6. Все говорят - Багратион

Екатерина Шильдер
     Беседа за столом о городе Багратионовске привлекала Артема Рубеновича, но он не вмешивался в разговор. Только внимательно следил за ним. После легкого ужина все разошлись по своим номерам. Ушла и Вера Ивановна. Номер, в котором была сейчас Вера Ивановна, был на двоих. Но второго жильца пока не было. Сидеть в пустой комнате не хотелось, смотреть телевизор тоже, не за тем она сюда приехала, и Вера Ивановна вернулась на улицу, под теплое солнышко первого осеннего дня. В это время появилась группа вновь приехавших, и все они стали расходится по корпусам. Зная, что у нее в руках ключ от номера Вера Ивановна терпеливо ждала ту, что должна была появиться, и стать ее соседкой на все праздничные дни.

     К корпусу подошли две женщины, одну Вера хорошо знала, не только видела ее, но и часто слышала ее голос, который сообщал о всяких разных мероприятиях и делах общества, в котором и состояла сама Вера Ивановна.

- Здравствуйте Вера Сергеевна.
- С приездом. Вот и ваша соседка по номеру. Наталья Михайловна.
- Я ее хорошо знаю. Она всегда среди организаторов, - ответила Вера Ивановна.
- А вот она вас не помнит, - заметила Вера Сергеевна.

- Ничего удивительного, я пропустила в этом году много мероприятий. Вот и исчезла с глаз и из памяти. Вот ключ от комнаты. Можно поставить вещи и пойти на ужин.
- А что он ещё не закончился.
- Нет, там всех ждут, только поспешите, - заметила Вера Ивановна. Она передала ключ от номера своей соседке, с которой ещё и не успела познакомиться.

     Вера вернулась к своим наблюдениям за природой. Такой ясный и прозрачный вечер будет последним, совершенно похожим на лето. Такой единственный день все в себе объединил, еще тепло лета, и начало увядания осени, а сребристые ели, казалось, чуть припорошены легкими первыми пушинками снега.
 
- Чудно, что все вместе.
 
     А весна? И весна была здесь, яркой зеленью сосен и елей, и мелкой неприхотливой травой, которая и осенью пробивалась, чтобы уйти под скорый снег в полной своей зеленой красе, чтобы весной выйти из-под снега первой, и захватить место под жарким солнцем, от которого будет таять слежавшийся снег. Все времена года слились в такой точке общего единения, которая давала потом каждому времени свою дорогу.

- Нужно здесь все сфотографировать, - думала Вера Ивановна глядя на поникшую уже траву с зеркальными оконцами паутины. Паутина на высоких, уже темных травинках, была сплетена так часто, что было ясно, что добычи у паука не так много, и летняя легкая и редкая паутина, теперь здесь не подойдет, оттого и плел в этот осенний день паук такую густую паутину.

     Из корпуса к этому времени вышел Артем Рубенович. Вера Ивановна помахала ему рукой. Они встретились под огромным дубом, который горел своей вершиной в лучах заходящего солнца.

- Остались ли у нас здесь неизведанные места? - спросил Артем  Веру.
- Да. Территория здесь огромная, на целый месяц походов. Жаль у нас только несколько дней.

- Знаете, я очень внимательно слушал рассказ о городе Багратионовске. Ведь и я тоже имею отношение к этому имени. Не к городу Багратионовску, а к имени Багратиона.
- И как мог оказаться, что  доктор связан с Багратионом?

- Вот так просто. Я родился в городе Кизляре, в котором родился Багратион. И я жил на той же улице. И рос в Кизляре. И играл на тех же улицах где ходил Багратион.
- Это просто мистика. Сначала было удивительным то, что вы оказались участником празднования ста пятидесятилетия Бородинской битвы. А теперь еще и родились в одном городе с Багратионом. Остается только думать, что вы его родственник. Тогда уж точно поверю в нечто, что там где-то нами управляет. Вот мы с вами встретились под этим осенним солнышком в ста километрах от Москвы, и у нас оказались общие темы и интересы.
- Нет, я не родственник, но все остальное верно, - уточнил Артем Рубенович.

     Действительно считается, что Петр Багратион родился именно в Кизляре в далеком 1769 году. Хотя сейчас это оспаривается. И не определена дата точная его рождения. Считают, что родители Петра Багратиона переехали в Кизляр после рождения Петра, и в городе в доме родителей он рос. В этом случае Багратион родился в 1765 году.

 - Так я связан с Багратионом, местом рождения. Городом Кизляром. Улицей одной, на которой спустя столетие и я играл.

   Вообще военную службу Петр Багратион начал рядовым в Астраханском пехотном полку, который находился вблизи Кизляра. И уже через год в 1783 году участвовал в боях на территории Чечни. Был Пётр Багратион и в плену, когда он был в должности адъютанта полковника Пиери в 1785 году. Помогло царское правительство, которое выкупило пленников. Наверное, это было самое лучшее вложение денег, которое можно было придумать. Самое эффективное вложение для России. С Астраханским полком Петр Багратион был связан с 1782 года по 1787 года, потом хоть и оставался в том же полку, но сам полк был преобразован в Кавказский мушкетёрский. И здесь же продолжилась служба Пера Багратиона до 1792 года. Полки и войны в послужном списке Петра Багратиона. Это тот солдат, который сам стал генералом. Оттого и понимал солдата сам, что был таким, и шел по всем ступеням военной службы.

- Все что связано с детством Багратиона, связано с моей родиной, хотя я по национальности армянин, - уточнил Артем Рубенович.

     Багратион был только военным, и это самое главное. Никакой передышки ему не было дано в жизни, только войны и сражения. В 1792 году Багратион продолжил службу в Киевском конно-егерском и Софийском карабинерном полках. В 1797 году становится командиром 6-го Егерского полка. К наполеоновским войнам Петр Иванович Багратион подошел с опытом нескольких войн и с Итальянским, и Швейцарским походами Суворова в 1799 году. Храбрый, хладнокровный, решительный и самостоятельный генерал Багратион стал известен в войсках.