5, 6. Разгром

Луцор Верас
     Город Юзовка (Сталино, а затем – Донецк) родился стихийно на месте залегания в земных недрах коксующих углей. Первые шахты появились в селе Александровка. Были построены шахты и в соседних сёлах. В 1869 году англичанин Джон Хьюз – представитель англо-бельгийской промышленной компании на южной оконечности села Александровка начал строить металлургический завод, а на восточной окраине села Александровка новый город, которому дали название Юзовка. Возле главных ворот завода построили административные и жилые здания. С этого места начал расти и развиваться город. Улицы от завода протянулись в северном направлении параллельно друг другу. Первоначально улицы назывались «линиями» – Первая линия, Вторая линия, и т.д. Здесь была плановая застройка, поэтому в архитектурном ансамбле центра Донецка просматривается порядок. Остальные районы Донецка строились по мере строительства шахт и иных предприятий без какого-либо плана – стихийно и хаотично, поэтому совремённый Донецк – город довольно хаотичный, как и порядки в нём.
     В Юзовку из Курской и Орловской губерний бежали крестьяне и обживали эти места. Украинские крестьяне жили богаче русских крестьян, поэтому они не спешили покидать насиженные места и лезть работать в подземелье, или же идти работать на металлургический завод. В советские времена тотальная коллективизация сельских хозяйств, заставила самых трудолюбивых и разумных украинцев, жителей сельской местности, покинуть родные края и переехать жить в промышленные центры страны. В Юзовку из Крыма начали бежать и татары. Все переселенцы селились компактно рядом со своими земляками – так появились посёлки, где жили только курские переселенцы, или же только орловские. Так появились и посёлки, где жили украинцы, и посёлки, где жили татары. В каждом посёлке были свои собственные порядки и моральные законы. Заходить в чужие посёлки, особенно в тёмное время суток, было крайне опасно для жизни.
     «Ходить стенка на стенку» не принято в украинской культуре – в украинских посёлках было тихо. У татар тоже не принято «ходить стенка на стенку». «Ходить стенка на стенку» – массовый бой между соседними посёлками. Такие бои не были вызваны враждой – это было русским развлечением. В дореволюционной Москве жители разных посёлков довольно часто «ходили стенка на стенку». О проведении такого акта заранее договаривались и готовились к нему, как к празднику. Русские писатели довольно красочно описывали такие «праздники». В таких боях не только ломали носы, рёбра и позвоночники, но и убивали друг друга – но, то были «праздники русской радости», ибо, где вы ещё найдёте создание природы, более кровожадное, нежели русские (…). Ходили стенка на стенку и в Юзовке. Ходили стенка на стенку и в Донецке. «Стенка на стенку» произошла между жителями шахты Заперевальная и посёлком Буденовка в 1967 году с применением огнестрельного оружия.
     В городе Сталино комсомольские патрули воевали с русским менталитетом – причиной возникновения всевозможных криминальных отношений между жителями города. Менее чем за полгода штаб «КП» навёл порядок не только в клубе, но и в нашем большом посёлке. Мы помогли наладить работу штабов «КП» в соседних районах и оказывали им действенную помощь, совершая рейды. В июле 1956 года уже можно было провожать после танцев  девушку, не беспокоясь о собственной безопасности. По итогам соревнования в стране наш штаб «КП» занял второе место после штаба «КП» в Ленинграде, которому было присуждено первое место. Работа была произведена огромная, показатели достигнуты высокие – надо было кого-то награждать.
     В Рутченковском горном техникуме был секретарём комитета комсомола Кунев. При техникуме тоже был штаб «КП». В Донецком издательстве вышла небольшим тиражом тоненькая книжонка, в которой описывалась работа нашего штаба под руководством Кунева! Заслуженные Анатолием Белым лавры победителя отдали Куневу. По выходу этой книги Кунев стал первым секретарём Кировского райкома комсомола. На чужих заслугах делается карьера. В историю вносятся искажения. Людская память живёт недолго, а в архивах хранится ложь, которая со временем становится «исконной» историей, как «исконно-русскими» считаются все завоёванные и ограбленные Россией чужие национальные территории. Русское слово «исконный» произошло от слова «иск»? Россия имеет право предъявлять народам мира иски?!
     Заслуги Анатолия Белого отдали Куневу, поэтому надо было Анатолия Белого «стереть» с истории города. Для людей, забравшихся в России без чьей либо помощи на вершину людской славы, есть золотое правило, о котором мало кто знает: «В любом деле надо вовремя остановиться». Достиг первой вершины, стал победителем – уйди тихо и незаметно так, чтоб никто не знал, куда ты делся, иначе при распределении наград тебя сотрут в порошок те, которых на вершину людскую влиятельные лица подталкивают под зад.
     Осенью 1956 года руководство комитета комсомола на шахте сменилось. Биканов ушёл работать в правоохранительные органы, а секретарем комитета комсомола шахты избрали Голика. Голик к нам в штаб привёл троих парней – Станислава Звягинцева, Владимира Лободу и Григория Чмыхало.
    – Эти ребята будут у вас работать – объявил он нам.
    В штабе не принято было избивать задержанных нарушителей порядка. Я же, вообще, был против какого-либо оскорбления личности. Я прожил долгую жизнь с множеством жизненных перипетий, которых с лихвой хватило бы лет на шестьсот нормальной человеческой жизни, но до сих пор так и не понял – зачем некоторые люди ищут любой удобный случай, дабы оскорбить, поиздеваться и избить какое-нибудь животное или человека? Трое представителей Голика несколько раз в моём присутствии грубо разговаривали с нарушителями общественного порядка и пытались избить их. Люди замыкались в себе и не хотели разговаривать. Я вмешивался, запрещал грубо обращаться с людьми и начинал говорить с нарушителями общественного порядка нормальным человеческим языком. Со мной люди разговаривали. Большинство людей были невиновны, а за незначительный проступок достаточно было сделать замечание, даже без приглашения в штаб на беседу. За моё отношение к людям «голиковская троица» окрестила меня «дипломатом».
    Подрывная деятельность в штабе начала вестись после выхода в свет книги, где приписывались заслуги нашего штаба Куневу. В нашем посёлке появились слухи о том, что в штабе отбирают деньги у задержанных нарушителей порядка. Переговорив с доверенными лицами, Анатолий Белый стал искать виновника этих слухов. Он был уверен, что деньги, хотя бы частично, кто-то присваивает. Однажды был задержан шахтёр в нетрезвом состоянии. Его обыскали, все карманные вещи и деньги сложили в письменный стол и стали разговаривать с шахтёром. Анатолий Белый сидел на диване. К письменному столу подошёл Э. Б... . Не хочу называть его фамилию даже под псевдонимом. Э. Б…стоял у стола и сворачивал в трубочки нарукавные повязки. Шахтёр признал свою вину и извинился. Ему отдали все изъятые у него вещи.
    – Деньги все? – спросил у шахтёра Анатолий Белый.
    – Все, – ответил шахтёр.
    – Пожалуйста, будь честным, и честно ответь на мой вопрос – деньги тебе вернули все?   – переспросил шахтёра Белый.
    – Нет, не все, не хватает 25 рублей, – ответил шахтёр.
    Варчук подошёл к письменному столу, оттолкнул в сторону Э. Б… и стал разворачивать свёрнутые в трубочку повязки. В одной повязке была завёрнута 25-ти рублёвая купюра. Э. Б… пытался уйти, но его задержали. Деньги шахтёру вернули и отпустили. Анатолий Белый мне сказал:
    – Уйди и ты. Нежелательно тебе видеть то, что сейчас произойдёт.
    После этого случая злые слухи о штабе «КП» в посёлке прекратились.
    Штаб «КП» был на высоте. В клубах нашего огромного района был отличный порядок, на улицах исчезло хулиганство, а трудящиеся и молодёжь могли спокойно заниматься своим досугом. По средам, субботам и воскресеньям в нашем клубе были вечера молодёжи. Заканчивались они в 12 часов ночи. Злополучная ночь с 12-го на 13-е января 1957 года – молодёжный вечер в клубе, танцы в самом разгаре. В 150 метрах от клуба находились общежития горнопромышленного училища №1. В училище обучались шахтным профессиям ребята из Украины, Белоруссии и ближних областей России. Ремесленники на зимние каникулы ездили домой. Вернувшись с каникул, ребята получили в училище деньги за то, что они не питались в ремесленной столовой две недели. Многие ребята, особенно из России, потратили деньги на спиртные напитки. После принятия спиртного, ребята пришли в клуб на вечер молодёжи и вели себя вызывающе, за что некоторые из них были приглашены в штаб «КП».
    Было уже 23 часа. Голик со своей «троицей» задерживал нетрезвых ремесленников, заводил в штаб и избивал. В штабе, кроме Голика со своими помощниками, никого не было – так было выяснено на предварительном следствии. Избитые ремесленники ушли в общежитие и пожаловались своим соученикам.
    – Сила уважает силу. Комсомольцев надо наказать, – заявила воспитательница и взяла на себя руководство акцией возмездия.
    Воспитательница построила 250 ремесленников колонной и повела их к клубу. К этому времени Голик из клуба ушёл. Было уже 23 часа 50 минут. Вечер молодёжи закончился, а молодые люди уходили из дома культуры, и расходилась по домам. Ремесленники дошли до пожарной части, которая была напротив клуба, остановились и по команде бросились к забору. В считанные секунды от забора были оторваны все штакетники. Вооружившись штакетниками, ремесленники с криком «ура!» бросились бежать через площадь к клубу. С клуба выходили люди, а в клуб пробивались ремесленники – при входе образовалась пробка. На шум и крики сбежались ребята комсомольского патруля и два милиционера. При входе в клуб начался бой. Появились раненные люди с обеих сторон – их заносили в штаб и укладывали на полу. Я сидел на диване, ибо Белый запретил мне принимать какое-либо участие в этом инциденте – я ведь тоже был учащимся этого училища. Шестнадцать комсомольцев и два милиционера долго выдержать атаку 250 ремесленников не могли. В конечном итоге все оказались в штабе. Отступать дальше было некуда. Ворвавшиеся в штаб ремесленники вдруг затихли, они стояли как вкопанные – они не знали, что надо дальше делать. Наступила тишина. В штаб протиснулась воспитательница ремесленников. Подняв руку к выключателю, воспитательница крикнула, – «Бей их!» – и выключила свет. В темноте начался невообразимый шум, а затем послышались выстрелы. Милиционеры стреляли в потолок. В течение минуты не только комнату штаба, но и весь клуб покинули ремесленники.    Ремесленники клуб покинули, но держали его в осаде. В клуб к нам на помощь пробились ещё два милиционера и два шахтёра, которые возвращались с работы домой. Шахтёры проходили мимо клуба, увидели бунт ремесленников и решили помочь обороняющимся. С двумя милиционерами эти два шахтёра с боем пробились к нам на помощь. Милиционер Докель при этом получил сильную черепную травму – лежал он в больнице более двух месяцев. Ночью несколько раз отвозили в больницу раненных людей, а в милицию – задержанных. Во время доставки в милицию задержанных ремесленников в тёмной машине, один из «троицы», Стасик Звягинцев, ножом порезал ноги нескольким ремесленникам. Пострадал от ножа этого изверга и мой бывший одноклассник из Новотроицка, Николай Сидушов. Ремесленники об этом на суде не говорили – им приказано было молчать. Осада клуба продолжалась до шести часов утра. За это время произошло несколько стычек. В шесть часов утра радиостанция Би-Би-Си передала в эфир сообщение о нашем происшествии.
     Началось предварительное следствие, которое всегда проводит милиция и устанавливается истина. Затем материалы дела передаются в прокуратуру, где устанавливается уже «правда», необходимая влиятельным лицам. Таков порядок существует только в «дико цивилизованных» странах. В прокуратуре проводится повторное следствие, меняются действующие лица и исполнители, строится легенда происшествия по согласованию с органами власти. Здесь устанавливается правда, ибо истина никому не нужна, кроме потерпевших. Легенду, или правду, ибо слово «правда» буквально означает легенду того, кому «право дано» устанавливать и утверждать лживую истину, передают в судебные органы.
Дело рассматривалось в областном суде. Подсудимых было 13 человек. Воспитательница ремесленного училища и Голик со своей «святой троицей» в деле не фигурировали. Зато в деле появились два шахтёра, пришедших к нам на помощь. Этих двух человек сделали «стрелочниками» – обвинили их в том, что они спровоцировали побоище, и дали им по пять лет лишения свободы. Воспитательницу всего лишь уволили с работы. Одному ремесленнику дали два года лишения свободы, а двум ремесленникам – по году лишения свободы. Итог судебного разбирательства таков:
    1). Два посторонних человека спровоцировали хулиганские действия.
    2). Анатолий Белый мог предотвратить побоище, но не принял необходимые меры.
    3). Штаб «КП» при клубе шахты «17-17 бис» ликвидировать.
    Безусловно, это событие Куневу в заслуги не засчитывалось, и он теперь мог не беспокоиться за опровержение сведений в книге, где ему дали лавры героя. Такими, и подобными им, лживыми биографиями советское государство формировало себе правителей. Кому должен был служить секретарь комитета комсомола шахты Голик? Безусловно, прежде всего, первому секретарю райкома комсомола – Куневу. Голиком дело было сделано, притом отлично. Кунев довольно скоро станет первым секретарём горкома комсомола, затем начальником шахты «Центральная» и до самой «Перестройки» будет вечным делегатом всесоюзных съездов ВЛКСМ, а затем – почётным гражданином города Донецка.
    Какова же судьба «святой троицы» Голика? Один из них – Владимир Лобода, был тихим незаметным исполнителем. Скорее всего, в этой группе лидером был Стасик Звягинцев, а Лободу в группе удерживал именно Звягинцев. Была такая у Стасика черта – удерживать при себе в виде слуги слабохарактерного парня. После январских событий 1957 года Володя Лобода исчез. Поговаривали, что он поступил в Николаевскую мореходку. Вполне возможно. О дальнейшей судьбе Владимира Лободы я ничего не знаю.
    Второй человек из «голиковской троицы» – Григорий Чмыхало. После злополучных событий он затих и более года нигде не «светился». В дальнейшем он вёл себя незаметно, но в конфликтах иногда участвовал по собственной инициативе. Он никогда не был автором конфликтов, но появлялся при конфликтах из «ниоткуда». Вмешивался в конфликт и в течение минуты разряжал обстановку, поступая всегда справедливо. Шпана угрозы Гриши воспринимала всерьёз – Гришу боялись. Это положительная черта Григория. Биография Гриши сложилась довольно интересная. С семиклассным образованием, Гриша по поддельным документам будет неоднократно занимать руководствующие должности на предприятиях города. Его семь раз за это судили, каждый раз определяя ему условный срок наказания за подделку документов. В восьмой раз Григорий Иванович попадёт на скамью подсудимых за то, что работал главным инженером на заводе холодильников, известном своей продукцией не только в Донецке, но и за рубежом. Григорий Иванович провернул крупную финансовую аферу с рядом предприятий, где работали влиятельные люди – друзья Гришиной юности. Людей этих я хорошо знаю, но писать о них не собираюсь. При этой афере махинаторы получили большие деньги. Летом 1973 года махинаторы были осуждены. Григорий Иванович получил 13 лет лишения свободы. Дальнейшая судьба Григория Ивановича мне неизвестна.
     Третий член «голиковской троицы» – Стасик Звягинцев, был единственным сыном у матери. Отца у него не было. Отец, возможно, погиб во время войны или в шахте. Стасик был внешне и характером похож на того Митьку с разъезда, которому Судьба за проступок отрезала обе ноги. Как Митька, так и Стасик – оба любили издеваться над животными и людьми. Они испытывали наслаждение, когда им удавалось людям и животным приносить боль и мучения. Стасик был нервным, легко возбудимым человеком с садистскими наклонностями. Меня Стасик побаивался. Причину его боязни я освещать не собираюсь. Стасик «привязал» к себе слабохарактерного парня – моего земляка из Царе-Константиновки. Парень мне пожаловался. Я сказал Стасику:
    – Чтоб я никогда не видел тебя с Анатолием и не слышал об этом.
    Стасик безмолвно меня послушался. Несколько раз в приступе безумия без какой-либо причины Стасик гонялся с ножом в руке за парнями. Однажды Стасик бросился с ножом в руке на группу парней и девушек. В борьбе со Стасиком два парня повалили его на землю, развернув при этом руку Стасика с ножом так, что он упал на свой нож. Была разрезана печень. Стасик Звягинцев умер в машине скорой помощи. Парней судили. Им дали по два года за превышение самообороны. Эти парни не стали убегать от озверевшего человека. Они, рискуя своей жизнью, стали защищать девушек, за что и были наказаны советским правосудием. Я хорошо знаю этих отличных парней. Мне очень жаль, что прекрасным парням была так глупо испорчена биография. Мне жаль и мать Стасика – она в труднейших условиях жизни, и в трудной работе под землёй, много лет воспитывала сына и трагично осталась одинокой, никому не нужной женщиной.