Бабушкин крестик

Татьяна Витакова
- Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших! - услышав шаги Насти, Пелагея быстро перекрестилась и, напоследок поцеловав иконку, торопливо стала заворачивать её в старинный, ручной работы рушник. «Помру ведь скоро, Настеньке надо будет иконку передать. Так неверующая она – безбожница!» -  старушка нахмурилась и сокрушенно покачала головой.
Внучка успешно сдала сессию в институте и приехала к бабушке на каникулы*.
- Бабулечка, у тебя есть икона? - удивилась Настя. - Можно посмотреть? И рушник какой красивый!
- Вот помру я, внученька, ты сбереги эту иконку, одна она осталась. Еще у моей бабушки в избе висела. Одну только её – Матерь Божью и удалось спасти, остальные иконы пожгли изверги. Я тогда еще девкой была. Ворвались в избу нехристи, посрывали иконки со стен и в печку! Ой, Господи, прости меня за слова грешные! - перекрестилась Пелагея, из её глаз покатились слезы. - Витька и Васька с нашего села ворвались в избу: «Нет никакого Бога, Полюха, поняла?» - говорят. - «Партия и Ленин врать не будут!» Ой, Господи, прости их грешных! А ведь сами-то крещеные – и Витька, и Васька. И как рука поднялась лик божий и - в огонь! Дощечки как полыхнули! Дерево-то старое, свечами прокопченное. Я тогда кинулась к печке, из огня вынуть хотела иконки. Угли на пол посыпались. Васька как закричит на меня: «Сдурела, Полюха? Избу спалишь!» Так, а какая изба без Спасителя и Богородицы? Оттащил меня от печи, а у меня ноженьки подкосились, я и завалилась на пол. Витька напужался, говорит Ваське: «Ну её, полоумную, щас дом спалит, сама сгорит. Потом скажут - мы избу сожгли и бабу убили. Пошли отседова!» Они - за дверь, я в печь - руками. Одну тока и успела спасти иконку – Богородицу – Матерь Божью, Царицу Небесную.
- Так вот откуда, бабулечка, у тебя такие шрамы на руке!
Пелагея посмотрела на обожженную ладонь, потерла руку о подол фартука и, вздохнув, поднялась с кровати. Открыв ящик комода, старушка припрятала под стопку белья завернутую в рушник икону Богоматери.
- А ведь ты, Настюша, тоже крещеная. Я вон и крестик твой сберегла, - бабушка достала маленький сверток из бельевого тайника. Развернув платок, протянула внучке серебряное распятие на цепочке.
- Бабулечка, а можно я крестик с собой заберу? Я носить его буду!
- Настенька, и вправду носить будешь?
- Конечно, бабушка! А Бог и вправду есть?
- Есть, внученька, однажды ты сама поймешь это.
               
                * * *

- Девчонки! Дежурные ходят по общаге, проверяют уборку комнат! - в дверь просунулась голова Маринки с соседней комнаты и тут же исчезла.
Настя подскочила из-за стола, подхватила грязные чашки из-под чая, бросилась прятать их в шкаф. Ногой задвинула под кровать предательски торчащий уголок чемодана и расправила покрывало. «Так, что еще?» - беглым взглядом критически осмотрела комнату. Поправила на спинках кроватей полотенца:«Всё, порядок!»
В дверь постучали, трое дежурных вошли в комнату. Настя лениво зевнула, с неохотой закрывая учебник по философии. Невозможно было представить, что минуту назад она как угорелая носилась по комнате.
- Ну что ж, в пятой комнате порядок, - сказал дежурный, придирчивым взглядом осмотрев комнату.
- А это что такое? - цепкий взгляд остановился на висящем на стене над кроватью Насти крестике. - Это что за пережиток прошлого? Чей крестик? Ты что верующая?!


                * * *

- Заседание комитета комсомола постановляет – исключить Власову Анастасию из рядов комсомола* и автоматически из института за идеологическую распущенность и нарушение принципов коммунистической морали.


               
----------------------------------------
*Описанные события происходили в г. Смоленске в 1986 году;
СГПИ (Смоленский государственный педагогический институт).
*Комсомол - Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи - ВЛКСМ. В 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде комсомола было принято решение о самороспуске организации, как исчерпавшей свою политическую роль.