Победителю слава! Рассказ

Владимир Богомолов
    Одним из первых деревьев, которые я посадил в своем саду, была яблоня. Это было четверть века назад. Сажали сад мы вместе с тестем. Ему было тогда столько, сколько мне сейчас. Невысокий, но крепкий, коренастый и жилистый, он вырос на земле, и очень о ней тосковал, не имея несколько десятков лет возможности насладиться от души работой на земле.

         Сад меня надоумили посадить бывалые соседи, объясняя мне, начинающему землепользователю, что дольше всего растут деревья. Можно успеть и дом построить и многократно кусты пересадить, не говоря уже о ягодах, цветах и овощах, но дерево даст достойный урожай не раньше, чем через пять – семь лет.

       Вняв советам «бывалых», я как-то раз заехал в питомник и купил два десятка плодовых саженцев, чтобы заложить свой сад как можно раньше. Приезжая ко мне в гости, тесть первым делом торопился к молодому саду, чтобы оценить результаты наших усилий. И каждый раз расстраивался, что сад не торопится радовать нас разнообразными плодами, о которых нам так красочно рассказывал продавец в питомнике, уговаривая купить тот или иной сорт фруктов.

         Нетерпеливый тесть все ждал сказочно вкусных плодов и обещанного большого урожая. Так случилось в его жизни, что он первым проводил в последний путь свою жену, оставившей ему в наследие полдесятка дочерей и ни одного сына. И стал мой тесть сетовать на судьбу и все чаще заговаривать о мире ином, куда никто из нас не торопится, но минуть который не суждено никому.

         Нам с его дочерью,  были не по душе такие разговоры, и уж совсем не нравилось настроение нашего «дедушки», как все мы его ласково называли. Дело в том, что иначе его назвать не поворачивался язык из-за его радушия и доброты, которое он вызывал  у нас, да и у всех, кто с ним, так или иначе, сталкивался.

         Вот мы и придумали, как поменять ему настроение и дать цель на многие годы, чтобы устранить мрачные настроения в его светлой душе. В шутку и всерьез одновременно мы предложили ему взять программу минимум на ближайшие годы.

        - Тебе, дедушка, необходимо обязательно дождаться урожая, от посаженных тобой деревьев, чтобы лично проверить правдивость обещаний продавца. В наш новый век денежных отношений никому нельзя больше доверять. Лучше все проверять самому.

        Тестю наша шутливая программа пришлась по душе. Теперь каждый раз, когда у него появлялась возможность приехать с ревизией в наш с ним сад, он первым делом интересовался, какие из деревьев стали плодоносить, и что за плоды они дают. А мы с женой, посмеивались, радуясь тому, что ему приходиться год за годом жить и ждать фруктов из нашего сада.

        К сожалению, мой сад, не получал от меня должной заботы и рос сам по себе, не видя годами заботы и участия от меня. Яблони в саду чередовали года урожаями и полными отказами от них, раз за разом открывая моей забывчивости купленные некогда сорта.

        Чаще всего плоды были невелики по размерам и серьезно до меня обследованы разной живностью с таким рвением и усердием, что здоровые и полноценные фрукты в саду  найти было сложно.

         В саду год за годом оставались деревья, чьи сорта были не определены из-за отсутствия на них плодов. Грунт на моем участке был не слишком плодородный, да и с водой было плохо.
  Годы уходили на то, чтобы дерево могло корнями добраться до нужных ему пластов земли. И лишь затем, оно начинало плодоносить, от сезона к сезону увеличивая качество и количество своих плодов.

         А наш дедушка старея, все больше дряхлел. И вот пришел год, когда сад уродил просто на диво, а тесть пережил за год несколько инсультов и инфарктов, добравшись до отметки 85 лет на своей дороги жизни. Такое рубеж дался ему трудно, для этого понадобилась не только его выносливость от природы, но и память. Повредился немного и разум, чем создал дополнительные сложности в его жизни, развлекая нас неожиданностями и чудачествами постаревшего дедушки.

         И все же стариковские проблемы не смогли забрать у дедушки живого интереса к природе, а значит и к моему саду. И чтобы удовлетворить его интерес, я в этом году, дождавшись, наконец, отменных яблок с последнего дерева - инкогнито в своем саду, и определив  с помощью соседей загадочный сорт, как «Слава победителю», умышленно оставил десяток лучших яблок на дереве, чтобы получить полную спелость плодов.

         Для презентации я выбрал тот день, когда наш дедушка, вернулся от одной из дочерей из своего летнего отдыха в деревне, чтобы как-то вечером предстать перед ним с гостинцами из нашего сада.

         Вечер только начинался, но мой тесть по-стариковски уже дремал на любимом диванчике, заботливо укрытый пледом. С моим приходом, дочь разбудила его и он, просыпаясь, сонно рассматривал меня, пытаясь понять, где он и кто перед ним. Успешно и достаточно быстро он совладел с остатками дремы и с интересом заглянул после приветствия в мой кулек с образцами плодов последнего неопознанного сорта.

          А затем, мы оба с ним пережили очень трогательный момент. Я тщательно почистил для него яблоко, которое он выбрал и порезал его на дольки, понимая, как трудно ему будет проводить дегустацию своими скудными остатками зубов.

          Дедушка с серьезным выражением лица взял дольку и начал медленно ее жевать, всем своим видом давая мне понять всю важность события. Как только вкус сочного и мягкого яблока он смог ощутить, его лицо расплылось в той приятной моему сердцу улыбке, которую я уж давно не видел.

           Затем его подслеповатые глаза наполнились влагой, и глаза непривычно заблестели.

 - Спасибо тебе Вовка, что досмотрел наши деревья, вырастил такие чудесные яблоки и дал мне попробовать. Они очень вкусные! Неужели это с нашего сада? А с какой яблони? С той, что выше могилы Реда возле дороги? Это с той яблони такие яблоки? Отличные яблоки. Спасибо тебе Вовка! Очень вкусные и сочные! Ты посмотри, какие уродили, - не переставая, восторгался и бормотал дедушка, трогая меня до глубины души своей искренней радостью и благодарностью за мой гостинец ему.

          Не сдержав себя, я наклонился к сидящему дедушке и несколько раз поцеловал его в любимую мною лысину, скрывая в своих глазах блеск навернувшихся слез. Я тоже был удивлен крупным красным плодам на дереве возле могилы моего любимого пса, которого мы оба с ним любили и горевали, когда он оставил нас доживать век без него. Для меня было неожиданным, что столько лет не родившая яблоня, внезапно в этом високосном году раскрасилась большими сладкими плодами.

          Но, мое удивление и все чувства вместе, не были сравнимы с тем воздействием, которая моя новость оказала на дедушку. Я совсем забыл о том, какое значение этот сад приобрел для него за годы его ожидания зрелости моих деревьев.

          Для меня это были просто деревья, а для него это были его дети.  Сажая их, он взял на себя ответственность за их судьбу и долю. Ему очень важно было дождаться вестей о доле последнего из них, чтобы освободить себя от обязательств.

          Мы оба поняли всю торжественность произошедшего события в тот момент. Ведь отныне уже ничего не держало его в нашем мире. Дедушка выполнил нашу просьбу и дождался яблока от последнего, не родившего дерева. Мы оба молчали, понимая, что это значит. А жена, так ничего не поняв, умиленно глядела на своего радостного отца, который с небывалым аппетитом доедал уже третье яблоко, не переставая его расхваливать и хитро с улыбкой глядеть на меня.

         А я, внезапно поняв всю значимость того что произошло, не мог осушить влагу в глазах, понимая, что невольно этими яблоками открыл дорогу в последний путь перед любимым мною стариком, который уже много лет был для меня единственным представителем старшего поколения.  Я невольно снял с него сочными плодами последнее его обязательство в нашем мире.

         И теперь я утратил возможность быть сыном, чтобы отныне стать отцом всем тем, кто остается со мной, отныне и навсегда меняя на почетном посту нашего любимого дедушку, посадившего со мною сад возле дома.

         На столе в гостиной лежали на белом блюде большие спелые плоды, украшая собою семейный стол и наполняя яблочным ароматом все ее пространство. Это сорт был назван "Слава победителю" в честь тех кто победил в последней страшной войне на планете и тех кто умеет побеждать свою долю в жизни сейчас.
3 сентября 2012 года

 P.S.

   Минул день, как я провел для дедушки презентацию выявленного сорта яблок. Это ничтожно мало для жизни любого человека, но более чем достаточно, чтобы успеть завершить начатое. Наш дедушка успел.

 А затем побрился, переоделся во все чистое, сел за обеденный стол с дочерью племянницей и с аппетитом поел. Все встали из-за стола, а дедушка не встал. Не вставая, мой тесть ушел, завершив начатые им дела. Он ушел сытым и счастливым.
5 сентября 2012 года

 Минул один день после моей презентации…