесный контакт с базирующейся здесь лабораторией космофизических исследований Института космофизических исследований и распространения радиоволн Дальневосточного отделения Академии наук СССР.
     Наконец, это – карты погоды, передаваемые по фототелеграфу, которые традиционно используются  в качестве основного синоптического материала всеми прогностирующими органами Чукотки, в том числе и Певека.

     Все, что создано на мысе Шмидта, - плод творческого труда тех, кто всегда был первым и в труде, и в борьбе за новое, кто теплом своих рук и сердец согрел вечно холодную Чукотку.
     Поэтому будет справедливым назвать и запомнить их имена.
     Это – и первый учитель, начавший ликвидацию безграмотности в национальном селе Рыркайпий, выпускник Ленинградского историко-лингвистического института               
Н. Шнакенбург, и известный ныне советский писатель Николай Шундик, работавший впоследствии главным редактором журнала «Волга». Нельзя забыть И.И. Рентыргина, бессменного председателя бывшего колхоза «Пионер», кавалера ордена Ленина, парторга полярной станции С.А. Маслова, много сделавшего для поднятия культурного уровня местного населения, П.А. Шоломова, который работал в 1934 году секретарем Уэленского РК КПСС, а затем – начальником полярной станции на мысе Шмидта.

     За долгие годы работы на мысе Шмидта выросли и сформировались кадры опытных специалистов для Арктики и Антарктики.
     Здесь, на полярной станции и в бюро погоды мыса Шмидта начинали свою деятельность многие известные полярные исследователи.
     Изучению атмосферных процессов восточной Арктики и синоптическим условиям Чукотского моря были посвящены первые работы известного полярного исследователя, доктора географических наук, Героя Советского Союза Е.И. Толстикова.
А Н.Н. Толстикова – первая женщина синоптик. Это она организовала в Рыркайпийской школе первый пионерский отряд и звено октябрят.
     С должности инженера-гидролога палярной станции мыса Шмидта начинается научная биография доктора географических наук П.А. Гордиенко – «ледового доктора», как с уважением зовут его те, с кем он работал.
    
     Ряд метеорологов, геофизиков, гидрологов, бывших шмидтовцев, посвятили свою жизнь науке и работают в научно-исследовательских институтах страны. Из сотрудников станции тех лет теперь восемь кандидатов и два доктора наук.
     А.Н. Касаткин – старший геофизик станции, впоследствии работал Главным конструктором метеорологических спутников Земли. А.И. Рогозин, С.Г. Серлапов,
А.А. Зябкин были ведущими сотрудниками ААНИИ. Синоптик П.И. Зимич – кандидат наук, действительный член Географического общества СССР, начальник бюро погоды в Певеке, Л.П. Ананьев – руководитель Тиксинского УГКС.
 
     От биографии гидрометобсерватории и деятельности всего коллектива неотделима судьба ее бывшего директора почетного полярника, отличника гидрометслужбы СССР Юрия Григорьевича Ашиткова, который три десятилетия назад начал свою трудовую деятельность в Арктике. Ю.Г. Ашитков до 1983 года работавший директором Шмидтовской гидрометобсерватории, сейчас заместитель начальника Тиксинского УГКС.
      Г.И. Бардин работал впоследствии начальником Певекского УГКС, а инженер-синоптик В.А. Круглов – начальником отдела снабжения Певекского УГКС.
     Вера Михайловна Арифуллина (Баранова) работала техником-синоптиком отдела обслуживания народного хозяйства (ООНХ), затем начальником полярной станции в поселке Полярный Шмидтовского района. Инженеры-синоптики авиационной метеорологической станции (АМСГ) Шмидта
И.А. Мозжухина и Л.П. Разенко сейчас трудятся в АМСГ города Певека.
     Начальником бюро погоды мыса Шмидта длительное время был Юрий Николаевич Павлов.
    
     Важно еще и то, что с момента образования полярной станции на нее приглашалась учениками и практикантами молодежь из местного коренного населения, а затем принималась на работу.
     Так, эскимос Владимир Эттувги (1938г.) стал хорошим гидрологом, чукча Василий Миненко – опытным полярным радистом, а его брат Алексей – аэрологом. Впоследствии он работал на одной из дрейфующих станций «Северный полюс».

   
     Нынешнее поколение полярников гидрометобсерватории мыса Шмидта достойно продолжают славные традиции своих предшественников.
     Многие из сотрудников проработали на Шмидте 10, 15, 20 и более лет, многие уже уехали.
     Шмидтовцы несут свои круглосуточные вахты в одном из труднейших пунктов советской Арктики, тем большего уважения заслуживают ветераны-полярники гидрометобсерватории.
     Значком «Почетный полярник » награждены В.И Козин, работавший директором ГМО после отъезда в 1983 году Ю.Г. Ашиткова, и нынешний директор обсерватории Владислав Михайлович Ким.
     Среди ветеранов Анна Брониславовна Куренчук, работавшая начальником авиаметеорологической станции Мыс Шмидта, награжденная медалью «За трудовую доблесть». Почетные полярники-радисты Астахов Н.М. и Озеров И.В. – участники антарктических экспедиций, Советный М.И., длительное время работавший начальником узла связи, Макаров А.К. – инженер-синоптик первой категории.
     Отличники гидрометслужбы СССР Ельников С.С. – радиооператор первого класса, Спивак С.С. – инженер-аэролог на протяжении длительного времени возглавлявший коллектив аэрологической станции, Петров Б.А. – бессменный начальник передающей радиостанции на протяжении многих лет, Бедакова В.А. – начальник авиаметеорологической станции Мыс Шмидта.
     Среди ветеранов-полярников Гусев Анатолий Иванович – кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории космофизических исследований научно-исследовательского Института космофизических исследований и распространения радиоволн Дальневосточного отделения Академии наук СССР.

     За многолетний труд в сложных условиях Арктики медалью «Ветеран труда» награждены ветераны-полярники гидрометобсерватории:
     инженер-синоптик отдела метеорологических прогнозов и гидрометнаблюдений  Моссибит Светлана Ивановна, техники-синоптики Москвитина Н.П., Пирогова Г.Е.
Ровенчук А.Н., Гусева Т.М., инспектор по кадрам Марченко С.С., работники узла связи
Советная  В.М., Рязанцев С.В. и Рязанцева Н.С., Балычев В.И. и Балычева М.М., Маковская З.И., Кузина Л.Л., инженер-механик энерго- транспортной группы Федюк П.И.

     С лучшей стороны зарекомендовали себя выпускники Ленинградского высшего инженерно-морского училища им. адмирала Макарова (ЛВИМУ).
      Инженер-синоптик Андрей Цадкин работает  заместителем директора гидрометобсерватории. Виктор Осницкий -  возглавляет сейчас отдел метеорологических прогнозов и гидрометнаблюдений. Виктор Егоров, работавший инженером-синоптиком авиационной метеостанции Мыс Шмидта, впоследствии  побывает у двух полюсов Земли северном и южном - станет участником нескольких экспедиций на дрейфующих полярных станциях «Северный полюс» в Арктике и нескольких полярных экспедиций в Антарктиде у южного полюса Земли.

     Яркий след в культурной жизни не только гидрометобсерватории и  Шмидтовского района, но и Чукотского АО оставили полярники:
     инженер-синоптик Андрей Павлов – создатель и  руководитель в 1980 – 1984 годах дискоклуба ГМО. С дископрограммой под названием «ГМО – 50 лет» посвященной 50-ти летию Шмидтовской гидрометобсерватории молодежный дискоклуб Шмидтовской ГМО занял первое место 24 января 1983 года в городе Анадыре (столица Чукотки) в первом смотре-конкурсе молодежных дискотек «Пою мое Отечество» посвященном 50-ти летию комсомолии Чукотки и 60-ти летию образования СССР.
     28 января 1983 года, по возвращении из Анадыря, эта программа была представлена на суд коллег-певекчан в Певекском территориальном управлении по гидрометеорологии и контролю природной среды в городе Певеке.
     Впервые дископрограмма   «ГМО – 50 лет» была показана 11 сентября 1982 года коллегам и гостям на юбилейных торжествах в кают-компании Шмидтовской гидрометобсерватории дискоклубом ГМО в составе: Андрей Павлов – руководитель, Людмила Зыбцева – ведущая программы, Сергей Сидоров – звукооператор.
     Впоследствии А. Павлов организовал первый дискоклуб в Антарктиде, где, после отъезда из поселка Мыс Шмидта, был участником одной из антарктических экспедиций.
 
     Запомнились шмидтовцам  Марк и Светлана Рогинкины – инициаторы создания в 1989 году в ГМО и активной деятельности клуба веселых и находчивых (КВН).

      Активными помошниками и участниками многих культурных мероприятий  в разное время были начальник смены узла связи Пирогов В.А., радисты поддерживающие связь с морскими судами и полярными станциями района Примеров Е. и Барамыгин Н., Любовь Артемьева, Наталья Семерухина и А. Бензик. Константин Гальченко (отдел космофизики), Людмила и Николай Баранчиковы. Инженеры – синоптики Людмила Хохлова и Нина Андреева.  Радиотехник передающей станции, выпускник Ленинградского арктического училища Владимир Злобин.
Аэрологи Виктор Шеховцов, Юрий Валиев, Клара Рысаева, Андрей Суворов и Вера Варлыгина. Сотрудники различных отделов ГМО и космофизики Фарида Меджидова, Алексей и Елена Ивановы, Виктор и Вера Ступниковы, Александр и Валентина Минины, повара Евгений и Марина Воробьевы, строители Владимир и Екатерина Давыдовы, Светлана Альшевская (отдел космофизики), Сергей Романчук – инженер-синоптик АМСГ. Безучастных к культурной жизни в среде полярников  практически нет. 

     11 сентября 1992 года Шмидтовская гидрометеорологическая обсерватория отметит свой 60-летний юбилей.

     Круглосуточная вахта часовых погоды продолжается.
 
     Далее поздравление присланное к 50-летию Шмидтовской гидрометобсерватории коллегами-певекчанами из Певекского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды ( ПУГКС) и зачитанное шмидтовским полярникам в день юбилея 11 сентября 1982 года на торжественном собрании в кают-компании ГМО Юрием Евсеевичем Кошаровским – председателем объединенного комитета профсоюза ПУГКС:

   
     «Нет места, ярче, чем на Шмидте! –
     Рыркайпий в мерзлоте таит
     Нас единяющие нити –
     Чукотский древний неолит,
                Следы неведомых сражений,
                Костров далеких аромат,
                Китовых стойбищ украшенья –
                Доисторический уклад!
     Здесь на границе полушарий
     Локаторы в эфире шарят,
     А летом, иногда бывает,
     До осени снега не тают!
                Здесь лед вдоль побережья бродит,
                А морж с китом – на брудершафт!
                Здесь все наоборот в природе!
                И – азонален сам ландшафт!
     Здесь – средоточие свободы!
     Недаром получилось так,
     Что при царе, в тюрьме народов,
     Лишь чукча не платил ясак!
                Места трудов, дерзаний, славы,
                Находок, горестных разлук…
                Здесь Биллингс был и Дежнев плавал,
                Сюда наведывался Кук!
     С чукотских неуютных скал
     Сто шестьдесят назад годов
     Здесь Врангель яростно искал
     Свой остров, скрытый среди льдов!
                Рвалася «Вега», что есть сил
                Из цепких двухгодичных пут…
                Здесь «Колыму» Троян водил,
                Осваивая первый путь!
     По норденшельдовским следам
     Здесь Свенсон торговал не с миром…
     За что пришлось послать сюда
     ЛК «Вайгач» с лк «Таймыром»!
                Они здесь зря в усы не дули,
                Не зря промеривали мили –
                И остров Врангель обогнули
                И путь морской приотворили!
     Сто лет назад взросла идея,
     Что для арктических морей,
     Как никогда, нигде, вернее
     Быть должен общим труд людей!
                Минуло ровно полувека
                С тех пор, как начала расти
                Во льдах трудами человека
                Система Главсевморпути!
   
     В нее был вложен труд упорный,
     Гордился ею весь народ,
     Когда прошел Международный
     Второй Полярный славный Год!
                Он дал почти всему истоки!
                И там, где жизнь сейчас кипит –
                На крайнем Северо-Востоке –
                Возникли и Певек и Шмидт!
     В годину трудных испытаний,
     Когда челюскинцев спасали,
     Все то, что шло от вас в эфир,
     С волнением ловил весь мир!
                И для проводки пароходов
                Построил с блеском Вася Ходов
                Почти всей Арктике в пример,
                Отличный Радиометцентр!
     Пусть торошенье, пусть мороз,
     Но не смолкала рация –
     Сам Толстиков давал прогноз
     Судам и авиации!
                Великие года и дни
                Вошли теперь в историю!
                Гордится делом и людьми
                Не зря обсерватория!
     Пусть жизнь не сахар, между нами…
     И нету трудностям границ,
     Хотят отметить певекчане
     Хотя бы некоторых лиц!
                Решительно неповторим,
                Погоду делающий Ким!
                И не смыкает рядом вежды
                Его помощница Надежда!
     Отточено и без помарок
     Вникает в суть ветров Макаров!
     А вникнувши, помаракует
     И в толстых книгах публикует!
                Его за это – почитают,
                Хоть критикуют, но читают,
                Не даром же молва идет –
                Макаров далеко зайдет!
     Срывает с тайн морских покров
     Пытливый Саша Комаров –
     Он приспособил МРЛ
     Для нави-гационных дел!
                Протоптывая путь себе,
                Стал видеть лед в полярной тьме!
                И изумились от того
                И сам Певек и ГГО!
     А в скромно убранной сторожке
     В любые, в пасмурные дни,
     Мир видят, словно на ладошке,
     Сотрудники АППИ!
                Мы все зависим по Союзу
                От летчиков, их профсоюза…
                У вас же есть своя рука
                В недавно избранном ЦК!
     Надеемся, что нашим бедам:
     С билетами – глухая ночь!
     Хоть и не сразу, но с победой
     Сумеет Зыбцева помочь!
                Лелеют в Шмидтовском пространстве,
                Как берега одной реки,
                И авиа, и автотранспорт –
                Железные Куренчуки!
     Свой труд, как подвиг несусветный,
     Здесь много лет вершит Советный!
     И отдает себя без страха
     Пучине всяких дел Астахов!
                И в них весьма поднаторел,
                Как щука среди мелких рыбин,
                Специалист приватных дел –
                Орденоносец Леня Рыбин!
     Сопротивляясь непогоде
     И Куче ведомственных козней,
     Механизацию наводит
     Валерий Игоревич Козин!
                И нет сомнений, без ошибки
                Курс ГМО ведет Ашитков,
                Который, несмотря на гнет,
                В соревновании нас бьет!
     Прерогатив не нарушая,
     Певекских  коллектив решает –
     За что и просит извинить,-
     Когда-нибудь, да вас побить!
                Не перечислить всех фамилий,
                Кто по техническим каналам
                Распространяет факсимилей
                Немыслимейшие анналы!
       И мир, ловя анналы те
       На километры ЭХБ,
       Оперативно познает,
       Где хорошо, а где прижмет!
                Нет места хуже, чем на Шмидте –
                То холод, то туман, то лед…
                Так тем дороже, кто в зените
                Торжеств великих здесь живет!
         Живет и делает работу –
         Здесь ни к чему любая лесть,-
         Не посрамив ни на иоту
         Ни тех, кто был, ни тех, кто есть!

                И тех, кто будет, впрочем, тоже!
                Поскольку, чувствуется, Шмидт
                От года к году всем дороже
                И больше будет знаменит!                                В        Шагают дальше… Путь их ясен!
         Сегодня их благословит,
         Чей лик в истории прекрасен,
         Их сват – великий Отто Шмидт!».                                                


    Людмила Зыбцева -
    гидрометеоролог, фотооператор автономного                п   пункта приема спутниковой информации (АППИ)                Ш   Шмидтовской гидрометеорологической обсерватории.
                1990-й год.


     Документальный очерк «Ледяной синевы притяженье» к 100-летию со дня рождения О.Ю. Шмидта (1891 – 1991 г.г.) об истории развития полярной станции на мысе Шмидта, поселка Мыс Шмидта и Чукотского национального села Рыркайпий был опубликован:

     1. В районной газете «Огни Арктики» №№ 118 – 123 (сентябрь – октябрь) 1990 года.
         Газета издавалась в поселке Мыс Шмидта, Чукотского автономного округа, как
         орган Шмидтовского районного Совета народных депутатов.
    
     2. В окружной газете «Советская Чукотка» от 12.02.1991 г., от 14.02.1991 г.,
         от 16.02.1991 г., от 19.02.1991 г.
         Газета «Советская Чукотка» издавалась в городе Анадыре – столице Чукотского
         автономного округа.
   
     Материалы об истории освоения и развития мыса Шмидта (полярной станции, поселка Мыс Шмидта и чукотского национального села Рыркайпий), в том числе фотоматериалы и газетные публикации, были переданы в музеи:

1. Музей Арктики и Антарктики.
      Адрес: 191040, г. Ленинград, ул. Марата, дом 24-а.
Получено музеем в конце октября 1990 года.
Материалы приняты в фонды музея.

     2.  В Магаданский областной краеведческий музей.
     Адрес: 685020, г. Магадан, проспект Карла Маркса, дом 55.
     Получено музеем 22 октября 1990 года.
     Материалы приняты в фонды музея.

     3. В Анадырский окружной краеведческий музей Чукотского автономного округа.
         Адрес: 686710, г. Анадырь, Чукотского АО, ул. Рультетегина, дом 5.
         Получено музеем 23 октября 1990 года.               
         Материалы приняты в фонды музея.

     4. Материалы об истории мыса Шмидта переданы 28 января 1991 года председателю
         Шмидтовского поселкового  Совета народных депутатов Шмидтовского района,
         Чукотского автономного округа, как основу для организации районного               
         краеведческого музея в поселке Мыс Шмидта.
         
     5. Материалы истории мыса Шмидта переданы 1 февраля 1991 года директору             
         Шмидтовской гидрометобсерватории в архив Шмидтовской ГМО.



                Людмила Зыбцева.               
                Работу в Шмидтовской ГМО закончила в должности заместителя     директора Шмидтовской гидрометобсерватории                в 1994 году.