ХР Ведическое мировоззрение

Александр Суворый
ХР. 2.7.28. Эпоха мифических цивилизаций. Ведическое мировоззрение.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 28. Ведическое мировоззрение.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Картина мира Леонида Леонидовича Яценко, 1990е годы.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
51 000 до н.э.


Северное полушарие. Евразия. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Восточно-Европейская (Русская) равнина. Ведическое мировоззрение. 51 000 до н.э.

Тёплый и влажный (гумидный) климат в Евразии. Повсеместные сезонные миграции животных и первобытных людей.

На территориях речных, приозёрных и приморских долин Восточно-Европейской (Русской) равнины, Причерноморской, Прикаспийской, Туранской, Западно-Сибирской, Таймырской, Яно-Колымской, Восточно- и Южно-Китайской, Гандской, Индской и Персидской низменностей обитают многочисленные родоплеменные объединения первобытных людей большой Европеоидной или Евразийской расы и большой Монголоидной расы.

Повсеместное развитие представлений о родине – как о месте рождения, мире спокойного обитания, о родне – как о группе близких по крови людей и о родителях – как о дарителях жизни, здоровья и безопасности (51 000-40 000 до н.э.).

Возникновение на берегах крупных рек и озёр Евразии постоянных или сезонных стоянок-поселений классических неандертальцев и кроманьонцев с чётким разделением общественного труда и персональных обязанностей.

Тёплый и влажный (гумидный) климат обеспечивает обитателей этих стоянок-поселений стабильным питанием, регулярной охотничьей добычей и результатами собирательства. Повсеместное развитие первобытнообщинного строя и присваивающего типа хозяйствования.

Объектами охоты первобытных людей данного времени являются медведи, олени, мамонты, шерстистые носороги, бизоны, лошади, антилопы, дичь. Их шкуры и кости широко используются в хозяйстве для изготовления одежды, обуви и жилищ.

Рыболовство и собирательство обеспечивает обитателей стоянок-поселений данного времени витаминами и необходимыми для умственного развития микроэлементами.

Первобытные люди данного времени (все виды, подвиды и расы человечеств) находятся в динамическом равновесии со средой обитания. Их распространение по территории Евразии изменяется синхронно с изменением климата и пригодной для обитания людей и животных площади низменностей.

Они полностью владеют естественными языками общения, устной традицией, заучивают и передают новым поколениям свои сказания, предания и мифы.

Их жизненный уклад регулируется естественными (инстинктивными), традиционными и социальными нормами поведения, нормами нравственности и морали, находится в гармонии с законами природы, законами мышления и социально-экономическими законами развития человеческого общества.

Системой их мировоззрения в данное время является «первобытный анимизм» - вера в духов-предков, в духи-тотемы, в духи-животных.

Развитие мировоззрения Евразийского анимизма, тотемизма и шаманизма – общей для всех евразийских племён и народов системы проторелигиозных верований, культов и обрядов (51 000-40 000 до н.э.).

Общим для всего человечества является боязливо-миролюбивое (трепетное) отношение к природе, стихиям, феноменам окружающей действительности, к миру растений, животных и людей.

Все основные проявления феноменов природных стихий одухотворены человеком и персонифицированы в очеловеченных структурах-образах духов (божествах, богах, силах).

Возможно, человечество на этом этапе развития пребывает во власти коллективного бессознательного инстинктивного мировоззрения.

Жизнь людей подчиняется земной и космической ритмике (биоритмам, регулируемым климатическими условиями и солнечно-лунно-земными связями).

Возможно, человечество этого времени развития уже обладает сущностным или абстрактным пониманием «обитаемого людьми мира», как живой одухотворённой окружающей среды, Ойкумены. Всё в этом обитаемом мире имеет свой дух или свою душу.

Возможно, в данное время человечество впервые обрело «ведическое мировоззрение» – озарение, откровение, мифологическое совместное знание, совокупность архетипичных идей, структур и образов, сопряжённых с практическими знаниями, навыками, умениями, жизненным опытом многих поколений людей.

Это «ведическое мировоззрение» или «вселенское семантическое поле знания» или Ноосфера останется глубоко в подсознательной памяти человечества, станет источником будущих сокровенных «божественных» истин, основой научного миропонимания и мировоззрения.

В целом сегодня мировоззрение, внимательный взгляд или воззрение на окружающий мир – это «совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий людей».

При мировоззрении внимательному взгляду или воззрению подвергается не отдельные феномены окружающей действительности, а весь мир в целом, в комплексе всех его феноменов, их проявлений и взаимосвязей.

В процессе развития общечеловеческого интеллекта или цивилизации возникают различные способы мировоззрений, основанные на разных системах взглядов и воззрений.

Существуют: мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, ведическое мировоззрение, философское мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, а также эстетическое мировоззрение и бытовое мировоззрение («мировоззрение повседневного опыта»).

Мифологическое мировоззрение, например, является совокупностью всех и всевозможных структур-образов, архетипов, тропов (сюжетов), мифопоэтических или фантастических структур-образов и представлений, которые возникают в мышлении и памяти человека на основе эмоционально-чувственного восприятия, осмысления и осознания феноменов окружающей действительности и мира.

Мифологическое мировоззрение имеет прямое отношение к анимизму, тотемизму, шаманизму, к первобытному язычеству и является совокупностью мифов, в которых все феномены и всё объекты и субъекты одухотворены и очеловечены в их взаимосвязях и взаимоотношениях.

Мифологическое мировоззрение выражает и отражает окружающую действительность и мир общедоступными для конкретного времени средствами выражения (в том числе общепонятной речью и языком), совмещая обыденное (профанное, общедоступное, общепринятое, осознанное, общее, реальное) с тайным (сакральным, магическим, волшебным, сказочным, личным, персональным).

Мифологическое мировоззрение основано на ощущениях и чувствах, на инстинктах и рефлексах, на жизненном опыте и доверии авторитету.

Мифологическое мировоззрение является «очеловеченным» или одухотворённым внутренним миром человека и устанавливает общее правило-закон – «доверяй мне и следуй моему примеру».

Религиозное мировоззрение выражает и отражает окружающую действительность и мир в сверхъестественных субъектах и силах, структурах-образах, архетипах, тропах (сюжетах).

Эти сверхъестественные субъекты и силы являются специально или целенаправленно интеллектуально переработанными структурами-образами, архетипами и тропами (сюжетами) мифологического мировоззрения.

По закону подобия (всё подобно всему) структуры-образы мифологического мировоззрения перерабатываются в структуры религиозного мировоззрения и совершенствуются также, например, как каменные орудия.

Вроде по форме и функциональному предназначению тоже ручное рубило, но более совершенное по форме, из другого материала, с отшлифованной поверхностью и, возможно, со своим собственным наименованием, например, «топор».

Если структуры-образы, архетипы, тропы (сюжеты) мифологического мировоззрения создаются по принципу «о чем вижу, о том и пою», то структуры-образы, архетипы и тропы (сюжеты) религиозного мировоззрения являются порой надуманными, придуманными, сочинёнными, созданными силой творческого воображения или созданными с определённой целью – воспитательной, назидательной, потребительской или властной.

Главная цель религиозного мировоззрения – раз и навсегда установить веру в узаконенное выражение, описание и структуру-образ-картину окружающей действительности и мира, поразить мышление и интеллект человека верой в сверхъестественные субъекты и силы, сделать эту веру главенствующей силой, определяющей поведение и жизнедеятельность людей.

Религиозное мировоззрение основано на вере авторитету, является исключительно абстрактным творением интеллекта (то есть виртуальным миром структур-образов) и устанавливает общее правило-закон – «верь мне и следуй за мной».

Ведическое мировоззрение является эволюцией мифологического и религиозного мировоззрения. Ведическое мировоззрение очень близко к естественнонаучному мировоззрению и является тем самым сокровенным или сакральным знанием и жизненным опытом человечества, оставшимся нам по наследству от мифических, погибших и древних человеческих цивилизаций.

Ведическое мировоззрение основано на проверке авторитетного мнения, на опыте-эксперименте, на практике, на здравом смысле, на практических знаниях и жизненном опыте, на примере авторитета и устанавливает общее правило-закон – «доверяя, проверяй» и общий метод жизнедеятельности – «живи и действуй по образу и подобию» или «живи, как знаешь».

Результатом последовательного развития мифологического, религиозного и ведического мировоззрений является философское мировоззрение.

Философское мировоззрение или философия – одна из форм общего мировоззрения, выражение человеческой интеллектуальной (теоретической, научной) и эмпирической (опытной, практической) деятельности, а также особый способ восприятия, осмысления и осознания человечеством окружающей действительности и мира, теория или наука.

Слово-понятие «философия» составлено из двух слов греческого языка – «филия» – любовь, стремление, жажда и «софия» - мудрость. Дословно «философия» по-гречески – стремление к мудрости.

Философское мировоззрение или философия, как наука и способ осознания, изучает «наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира».

Философия, как исторически установленный (зафиксированный) тип общественного сознания, или мировоззрения, возникнет практически одновременно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса) – 800-200 до н.э. Потом философия, как научный способ познания, распространится по всему обитаемому цивилизованными людьми миру.

Естественнонаучное мировоззрение или «научная картина мира» – особая форма и способ систематизации знаний, совокупность открытых законов и закономерностей, анализ и синтез различных научных теорий, система точных теоретических и эмпирических представлений и доказательств об общих свойствах феноменов окружающей действительности и мира, совокупность научных дисциплин (наук).

Естественнонаучное мировоззрение состоит из многих картин мира отдельных наук, которые тоже включают в себя многочисленные концепции – «определённые способы понимания и трактовки каких-либо феноменов окружающей действительности и мира».

Сегодня считается, что науки и естественнонаучное мировоззрение является единственным объективным источником знаний и суждений об окружающей действительности и мире (сциентизм).

Естественнонаучное мировоззрение включает в себя все мировоззрения – мифологическое, религиозное, ведическое, философское и иные виды и формы мировоззрений.

В результате поэтапно каждое мировоззрение в процессе восприятия, осмысления и осознания человеком окружающей действительности и мира создавало определённые модели или картины мира. Такие модели-картины мира создавали практически каждое человечество, каждая цивилизация и даже каждая культура (человеческое объединение, племя, народ, нация, раса).

Вот почему в своё время возникали, существовали и существуют: мифологическая, религиозная, ведическая, философская и строго научная модели-картины мира.

Модели-картины мира – это системные образования структур-образов, архетипов и конкретных (практических и фактических) знаний, совокупность взаимосвязанных открытий. На их создание требуется опыт жизнедеятельности многих поколений, преемственность традиций, огромная база данных воспринятого, осмысленного и осознанного человеком и человечеством.

Смена модели-картины мира, как правило, происходит либо эволюционно, либо революционно, в результате накопления и образования «критической массы» мировоззренческих знаний и открытий (мировоззренческие революции).

При этом, как правило, радикально меняются  господствующие модели-картины мира, нормы и правила поведения и отношений, организационные системы и структуры, формы и виды жизнедеятельности людей (отвергаются, реорганизуются, заменяются или создаются).

По закону подобия (всё подобно всему) мировоззренческую эволюцию можно представит в виде эволюции языка, речи, внутренней речи, мышления, восприятия, осмысления, осознания, выражения, поведения.

Праязык или естественные первичные физиологические звуки-сигналы, звуки-команды, символические звукосочетания, звукосочетания-слова, слова-наименования, слова-понятия, слова-действия (например, протобашенный язык «Турит») продолжают быть и действовать в современных языках.

Точно также структуры-образы, архетипы и тропы (сюжеты) мифологического мировоззрения продолжают быть и действовать в религиозном, ведическом, философском и естественнонаучном мировоззрениях, моделях-картинах мира.

Все мировоззрения и все возможные картины мира органично переплетены между собой, дополняют и обосновывают друг друга, невозможны друг без друга, потому что являются результатом восприятия, осмысления и осознания многих последовательных цивилизаций и поколений человечества.

Точно также в основе современного правосознания и правомерного (либо неправомерного) поведения продолжают быть и действовать врождённые и благоприобретённые инстинкты, мифологические, религиозные, ведические, философские и естественнонаучные, бытовые, эстетические и этические архетипы поведения.

К сожалению, нам пока точно и полно неизвестны формы мировоззрения и модели-картины мира исчезнувших мифических цивилизаций данного и прошлого времени, но сохранившиеся до нашего времени артефакты, сооружения, орудия труда и произведения искусства доказательно свидетельствуют об их бытии и существовании.

Возможно, цивилизации прошлого обладали большими, чем мы, научными знаниями и опытом, более совершенной техникой и технологиями, более развитыми и точными моделями-картинами мира. Доказательств подобному утверждению в истории человечества больше чем достаточно.

Единство и борьба противоположностей в мировоззренческих системах, структурах и моделях-картинах мира осуществляется и «по сей день». Например, спор (поиск истины) между научной и религиозной моделями-картинами сотворения мира и жизни.

Поэтому, обоснованно можно допустить, что такое единство и борьба противоположностей осуществлялась и в периоды возникновения и развития всех и разных мировоззрений прошлых цивилизаций.

Возможно, смена или революционное перерождение мифологического мировоззрения в религиозное, ведическое, философское и научное мировоззрения осуществлялось мирным путём, однако все соответствующие мифы, обряды и культы свидетельствуют о том, что потомки богов и божеств, как правило, боролись с древними духами-божествами, убивали их, крушили старых кумиров и создавали новых.

По закону подобия (всё подобно всему), вероятно, в данное время существуют люди, обладающие не только обычным мифологическим и мифопоэтическим восприятием, осмыслением и осознанием, но и обладающие фанатичным религиозным восприятием, осмыслением и осознанием, а также ведическим восприятием, осмыслением и осознанием, философским и, возможно, даже научным.

Во все времена и в данное время тоже существовали и существуют свои гениальные «аристотели», «ньютоны», «ломоносовы», «эйншейны», поэты, актёры, музыканты, вожди и мыслители, герои и подонки, красавицы и чудовища...

Они не рождались и не возникали только в историческое или в наше время, но были во все времена, поэтому все без исключения виды и формы мировоззрений, в том числе модели-картины мира, существовали и продолжают существовать одновременно, последовательно и параллельно друг с другом, дополняя и преобразуя друг друга, совместно приближаясь к истинной модели-картине окружающей действительности и мира.

Вот почему, исходя из материальных археологических свидетельств и артефактов, созданных людьми с высокой степенью физического и интеллектуального развития, я с убеждением могут утверждать, что в данное время (51 000 лет до н.э.) уже существуют ВСЕ виды и формы мировоззрений, в том числе ведическое или естественнонаучное мировоззрение.

Возможно, из нашего времени мировоззрения данного времени кажутся нам примитивными, но это только результат вектора взгляда или представления. При взгляде или представлении со стороны более глубокого прошлого мировоззрение данного времени (51 000 до н.э.) будет весьма прогрессивным или даже революционным.

Наша интеллектуальная гордыня и наше научное мировоззрение рассыпается в прах и становится беспомощным при попытке объяснить, например, феномены: строительства древних мегалитических сооружений, египетских пирамид и других необъяснимых сооружений; создания необъяснимых артефактов, механизмов; составление  географических карт побережья и островов Антарктиды без ледового покрова; возникновение многих необъяснимых мифов, письменных первоисточников (апокрифов) и других свидетельств реального существования высокоразвитых цивилизаций.

Любая научная картина мира – это только одна из возможных картин мира, а по закону подобия (всё подобно всему) она имеет «генетическую связь» со всеми остальными картинами мира – мифологическими, религиозными, ведическими, философскими и т.д. При этом каждая картина мира, в том числе научная картина мира, имеет что-то своё, особенное, выделяющееся из всех других картин мира.

Мифологическая картина мира основывается на авторитете прапредков, прародителей, предков, духов-тотемов, на доверии им, как своим родным и близким, имеющим прямую физическую и духовную связь с живущими людьми.

Мифологическое мировоззрение и картина мира прямо связана и является источником религиозного мировоззрения и религиозной картины мира (доверие легко переходит в веру). При этом религиозная картина мира основывается на авторитете и суждениях пророков, то есть тоже сказителей мифов.

Базис мифологического мировоззрения и мифологической картины мира – бытовые традиции, поведенческие обычаи, обряды посвящения, дрессура, устная традиция, сказания, представления-мистерии.

Базис религиозного мировоззрения и религиозной картины мира – религиозные традиции, мистерии, культы, обряды, священные тексты, книги, религиозные нормы и правила поведения.

Религиозное мировоззрение и картина мира намеренно консервативны, устойчивы во времени и пространстве, не следуют за мифологическим и мифопоэтическим творчеством, но властно следуют авторитету, традиции, культу, правилу, норме, закону.

Если мифологическое мировоззрение и картина мира творчески может интерпретироваться, выражаться через мифопоэтическое мировоззрение в многообразии мифов, в фольклоре, в художественных и иных произведениях мысли и слова, то религиозное мировоззрение и картина мира меняется очень медленно.

Только под давлением неоспоримых фактов религиозные концепции мировоззрения могут меняться, но вера в религиозную картину мира должна оставаться незыблемой.

Так как религиозное мировоззрение и религиозная картина мира является, как правило, продуктом интеллектуальной личностной деятельности каких-либо авторитетов (предков, пророков, учителей, духовных вождей), то они в принципе не могут быть объективными, строго научными, реалистичными, фактическими, истинными.

Вот почему все религии изначально построены на догме (догматах) – суждениях или утверждениях какого-либо пророка-вождя-учителя. Эти догмы человеку можно воспринимать, осмысливать и осознавать только, как безоговорочную данность или «божественную истину».

Бытовое, фольклорное, творческое или художественное мировоззрение и картины мира используют соответственно бытовой, фольклорный и художественный язык и средства выражения. В этих мировоззрениях и картинах мира причудливо и фантастично переплетаются структуры-образы, архетипы и тропы (сюжеты) мифологического, религиозного, ведического и научного мировоззрения и картин мира.

Бытовое, фольклорное, творческое или художественное мировоззрение и картины мира, как правило, являются результатом эмоционального (чувственного) восприятия, осмысления и осознания окружающей действительности, синтезом субъективного личностного восприятия всего и вся, и объективного или бесстрастного использования (постижения) жизненного опыта (ведических знаний).

В бытовом, фольклорном, творческом или художественном мировоззрении и картинах мира, как правило, присутствует мифологическое, религиозное, ведическое, философское и научное мировоззрение и картины мира, но они являются только средством или полем для самовыражения человека, его творческой мыслительной деятельности.

Ведическое мировоззрение занимает среднее положение между мифологическим и религиозным мировоззрениями и философским и научным мировоззрениями.

С одной стороны ведическое мировоззрение образное, знаково-символическое, мифопоэтическое, традиционное, строгое, использующее доверие и веру, как средства выражения и передачи ведических знаний, а с другой стороны – философское, научно-понятийное, факто-логическое, использующее опыт, испытание, эксперимент, толкование и сравнение фактов для постижения истины, выявления причинно-следственных связей и закономерностей.

Ведическое мировоззрение данного времени занимает тоже место, какое занимает сегодня философия, метанаука, «царица наук» или «наука наук».

Вероятно, некоторых людей мифических цивилизаций данного времени так же, как современных учёных-исследователей, занимали вопросы: «Откуда и как возникла Земля, Вселенная, жизнь? Кто создал окружающий мир?».

Вероятно, уже в данное время существуют люди, которые обладают даром мироощущения или восприятия, осмысления и осознания окружающей действительности как единого целого обитаемого мира (Ойкумены, Вселенной).

Мироощущение (общее философское определение) – это «отношение существа (объекта) или группы существ (объектов) ко всему сущему и его частям (духовной, моральной, ценностной, научной, бытовой и т. д.)».

В этологии мироощущение – это «отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира». Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное.

Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, мировоззрение – это переживание человеком феноменов окружающей действительности (внешних воздействий) в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций, структур-образов, архетипов поведения, сравнительных сюжетов (мифологических тропов) или конкретных знаний.

Позитивное мироощущение проявляется в восприятии, осмыслении и осознании от простого к сложному, от прошлого, через настоящее к будущему.

При позитивном мироощущении прошлое воспринимается как единственно верная, бывшая и существовавшая объективная реальность – прошлое было, потому что не могло не быть, иначе не было бы настоящего.

Позитивное мироощущение всегда живое, натуральное, сущее, естественное, существующее. Оно является средством и интеллектуальным способом полноценного жизнеобеспечения человека.

Позитивное мироощущение использует базы данных всех существующих мировоззрений и картин мира.

Негативное мироощущение тоже чувственно-мыслительное переживание человеком феноменов окружающей действительности (внешних воздействий), но только в стремлении от сложных феноменов-понятий к более простым, потребным здесь, сейчас и в будущем.

Негативное мироощущение проявляется в «футуристическом ощущение времени», при котором «прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее – подготовкой к будущему, а само будущее – единственной объективной реальностью».

Негативное мироощущение всегда критически относится к окружающей действительности и миру, пытается приспособить и изменить их в соответствии со своим мировоззрением и картинами мира.

Позитивное и негативное мироощущение вместе составляют систему единства и борьбы противоположностей. Эти мироощущения создают свои мировоззрения и свои картины мира, порождают мир и войны, лад и хаос в человеческих отношениях.

Нейтральное мироощущение воспринимает мир таким, каков он есть без стремления его осмыслить, осознать, а тем более изменить. Для нейтрального мироощущения есть только настоящее, которое является главным ощущением и потребностью.

Любое изменение нейтрального мироощущения у человека вызывает чувство тревоги, страха, боязливости, включает механизмы инстинкта самосохранения, защиты и самозащиты.

Для восстановления своего нейтрального мироощущения или стабильности положения, сытости, безопасности и покоя люди, порой, становятся «агрессивно-послушным» или равнодушным большинством.

Нормальное развитие или эволюция мировоззрений, мироощущения и картин мира – это процесс, при котором любой существующий или новый феномен окружающей действительности может быть воспринят, осмыслен и осознан на основании базы данных существующих мировоззрений, мироощущений и картин мира.

Экстраординарное развитие или революция мировоззрений, мироощущений и картин мира – это всегда системный сбой, кризис в существующих мировоззрениях, мироощущениях и картинах мира, порождённых появлением необъяснимых, не воспринимаемых, не осмысливаемых и не осознаваемых феноменов окружающей действительности и мира.

В результате неизбежно и закономерно созревает и осуществляется мировоззренческая революция или новая парадигма.

Парадигма (по определению Томаса Куна) – «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».

Парадигма – это «наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение».

Парадигма – это «дисциплинарная матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которые объединяют специалистов в данное научное сообщество».

Парадигма – это «общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок».

Обобщённо парадигма – это совокупность общепринятых мировоззрений и картин мира, позволяющая в конкретное данное время осознанно воспринять и объяснить все известные феномены окружающей действительности и мира.

Когда количество новых феноменов, необъяснимых существующей парадигмой, накапливается до «критической массы» не восприятия, не осмысления и не осознания, возникают новые идеи, гипотезы и теории, которые формируют новую парадигму.

Начинается неизбежная и естественная борьба сторонников и защитников старой и новой парадигм. Начинается борьба традиций, обычаев, обрядов и культов, религиозные войны, социальные и мировоззренческие (научные) революции, «борьба и война парадигм» или смена мировоззрений.

Причём парадигмы сами по себе не существуют и не меняются, потому что являются исключительно продуктом интеллектуальной деятельности мышления человека, групп людей, человеческого общества (объединений) и всего человечества.

Поэтому само по себе мировоззрения, мироощущения и картины мира не существуют и не меняются, но живут, существуют, развиваются, борются и меняются только в мире человеческой жизнедеятельности.

Развитие физического облика и организма разумного человека, человеческих культур и цивилизаций определяется только сменой доминирующих парадигм, но не простым накоплением и суммированием жизненного опыта и знаний.

Интеллектуальное развитие человека осуществляется постоянно, непрерывно и квантово, путём накопления жизненного опыта и знаний и единовременной качественной смены парадигм (например, изменения взглядов, позиций, потребностей, возможностей).

Мировоззрение, мироощущение и картины мира человека неизбежно и закономерно развиваются и переживают «нормальные» и «революционные» возрастные ритмы, циклы и смены (переходы) восприятия, осмысления и осознания. Например, так называемый «переходный возраст» юношей и девушек.

При этом существует и будет существовать старая, как мир человечества, парадигма, которая не зависит ни от каких либо других мировоззрений, мироощущений и картин мира – это сам мир.

Мир – это объективная реальная материальная окружающая действительность, которая только посредством человеческих органов чувств, усиленных техникой, воспринимается, осмысливается и осознаётся нами как окружающий мир или наша Вселенная.

Только вот для кого-то «наша Вселенная» совсем-совсем другая…