Скрежет столкновения этических систем

Мария Березина
"Церковь ненавистна, потому что
 она возвещает закон иной жизни
и воспрещает людям глотать живьем
друг друга. И в этой ненависти —
вся сущность ада, вся его необъятная,
темная бездна." (Е.Трубецкой")      


    "Школьникам предложат на выбор изучение традиционных конфессий нашей страны или курс светской этики."


     Итак, возрадуемся! Но не очень.  Этика весьма по-разному, бывает, что и противоположно, трактуется в "разных конфессиях". В одной нужно ничему не противиться, в другой око за око, в третьей - всех любить.... А этика светская гласит, что лучшие люди извращенцы.

     Видимо, это завуалированная подготовка религиозных гражданских войн.

     И не только гражданских. Возможно, именно это создаст прекрасные предпосылки для политики двойных стандартов и разгула хамства сильного.

     Итак,светская этика в одних странах гласит, что уважением к родителям - съесть их останки, где-то считается, что пускать ветры неприлично, а где-то - прекрасно, некоторые вообще не считают необходимым использовать занавески, а некоторые  запрещают в них сморкаться.

    
    И как же могут выглядеть подобные уроки?


               
                ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: ШКОЛЬНЫЙ УРОК




     - Здравствуйте, милые дети. Ну-с, начнем  знакомство с новым предметом. Называется он этика. На самом деле никто толком не знает что это такое и чем должно быть. Если мы посмотрим в словари, то увидим, что они  определяют ее через понятия, также требующие разъяснения.  Например - что это раздел философии ИЗУЧАЮЩИЙ  мораль. Гм.. или что это наука о поведении. Или что это  наука о добродетелях.
      Как мы с вами понимаем, нам это ничего не говорит. Ибо понятие добра также неопределимо. Ладно, пусть ученые развлекаются, а нам нужно понять. Например, Аристотель относил этику к области практической философии, т.е. определяющей что должен делать человек. А современное понимание уже  дает послабление - давайте разделим то, что мы должны,это будет идеальная этика, и то, что мы реально можем, это у нас будет этика практическая.

      Например, в идеале мы не должны никого убивать, но если очень нужно, то можно это и сделать. Например - бомбежка Дрездена, где были только раненые и беженцы во время Второй мировой (если вы о такой слышали) или  ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки тогда же, или аборты, которые вам рекламируют на других уроках.

      Обычно идеальную этику отождествляют с нравственностью. Но и тут есть разница между нравственностью идеальной и юридической. Например, так называемое золотое правило нравственности гласит - "не делай другому того, чего себе не желаешь". Но, как вы сами понимаете, люди бывают очень разными и современные законы эту разницу признают. Представьте себе, что вы пытаетесь осуществить это правило при общении с, например, представителями, так называемых сексуальных меньшинств.... Так что "золотое правило" тоже ушло в область истории философии.

      Итак, обратимся к этике практической - в современном толковании. Вот типичное, наугад взятое из пресловутого интернета суждение - ..."Актуальность этических проблем непреходяща. Они разрабатываются философами на теоретическом уровне, специфическими средствами решаются в произведениях литературы и кино, особенно активно они обсуждаются на уровне обыденного сознания. Добро и зло, справедливость, равенство, свобода, ответственность, судьба, предназначение человека на земле и смысл его земной жизни — вот да­леко неполный перечень вопросов, обсуждаемых людьми.."

      Мы с вами никак не можем согласиться с таким утверждением.  Философы ничего не разрабатывают, это делают идеологи. На уровне обыденного... да, это когда сидят на завалинке, лузгают семечки и рассуждают о том, что считают смыслом жизни...хи-хи, посмеемся ребята.

      Нет, философы не решают, что такое свобода, ответственность и проч. Тем более - что такое добро и зло. Во-первых, их никто об этом не спрашивает. Во-вторых, у каждого философа  мнение отличается от другого. СВОБОДА... сейчас вам! Не воображайте, пожалуйста, что без религии вы станете свободны! Наоборот. 
      
      Вообще, в прежние времена, когда такие понятия как добро и зло имели совершенно конкретный смысл, все люди верили в Бога. Поэтому было очень легко определить, что такое Добро, а что Зло. Теперь никакой точки отсчета у нас нет. Если вам начнут рассказывать  о непреходящих ценностях человечества -  будьте начеку, вам готовят какую-то пакость.  Ибо таковых, непреходящих ценностей - у людей, отделивших себя от Бога, как точки отсчета нет и быть не может. Точка отсчета у них иная - своя выгода. Подумайте - кому и зачем вы можете быть нужны? И сколько вас может быть нужно? Вам могут начать рассказывать, что этика в том, чтобы не жить дольше 30 лет, потому что на Земле тесно и нужно же и другим дать место. А потом примут такой закон. Запомните - этика, не подкрепленная законом - дело почти всегда наказуемое. И наоборот - если даже устаревшая  традиционная мораль осуждает тот или иной поступок, но закон оправдывает - смело можете верить закону.
      
      Есть такая Манхэттенская декларация, поддержанная РПЦ и несколькими исламскими духовными лицами, которая гласит, что можно оказывать гражданское неповиновение властям в случае, если закон  противоречит совести. Ну, нас это не касается, наше дело - быть законопослушными. Ведь мы же не хотим неприятностей, правда, дети? Вот так-то.

      
      Другое дело - этикет. Это производное от этики понятие, как видно из названия, и означает оно хорошее поведение. Мы рассмотрим на следующих уроках основные правила, но пока запомните одно - правила этикета очень переменчивы. Если вы станете пользоваться справочником начала 20 века - вас сочтут идиотами. Если Вы станете толковать о христианской этике - вы нарушите законы и оскорбите многие группы людей.  Даже сборник 40-летней давности выглядит устаревшим. Поэтому запомните основное правило - современная этика - это этика целесообразности, а какая у нас цель? Правильно - полноценное материальное существование.  Мы будет изучать - как при помощи выполнения простых правил добиться наилучших материальных результатов! Спасибо за внимание! В следующий раз рассмотрим с вами мораль коллективного эгоизма.