2. Эрмитаж - уединение. От лат. eremita - отшельни

Владимир Горев
           Галерея Самодержцев Российских, представителей Дома Романовых,  начинается с почти незаметных, небольших тёмных фоном полотен. Тогда, в начале XVII века  на Руси редко писали «парсуны (персоны)» даже правителей – российское художество было  иконописным… Налёт этого заметен и на первых портретах русских царей работы наших мастеров.

          Так и ведёт нас галерея – от первых парсун неизвестных русский мастеров до шедевра: портрета последнего Императора - Николая II Александровича работы Ильи Ефимовича Репина.

          Ясно, людей облечённых высшей властью писать нелегко – проще польстить заказчику, а можно оставить свидетельство, а то и обличение эпохи. В этом разделе Музея портреты всех, кто побывал на троне, но останавливают внимание далеко не все они …

          Интересен небольшой портрет-парсуна избранного «на престол» Михаила Федоровича из бояр Романовых, не слишком, кстати, древнего и не слишком богатого рода. Возможно, на это и рассчитывали окружавшие престол-трон бояре: юный, 17 лет от роду, царь казался легкоуправляемым…

          Но они к счастью, ошиблись – благодаря поддержке его отца, патриарха Филарета, человека властного и твёрдого,  Русь вышла из «Смутного времени» окрепшей. Портрет избранного царя, после нескольких лет царствования, выполнен по всей форме парадного портрета – гордое, даже надменное лицо  с «приличествующими регалиями» -  шапкой Мономаха, скипетром и державой. При этом явственно выражены индивидуальные черты!

          Самым замечательным в нём были  храбрость, рост и сила: по легенде он «поидоша сам медведя бороть» т.е. в одиночку ходил охотиться на медведя с рогатиной. Эта сила и рост повторились затем – в Императорах: Петре I Алексеевиче и Александре III Александровиче и в… Императрице Анне Иоанновне и в некоторых Великих Князьях!

          Следующий портрет также наверняка похож на оригинал - острый взгляд тёмных глаз даёт впечатления об уме и сметке царя Алексея Михайловича, хотя человек он был нерешительный и не всё начатое доводил до конца. Тем не менее, его царствование было весьма успешным и благополучным для Руси – на Западе присоединёны Украинные земли.

          Это во время его царствования «на Руси устроены рубли и копейный деньги», упорядочен сбор налогов… На основе этой, по-современному сказать, финансовой реформы «устроившей»  денежный оборот, смог провести свои нововведения  Пётр Великий.

          По портрету иностранной работы на противоположной стене видно, что это Пётр I, но  огромная, по-европейски лощёная картина не даёт никакого представления об изображённом человеке. Ну, латы блестят (кстати, их тогда уже не носили), среднеприличное лицо персонажа,  разве только юношеские усы и круглые глаза указывают на оригинал, ну ещё военно-морской пейзаж фона, весьма романтический и … всё.

          Это не настоящий Пётр… Не понял, не охватил его величины европейский портретист. В Русском Музее посмотрите изображения по посмертным маскам, там действительно человек «сделавший» Россию из Руси и «поднявший её на дыбы». Осталось нам заветом – «Имя Русского Человека держать честно и грозно!».

          Останавливается взор на набеленном, ещё  по-старорусски, лице Екатерины I - первой Императрицы. Как проделала бывшая служанка Марта Скавронская эту блистательную карьеру? Сплетничайте что хотите – для этого надо быть всё же женщиной чем-то отличающейся от многих… Но портрет нам этого не объясняет.

          Посмотрим дальше на стене напротив – царевна Софья: миловидная совсем молодая женщина: сестра и соперница по трону. О ней свидетельствуют современники, что она была: «великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева». Причём так говорят её враги, а не союзники.

         Сейчас историки спорят: а что если, придя к власти, Софья провела бы обновление России по-женски мягко и «малой кровью» -  ведь и у неё также было стремление к новому? Но, как известно, у Истории нет сослагательного наклонения…

         По  легенде, после посещения Петром сестры, заточённой в Новодевичьем монастыре, он вышел  со слезами на глазах, сказав только: «Жаль! Сколь умна, столько и зла, а ведь могла бы быть мне правою рукою!» Это заставляет совершенно по-иному взглянуть на их отношения…

         Вот изображение Соправителя Петра, Ивана V Алексеевича   - портрет представляет нам темноволосого молодого человека с тонкими чертами лица с бородкой  и висячими усами. Всмотримся в глаза: нездоровый вялый взгляд больного в отличие от энергичного взора его отца   Алексея Михайловича.

         Думаю, портрет соответствует изображённому -  именно таким его и описывают современники. Есть  ещё и портрет в… латах. Бедный Иоанн был слаб телом и болезнен – едва ли он мог носить такие тяжёлые одежды. Но  «некоторые представители» его потомства «некоторое время» занимали Российский трон.

         Взглянем на портрет Петра II: внук Петра Великого, сын нелюбимого царевича Алексея, назначенный наследником мачехой Екатериной I по настоянию А.Д. Меншикова, мечтавшего выдать за него свою дочь.

         На самом деле -  несчастный мальчик в белом парике и роскошном одеянии, слишком рано, 12 лет, попавший на Российский престол и намеренно споенный его окружением, каждый из которого «тянул на себя». Через год такого «царствования» на нём прервался мужской род Романовых.  Начался период «женского правления».

         Колоритная фигура на тёмном фоне. А кто это?  Анна Иоанновна – дочь ИоаннаV. Испанский посол так описывает её: «императрица Анна толста, смугловата, и лицо у неё более мужское, нежели женское».

         Ещё точнее, не связанные дипломатическими условностями говорят русские современники: «Престрашного была взору,– писала об Анне Иоанновне Н.Б. Шереметева,– отвратное лицо имела, так была велика, что когда между кавалеров идет, всех головою выше и чрезвычайно толста».

         Российские историки отметили: «Анна Ивановна обладала тяжёлым характером, была капризна, отличалась злопамятностью и мстительностью». Вспомните просто несколько слов из созданного при ней - «бироновщина», «ледяной дом, «слово и дело».

         Есть у Анны Иоанновны интересное деяние – приказала отлить Царь Колокол. В Московском Кремле стоит. Видели? Но, государственными делами почти не занималась. Что знаем ещё? Любила стрелять по птицам. Стреляла метко. Из окон дворца. Так и правила Россией 10 (!) лет.

         Советую посмотреть бронзовую её скульптуру с арапчонком – она в Русском Музее. Славно поработал над нею  скульптор Карло Бартоломео  Растрелли и чеканщики!

         Ещё одна правительница - ещё одна Анна: Анна Леопольдовна.  Да… Не отмечено лицо и тенью мысли, хотя значительно приятней предыдущего. Она стала регентшей  при назначенном Анной Иоанновной наследником  престола её внуке и правнуке Иоанна V  крошечном (два месяца!!!) Императоре Иване VI Антоновиче…

         Странное решение, но возможно, хотела Анна Иоанновна чтобы престол Российский занимали потомки её отца, а не Петра Великого.

         Об Анне Леопольдовне не помню ничего интересного, а вот её сын был свергнут и заключён в крепость, где и прожил всю жизнь до 24 годов и погиб при невыясненных обстоятельствах… Известно только, что караулу был дан приказ: при попытке освободить – прикончить царственного узника.

         Опасались сидевшие  тогда  на троне Елизавета, а позднее Екатерина II, его выхода на свободу - он ведь был законным Императором России. Вот так сложилась эта несчастная жизнь…

         Но уже поднадоело к тому времени Российской Гвардии «немецкое» засилье при троне… В результате переворота на престол вступает «дщерь Петрова» - Елизавета I Петровна.

         Наконец-то  на портрете миловидное женское лицо! Хоть почти и не занималась она делами государства, но окружена была дельными людьми, помнившими петровские замыслы – с этого правления снова начинается подъём России. И ещё:  в её правление не было в России ни одной смертной казни.

         Государыня более всего любила развлечения  и карнавалы – причём и она, и придворные дамы, выходили в мужском платье (по отзывам современников оно очень шло Елизавете), а кавалеры должны были «быть неотменно в женском».

         «Весёлая царица была Елисавет», но при ней продолжились деяния отца её Петра Великого: вспомним создание школ, установление  Университета и Михайлу Васильевича Ломоносова, полярные и дальневосточные экспедиции, укрепление Флота и Армии. Казахские земли   при её царствовании добровольно вошли в состав России.

         Особо отмечу победу в Семилетней  войне и первое взятие Берлина (для любителей переписывать  Историю напомню – мы, Армия Российская «населённый пункт» Берлин в разные времена ТРИЖДЫ брали).

         А побили тогда, помнится, Фридриха II  короля прусского, который сам себя(?) назвал «Великим»(?).  Восточная Пруссия и Кёнигсберг тогда торопливо присягнули на верность Елизавете Петровне, т.е стали провинцией российской… При этом великий мыслитель Иммануил Кант, проживавший там, подавал просьбу о становлении его профессором на имя Елизаветы Петровны. Так то!

         Следующий портрет – внук Петра Великого Пётр III  Фёдорович. Противоречивая личность  на троне. Да и портрет это подтверждает: военный мундир, царский скипетр, шпага  и слишком мягкий, даже пожалуй,  несмелый взгляд. Кстати – сложилось так, что он был одновременно внуком и Петра I, и Карла XII, - непримиримых противников по Северной войне.

         Человек был и грамотный и чувствующий, он сам неплохо играл на скрипке и много сделал для развития музыкальной культуры России. Но… не любил России, не понял он её и не пришёлся ко двору нашему. О нём сказано современником – «Он даже по-русски так и не выучился и говорил на этом языке редко и весьма дурно».

         Да ещё по приходу на  трон, первым делом отдал кровью русских солдат завоёванную Пруссию обратно Фридриху II без боя… Ясное дело, это вызвало недовольство и протест со стороны Гвардии, а она была решающей силой в дворцовых переворотах.

         Есть его портрет с молодой женой Екатериной  (она пока ещё Великая Княгиня, не Императрица), на котором  талантливый портретист К. Г. Гроот тонко поймал несогласие между ними. Там ясно виден намёк на холод их  отношений. Что там не сложилось, в первые же дни -  неизвестно.

         А результатом  стало свержение Петра III и переворот в пользу его жены…

         В этой галереи самый роскошный, как и наряд на нём изображенный, конечно огромный  парадный  портрет Екатерины II Великой. Так изобразил её датский живописец Виргилиус Эриксен. Интересный приём использовал художник – она изображена фас, но одновременно  - в зеркале видна в профиль… и её платье.

         Я бы сказал – это больше портрет платья, чем его венценосной хозяйки! Мастерство изображения тканей и окружающей роскоши, вот цель художника. Таковы картины «малых голландцев» - на них прежде всего восхищение «вещностью» окружающего мира.

         Блеск бриллиантов короны, золочёный мраморный столик, зеркало драгоценного венецианского стекла, шитьё платья – всё это изображено с огромным мастерством. А вот сама Императрица? Ещё один «предмет» обстановки, не более. Это, скорее, такой грандиозный изысканный натюрморт, замаскированный под портрет.

         О самой Екатерине Великой сказано много, в малом повествовании не перескажешь. Не было при ней ни одной проигранной войны и были присоединены два полуострова Крым и Аляска… 

         Императрица говаривала, – «В Европе ни одна пушка без нашего повеления не выстрелит!». Возможно, нашей стране сейчас нужен во главе такой человек – по-женски не упускающий мелочей. Это сейчас очень важно и вне страны и ещё более внутри.

         Пойдём дальше: там две картины с портретами следующего Самодержца. На одной юноша в красном мундире с голубой лентой Ордена Андрея Первозванного,  стоящий на лестнице с видом на залив.
         Да, этот молодой человек - Великий Князь Павел Петрович, фактический наследник Екатерины Великой, хотя она желала оставить трон внуку  Александру...

             У него оживленное лицо, напудренный парик по моде XVIII века, шпага с дорогой, «в каменьях», рукоятью… Помним, что он был чрезвычайно курнос, но живописец смягчил эту особенность, придав носу «приличное очертание»… Так, обычный парадный портрет: всё чинно и пристойно, всё как у всех….

            Вторая картина значительно интереснее -  конный портрет сразу четырех знатных особ: Императора Павла Петровича, его сыновей Великих Князей Александра и Константина, а также принца (палатина) венгерского Стефана-Иосифа. Картина не приближена к официальным канонам: лица естественны и потому интересны.
            
            Павел на белом коне в центре – посмотрите, как похож на него Константин  курносостью и обликом (он на буланом коне, почти у края полотна) и как разнится лицо старшего, Александра (крайний слева).   Комментировать не буду:  смотрите сами, но обратите внимание на коней – они изображены не хуже, а может и лучше  всадников.

            Итак, на  троне России вновь мужчина. Его вторая жена, Мария Фёдоровна, умная и красивая женщина, также здесь. Французскому мастеру Александру Рослину удалось в этом свадебном портрете передать и девичью прелесть невесты и роскошь наряда.

            Павел с жаром принялся за реорганизацию России, но слишком активно начал эти преобразования, сильно ущемил дворянство, «распустившееся» при «женском правлении» и... был убит дворянским заговором. Важно, что никто из рядовых солдат, практически приведших на трон  и Елизавету и Екатерину II, не был в этом замешан.

             Не потому ли, что многие его реформы были направлены на облегчение крестьянской участи и солдатской службы. Именно он дал Российскому солдату тёплую суконную шинель, впоследствии перешедшую во все армии Европы. Ведь Павел   страхом и штрафами заставлял честно служить и  жестоко наказывал офицеров-дворян за кражу солдатского жалования и провизии.

           Отвлечёмся от портретов:  слева в галерее стоят огромные,   напольные часы с золочёными колоннами – вон мы все, там, в зеркале! Им  более 150 лет, а они  идут, мелодично и тонко отбивают часы, получасы и четверти. К слову – все часы выставленные в Эрмитаже ходят  и правильно показывают время!

            Пойдём дальше,  посмотрим портрет приемника и сына Павла Петровича (есть подозрение, что он знал о заговоре против отца) Александра I Павловича, прозванного Благословенным. Парадный портрет выполнен англичанином Д.Доу через некоторое время, после разгрома Наполеона.

           Даже забыв о пушкинском: «Властитель слабый и лукавый…» понятно с каким человеком имеем дело. Слово всё время расходилось с делом: замыслено было освободить крепостных  – не выполнено, задумано  дать конституцию – не пошло… и так – многое, почти всё. И, тем не менее, Слава его «нечаянно пригрела» – при нём Наполеон бежал из России.

            И лощёные сапоги (по-моему – самый удачный фрагмент картины) не спасают репутации. Понял его художник-иностранец и  навсегда таким запечатлел, согласившись заочно с нашим великим поэтом.

           Но есть легенда: в 1825 году в Таганроге была имитирована смерть Александра I: в Петербурге был якобы похоронен  внезапно умерший егерь-двойник, а сам он старцем-отшельником под именем Фёдора Кузьмича ещё 40 лет жил  Сибири. Возможно, так он замаливал грех отцеубийства…

          Эта смерть была использована декабристами как попытка государственного переворота. Не вышло ... 

          Да ещё с женой, Елизаветой Алексеевной, у них не осталось живых  детей. Есть тут и её портрет – невестой… Но не любил Александр эту милую женщину…

           К власти пришёл младший брат Александра  - Николай I Павлович – полковник кавалерии, отличный военный инженер,  воевавший на опаснейшей Кавказской Линии  и никогда не думавший о троне, но собравший великолепную коллекцию холодного оружия. Между прочим – с его благословения построены первые в России железные дороги.

           При нём возникло триединый лозунг: «Православие, Самодержавие, Народность», которое сам Народ Русский понимал как «За Веру, Царя и Отечество».

           Вот как писал о нём современник «Он был красив, но красота его обдавала холодом… глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза». Портрет полностью соответствует этой «характеристике». Но солдафоном, по свидетельству А.С.Пушкина,  Николай I, личный цензор поэта, не был!

           Человек, всё царствование жестко устанавливавший порядок на просторах страны, в конечном итоге не переживший позора поражения в Крымской войне, умирая, сказал сыну Александру II  –«Не в порядке оставляю тебе Государство…» Не смог… Сможем ли установить порядок мы?

           А здесь – его жена, Александра Фёдоровна с детьми. По уже установившейся традиции -  очередная немецкая принцесса на Российском троне.  Кстати, мальчик – будущий Александр II. Картина красивая, дети милые, ну что вам ещё от парадного портрета нужно?

           И ещё один её портрет – очень красивая женщина, ну и наряд конечно  соответствует: сапфировое колье, белый шёлк, синий бархат, мех горностая, нитка жемчуга метров 5 длиной…! А глазах тоска. Прелестная птичка … в золотой клетке.

          Далее – конный портрет Великого Князя Александра Николаевича работы по-немецки добросовестного живописца Франца Крюгера. Порыв, огонь, сражение, напор, победа! Можно разглядеть в этом лихом казачьем полковнике будущего Великого Реформатора.

          Следом – ещё портрет, уже Императора Александра II на фоне пейзажа Царского Села. Всё как положено шефу лейб-гвардии гусарского полка – красный доломан, синие чакчиры, сабля с облегчённой гардой, красный ментик взятый  «на опаш», а в глазах – и тревога и решимость…   Еще не проведены важнейшие для России реформы, но уже твердая уверенность в их необходимости… Будущий Царь-Освободитель!

          Никто не сделал больше для Русского народа и других народов Империи! Убит народовольцами, очевидно, именно за это - борцы за демократию как всегда что-то перепутали… Посмотрите гранитные доски вокруг Храма на Крови. Там высечены его важнейшие дела. Сделанные, свершённые, а не обещанные или задуманные,  как у его венценосных предшественников.

           А вот с женитьбой ему не очень повезло…Мария Александровна была женщиной болезненной. Её портрет ясно об этом говорит.

           Подходим к портрету самого  уважаемого  мной царя – Александра III Миротворца,он унаследовал от Михаила Алексеевича и Петра Великого и стать и силу. При нём начался подъём России.

           Как сказано современниками: «устремление к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии всех учреждений».

            Это он сказал – «У России два союзника – Армия и Флот» и «Пока Русский царь удит рыбу, Европа может обождать!». Ни одной войны не было на земле Российской при его правлении, но присоединёна вся Средняя  Азия, расширено влияние на Балканах, построена Транссибирская  магистраль.

              Воистину – творец и миротворец. Считаю, если бы он прожил дольше, Россия была бы сейчас ведущей страной мира… Как не хватало этой огромной силы и воли его сыну! Но…

             Он сам немного рисовал, как и его жена, знал и любил искусство – при нём закуплено многое для Эрмитажа и других музеев. Пожалуй, в этом может с ним сравниться лишь  Екатерина II, основавшая Эрмитаж-музей и наполнившая его картинами и статуями.

           Идём дальше… Вот портрет, как мне кажется,  самой  прелестной женщины на Российском троне – Марии Федоровны – жены Александра III. Современники отмечали, что «ласковая, любезная, простая в обращении, Мария Фёдоровна (датская принцесса Дагмар) была Императрицей с головы до ног и умела сочетать свою врождённую царственность с такой добротой, что была обожаема всеми своими подданными».

            Посмотрите ей в глаза, убедитесь  – это правда. На этом портрете женщина прекрасней её наряда! Счастлива женщина которую любит сильный и уверенный в себе мужчина. Француз Франсуа Фламан точно уловил и сумел запечатлеть это. Взгляните ещё – это один из самых светлых образов галереи, хотя решён в тёмных тонах…

          Во время Первой мировой войны она много делала для помощи  раненым и увечным - создавала госпитали и возглавляла обучение сестёр милосердия. Именно эта прекрасная женщина придумала санитарные поезда и оборудовала их на свои средства.

          Она пережила мужа, после 1917 года уехала в Данию и, уже после смерти, вернулась в Петербург и похоронена теперь рядом с мужем в Петропавловском Соборе.

           Ну, вот мы прошли почти всё галерею… Осталась только одна царственная пара,  самая трагичная в истории России. И, пожалуй, самые лучшие портреты – Николай II Александрович и Александра Фёдоровна. Очень много о них сказано… Всякого

            Мы будем говорить о портретах, не о судьбах изображенных людей. Портрет Императора Николая II Александровича очень  прост  и по построению композиции и по изображению.

            Стоит человек в комнате драпированной красным бархатом на красном ковре и смотрит на тебя. Ни «величественной осанки», ни позы. Мундир армейского полковника цвета «морской волны», форменные пехотные  шаровары заправлены, как положено  в сапоги…

            Только по слишком большому числу наград и регалий можно догадаться, что это правитель самого большого и наиболее быстро развивающегося  в те времена, государства. Из положенной парадному портрету роскоши – только бархатная обивка золочёного кресла.

              Гениальная кисть Ильи Ефимовича Репина передала нам человека честного, светлого и … простого в обращении. И не очень счастливые глаза у этого человека – есть в них какое-то беспокойство.

             Его любимая жена Александра Фёдоровна – портрет выполнен мастерски, с блеском и шиком – в лучших традициях Русской художественной школы. Глаза… Там, на дне сознания, незатухающая тревога. Это она, только она одна виновата в неизлечимой болезни единственного сына…

              Не волнует и не радует её ни роскошная диадема стоящая столько, сколько стоит на Западе иной небольшой город, ни все тревоги и волнения огромного государства России. У этой красивой женщины  глаза смотрят как будто внутрь себя… 

              Понимаю, что устали, и всё же, гляньте ещё портрет Великого князя Михаила Николаевича – наместника Кавказа, и вернитесь к началу галереи. Обратите внимание, насколько он  похож на  давнего своего предка – царя Михаила Федоровича.

            Видите? Те же энергичные черты лица, та же сила в плечах…   Только глаза голубые и седая борода погуще. Через 300 лет, несмотря на постоянное подмешивание европейской, в основном немецкой, крови  охранён русский  облик и тип бояр Романовых.

           И наконец, попрошу об ещё одном усилии… Не пройдите мимо развешанных тут же многих портретов великих княгинь. Вглядитесь.

           Убедитесь – красоте наших женщин есть откуда быть.

             05.09.2012 г.