Идея. О решении языковой проблемы в Украине

Владимир Павлинов
     Проблема языка   в Украине, относится к тем сложнейшим проблемам, которые в принципе невозможно решить в короткое время никакими способами, не усугубляющими ее и не порождающими еще более сложные проблемы в многонациональном обществе.
     Эту проблему. за несколько лет, невозможно решить так, чтобы найденное решение, не породило другие, еще более острые и взрывоопасные проблемы.
     Что это означает? Это означает то, что решить ее можно в те реальные, пусть весьма длительные сроки – которые позволят получить желаемый и приемлемый для всех результат.
     Какой же результат желателен и нужен всем? Это освоение украинского языка - как родного – всеми жителями Украины.
     Возможно ли достичь этого в короткое время, в пять – десять лет? Нет, невозможно.   
     Невозможно никакими методами.
     Возможно ли достичь этого за несколько десятилетий? Возможно, если государство будет осуществлять действия и нормативные акты, одобряемые всеми гражданами Украины.
               
     Языковая проблема, насчитывающая столетия, вызывающая острейшие скрытые и открытые   конфликты в обществе, расслаивающая людей на противоборствующие объединения, потенциально чревата самыми тяжелыми последствиями для страны и каждого ее гражданина, это необходимо осознать каждому.
     Эту проблему нельзя ни замолчать, ни отмахнуться от нее. Она будет постоянно создавать не ослабевающие трудности для страны, пока не будет решена с учетом интересов всех заинтересованных и причастных общественно-политических сил, и каждого гражданина Украины.

     Принятый 3 марта 2012 закон № 5029-VI "Об основах государственной языковой политики” лишь только основа решения острейшей проблемы, в принципе не решаемой посредством существующих и используемых ныне, методов.
     В современных политических и общественных условиях, этот закон, отвечая коренным интересам конкретных масс национальных меньшинств, говорящих и желающих говорить только на родном, не украинском языке, не отвечает интересам титульной нации, интересам объединения и сплочения Украины.  Поэтому этому закону идет и будет идти год за годом, мощнейшее противодействие. Не исключен вариант, что при ином раскладе политических сил,  данный закон, будет отменен.
   
     У острейшей языковой проблемы, выражающей потенциально взрывоопасные противоречия,  решение есть.
     Реализация предлагаемой идеи и заключённых в ней предложений, приведет к тому, что ныне принятый закон будет в действии, предоставляя право  национальным меньшинствам свободно использовать свой родной язык во всех сферах жизнедеятельности, и, вместе с тем, украинский язык, не будет отторгаться ими, а станет их вторым, а в перспективе – равным их родному, языком общения.
    
     Интересам национальных меньшинств, ничего не будет угрожать, если они, не насильно и не обременительно,  овладеют украинским языком так же, как и своим родным языком.   
     Однако, в нынешних обстоятельствах, такое усвоение украинского языка невозможно, так как его  распространению мешает решительное противодействие миллионов людей  и их активная и пассивная борьба, за отстаивание права говорить на национальных языках.

     Предлагаемая идея, это - ненасильственное и не конфликтное  решение языковой проблемы, приемлемое для всех: и украинцев и не украинцев.
     Реализация этой идеи приведет к тому, что все не украинцы по крови, живущие в Украине, исключая старшие поколения, захотят добровольно, исходя из собственных долгосрочных интересов, изучать и овладевать украинским языком. И будут поощрять своих детей и внуков к самому активному усвоению украинского языка. 
 
     Реализовав предлагаемую  идею, Украина станет пионером и примером в решении острейшей языковой проблемы, являющейся ныне миной замедленного действия и для нашей страны, и для ряда многонациональных государств.
 
     Политик, поддержавший  данную идею и внесший свой вклад и свое имя в ее обнародование,  продвижение и  реализацию, заслужит несомненное одобрение партийного и государственного  руководства, благодарность избирателей.
     Еще раз подчёркиваю: в этой моей идее,  нет расчета на насилие и притеснение кого-либо, в  ней нет скрытого или явного конфликта интересов украинцев и не украинцев.

     Языковую проблему можно решить, только найдя приемлемый способ психологического и неформального признания всеми членами общества  необходимости иметь в стране единый язык межнационального общения, которым, естественно, для Украины должен стать украинский язык, при полной свободе  и естественности общения в любом месте и в любом обществе на русском или ином, свойственном данному населению в данной местности, языке.

     Осуществимо ли это?

     Осуществимо, но только при доброй воле всех заинтересованных сторон.

     Почему сегодня так остро идет противодействие повсеместному внедрению украинского языка?

     Да потому, что миллионы людей его не знают и не имеют реальной возможности, учитывая возраст, занятость, психологическое отторжение и т.д. его быстро и качественно освоить.
     Они до конца дней своих везде и всюду будут говорить только на своем родном языке и, никто их не заставит заговорить на украинском. В том числе и многие чистокровные украинцы, с рождения говорящие исключительно на русском языке.
     Неправильной политикой в этом вопросе, их можно заставить выйти на митинги и демонстрации, что сейчас то и дело происходит, а то и, не дай Бог, выгнать на баррикады!

     Сохраняющаяся напряженность в языковой сфере, при определенных, критических обстоятельствах в экономике и социальной сфере, может стать детонатором неуправляемых, разрушительных для страны процессов.

     Украинский язык, не украинцами, в основном, отторгается. В то же время, если мы спросим любого, самого закоренелого в нежелании изучать украинский язык, человека: хотел бы он, при наличии возможности, совсем без трудностей, овладеть украинским языком –  как своим вторым родным, то, убежден, никто бы от такой возможности не отказался, а был бы только ей рад.
      Следовательно, государству нужно создать комплексные условия, которые позволят любому из вновь рождающихся граждан Украины, а именно на них должна быть рассчитана Программа, впитывать в себя одновременно и его родной и государственный язык, не противопоставляя их друг другу, а, равно уважительно окружая ими человека именно тогда, когда его память без усилий, автоматически всасывает в себя все, с чем она соприкасается.
     Так и происходит с теми ребятишками, которые общаются одновременно в двух или более, языковых средах. Без всяких указаний и без учителей, они, за кратчайшее время, легко, даже не замечая этого, усваивают все языки своего круга общения.
---

    1.Первое, крайне важное положение,   являющиеся основой  предлагаемой мной идеи:

     Народ вечен и для его истории и судьбы, не имеет решающего или сколько-нибудь важного значения, в какие именно сроки, все, живущие в Украине граждане, овладеют языком титульной нации.
     Возможно ли достичь этого в короткое время, в   десять - двадцать лет?
     Нет, невозможно. Невозможно никакими методами.
     Возможно ли достичь этого за несколько десятилетий?
     Возможно, если осуществлять одобряемые и приемлемые всеми  гражданами Украины действия.               

     2.Второе, крайне важное положение моей идеи:

     Решающим, приемлемым и самым важным –  для  нынешнего и ближайших поколений, живущих в стране – является полное, безболезненное, социально одобряемое  усвоение языка, каждым гражданином страны, начиная с определенного, отодвинутого  временного этапа.
     Подчеркиваю, с отодвинутого временного этапа.
     Если же  решать эту проблему в ближайшие сроки,  ползучим давлением и насилием, не считаясь с реалиями и протестами, то и нынешнее и будущие поколения,  вспомним Молдавию, будут обречены на не угасающий конфликт, который, подобно мине замедленного действия, может, однажды, взорваться всенародным побоищем и кровопролитием. И провокаторы, с той или другой стороны, в подходящий момент найдутся и сделают свое черное дело раздувания вражды и ненависти, используя эту, наиболее острую межнациональную проблему.

     3.Третье важное  положение идеи: 

     Для людей, не владеющих украинским языком, решающим фактором, определяющим их отношение к титульному языку и политике государства в этом вопросе, является: будут ли лично их, насильно, против их воли и желания принуждать к его изучению и использованию.  Особенно, если знание или незнание языка определяет возможность иметь или потерять работу, а равно и учебу.  При сохранении все еще осуществляемого ныне языкового прессинга, многие родители из принципиальных соображений, даже во вред своим детям, не хотят и не будут отдавать их в школы с нерусским преподаванием, а значит их дети, вырастая, пополнят ряды пассивного или активного противостояния украинскому языку и передадут эстафету такового противодействия своим будущим детям.
       Общую, универсальную, для всех стран тенденцию по этому вопросу, очень хорошо иллюстрирует война в Приднестровье. Война – спровоцированная именно языковыми противоречиями. Память об этом печальном событии, хорошее предостережение всем политическим авантюристам.

     Для цивилизованного и гуманного решения этой проблемы, законодателями страны, с привлечением самых компетентных специалистов, должна быть разработана Программа, закрепленная в Законе:  "Украинский язык – родной язык каждого гражданина Украины", с не жестко фиксированным сроком ее реализации не ранее 2070 - 2080 годов.

     Программа: "Украинский язык – родной язык каждого гражданина Украины", обязательно должна быть одобрена народом Украины на референдуме.  Перед референдумом, крайне необходима, очень вдумчивая и творческая разъяснительная компания всех положений Программы, во всех доступных СМИ, в личных выступлениях Президента, его соратников и авторитетных деятелей культуры.  Со всеми ими, перед этой компанией, Президенту  и высшим деятелям государства, исключительно важно провести цикл встреч по подробному изложению и комментированию Программы, так, что бы они стали убежденными ее сторонниками и пропагандистами

     4.Четвертое важное положение идеи:

     Растяжка поэтапного решения языкового вопроса на  50 - 60 лет, полностью снимет языковое напряжение в стране и переведет проблему из остро социально-политической, в рабочую, чисто техническую задачу. 

     Реальный и обоснованный срок  реализации этой программы  будет определяться
наличием необходимых финансовых возможностей для ее воплощения и скоростью создания соответствующей материальной базы, которая должна обеспечить  каждому младенцу, рожденному в Украине, гарантированные социальные блага.

     5.Пятое важное положение идеи:

     Реализация данной идеи крайне выгодна народу, по социальным причинам, поскольку она потребует создать места для каждого новорожденного гражданина Украины:
     - в повсеместно стопроцентно украиноязычных детских яслях,
     - затем место в украиноязычных детских  садиках,
     - затем поступление  в   школы с преподаванием до пятого класса только на украинском языке.
     К этому времени украинский язык будет полностью усвоен каждым ребенком.   
     Последующее его изучение, для тех, кто с пятого класса пожелает далее обучаться по всем предметам на родном, не украинском языке, вполне обеспечится преподаванием украинской литературы и украинского языка на уроках и общественной разговорной практикой.

     В то же время, возможность и право каждого ребенка, начиная с пятого класса обучаться по всем предметам, по выбору его родителей -  на родном или русском языке, автоматически снимет подозрения и протесты граждан неукраинской национальности.

     В этих целях,  должно быть конституционно закреплено право для граждан Украины, с пятого класса,  избирать язык преподавания, по выбору учащегося или его родителей.

     Одновременно с разработкой Программы и на всем протяжении ее реализации, должна вестись честная, умная, спокойная, убедительная разъяснительная пропаганда и агитация, доходчиво убеждающая, почему усвоение украинского языка с пеленок, полезно для будущего гражданина.
     Все это на русском языке и на национальных языках, через телевизионную социальную разумную рекламу, посвященную этой теме, через разнообразные увлекательные Ток шоу, через выступления знаменитостей, через привлечение российских дипломатов и общественных деятелей и т.д.
    Не нужно опасаться, что с годами, со сменой руководства, реализация Программы может сойти на нет.
     Непреходящий с годами, бескомпромиссный и действенный контроль решения этой проблемы, гарантирован патриотически настроенными представителями украинской и всех проживающих в Украине  наций,  а так же наиболее дальновидными политиками, независимо от их национальной и партийной принадлежности

     Знание двух языков и более, это большое богатство само по себе, но не в этом только его достоинство.
     Нужно неназойливо, но целенаправленно, с привлечением ученых, психологов, знаменитостей, разъяснять людям, что, при изучении второго языка, очень сильно развивается интеллект, память и другие способности человека.
     На примерах показывать, что те, кто владеет двумя и более языками, более успешны в жизни, более сильны при преодолении трудностей.   
     Важно только, что бы восприятие неродного по национальности языка, происходило в наиболее гибком, легко впитывающим все новое, возрасте человека, то есть в его детстве.

    Для реализации Программы "Украинский язык – родной язык каждого гражданина Украины" необходимо принять свод соответствующих законов, обеспечивающих ее реализацию.

     Главное положение программы, из которого вытекают все остальные, это долговременность и мягкость ее реализации, отсутствие, какого бы то ни было, принуждения и давления. Люди должны сами, без всякого принуждения и насилия, захотеть этого, нужно только создать им необходимые благоприятные условия для этого.

    Родной, национальный язык, не будет утрачен никогда, об этом говорят примеры многих поколения людей, обосновавшихся в других странах и живущих в них большими или меньшими диаспорами.

    Трудность освоения взрослыми людьми – не украинцами украинского языка, в Украине определяется тем, что повсюду звучит и будет звучать, что бы, кто бы не делал, русская речь.
     Ею владеет большинство населения, которое ищет и находит и будет. не смотря ни на что, искать возможность говорить, читать, смотреть видео все в интернете на русском языке.

     Это данность, с которой нам придется жить всегда, ибо от России мы территориально не
оторвемся и не уплывем на другой континент. Это данность неразрушимых многомиллионных родственных и деловых связей людей Украины и России.
     Это данность прекрасная для украинцев и всех людей, у которых родной язык не русский.   
     Ибо, благодаря этому, они с малолетства, автоматически усваивают хороший разговорный русский язык, как второй или третий. Тем самым они становятся более конкурентно способны при поиске места учебы или работы как на Украине, так и за ее пределами.

     Следовательно, нужно просто зеркально поменять ситуацию. Если в советское время украинский язык сохранялся, произрастая из неиссякаемых, глубинных источников народа, а русский приходил из садика, школы, института, смешения народов, из необходимости иметь единый универсальный язык для общения на многоязыковой громадной территории СССР, карьерной необходимости и т.д., то сегодня, именно украинский язык, должен прийти к каждому родившемуся или приехавшему в Украину ребенку в яслях, садике, школе. 

         Некоторые шаги по реализации идеи:

     Разработать государственную программу "Украинский язык – родной язык каждого гражданина Украины" и придать ей силу Закона.

     Программа должна  предусмотреть:

     - Подготовку компетентных, хорошо образованных воспитателей детских яслей, детских садов, школьных учителей, в совершенстве владеющих украинским языком.

     - Принятие законодательного акта, предписывающего с определенного календарного года, не менее чем через 10 лет после опубликования Программы, всем без исключения работникам детских яслей, детских садов и школ, общаться на работе, со всеми без исключения, только на украинском языке. 
     При этом очень важно, заранее, не менее чем лет за десять, до вступления в силу этого нормативного акта, довести его до сведения всех граждан, особенно работающих в этой сфере.

     - Строительство и реконструкцию детских яслей, садов, с созданием количества мест, обеспечивающих сто процентное обеспечение ими всех без исключения детей проживающих в стране.

     - Установить гражданам Украины двадцати процентную  доплату к пенсии,  за  знание двух и более языков, одним из которых является Украинский.

     - Законодательно установить право на получение таковой доплаты при наступлении  пенсионного возраста для всех граждан Украины, родившихся в 2000 году и позже.
    Это значит, что реально добавку люди начнут получать, начиная с 2060г.  За пятьдесят лет, этот закон -  простимулирует, наряду с другими мерами, желание всех родившихся и живущих в Украине людей, - изучить и в совершенстве знать украинский язык. А так же способствовать тому, что бы их дети и внуки сознательно изучали украинский язык.

    - Постоянную, финансово и организационно  обеспеченную  пропаганду всеми возможностями СМИ полезности, доступности и целесообразности для каждого ребенка пройти ясли, сад и школу, где они усвоят язык легко, без усилий, на уровне подсознания.

     - Постоянное, финансово и организационно  обеспеченное  разъяснение всеми возможностями СМИ того факта, что свой родной язык ребенок естественно усвоит в семье, при чтении национальных книжек, просмотре фильмов и т.д., а государство окажет всю необходимую помощь в этом, всем желающим. В Программе должны быть раскрыты формы этой помощи и ее реальная полезность гражданам.

     - Разработку в стране или закупку   неукраинских национальных  учебников по заявкам граждан Украины в других странах (или приобретение лицензий на их выпуск в Украине). 
     Покупку этих учебников гражданами по подписке в созданном в этих целях "Едином центре изучения иностранных языков”, при соответствующем госуниверситете или госкомитете.
     Создать реальные условия для домашнего обучения национальным языкам и традициям, через выполнение заказов населения на национальные фильмы, книги, печатные издания других стран, DVD и т.д.  Легкую доступность  осуществления этого в любое время для каждого жителя  Украины через подписку и специальный сайт под эгидой министерства образования и министерства культуры Украины

    - Обязательное создание в школах и Вузах внеклассных факультативов национальных языков для всех желающих.

    - Обязательное создание в школах, под эгидой государства, добровольных общественных культурных  центров, действующих во внеклассное время (русских, татарских, румынских, венгерских, польских и т.д., оказывающих помощь в усвоении национального языка.  Памятуя, что "Многообразие и богатство языков – национальное богатство страны!" 

     Реализация вышеперечисленных пунктов программы, полностью снимет языковое напряжение.
 
    - Постепенный, поочередный растянутый на несколько лет, перевод всех теле и радио каналов на вещание на украинском языке, с обязательной предшествующей разработкой и внедрением технических средств, обеспечивающих звуковое дублирование любой телепередачи (кроме песен) или радиопрограммы на   язык основных диаспор, проживающих в Украине.
     Реализация этого пункта будет возможна, как только технические средства (телевизоры, радиоприемники, транслирующая аппаратура) предоставят эту возможность, не ранее. Иначе последует очень вредный для реализации данной программы всплеск негодования и ее отторжения со стороны не украинцев.

     Главная, центральная идея программы, это создание объективных, привлекательных общественных условий, побуждающих людей не титульной нации, абсолютно добровольно, сознательно, желать того, что бы их дети и внуки в обязательном порядке усвоили украинский язык как родной.
 
     В ходе реализации данной Программы, должны быть наработаны и активно использоваться всевозможные акции, например:

     - ежегодные конкурсы, фестивали, в каждой школе для детей, с выездом победителей на областные, а затем республиканские языковые турниры, с поэтапной  трансляцией  этих фестивалей в рекламное время в русскоязычных телепередачах при показе наиболее популярных телепередач и фильмов, с  путевками в лагеря отдыха и т.д., для не украинцев по рождению, за успехи в усвоении украинского языка.

     - Интервью со школьниками не украинцами, активно  изучающими украинский язык.

     - Интервью со знаменитыми личностями Украины неукраинской национальности, освоившими украинский язык и сделавших значимую карьеру в той или иной области.

     Мудрой политикой и взвешенными, продуманными, действиями в области языкового противостояния, реально возможно полностью снять имеющиеся в этом вопросе проблемы и преобразовать то, что разъединяет, в сплачивающее нацию явление, иначе,  оставаясь нерешенной,  языковая проблема будет разъединять всегда, грозя целостности страны.

            Ветеран погранвойск, подполковник   Владимир Павлинов

            12 августа 2012г.

     P.S.
     Стало бы  мощной предвыборной акцией -  публикация проекта программы: "Украинский язык – родной язык каждого гражданина Украины" одной из политических партий, а так же - меморандума, открытого для подписания и призывающего к его подписанию все важнейшие общественно политические и государственные структуры, включая оппозиционные.

     В меморандуме, авторы программы –  представители партии, от ее имени, дают обещание, утверждаемое на съезде –  всему украинскому народу употребить все свои возможности для ее воплощения в реально возможный исторический период, с учетом преемственности политической ответственности от поколения к поколению политиков. 
     В политической Программе партии, инициатора решения языковой проблемы в Украине, должна появиться статья о такой преемственности и ответственности - сменяющихся в естественные сроки поколений лидеров и функционеров партии за полное воплощение программы: "Украинский язык – родной язык каждого гражданина Украины"
                ***