Европеоидная трасса. Часть 2

Алексей Абраменко
***

 Ожидание затягивается. Автобуса по-прежнему нет. Мы стоим «организованной группой», хаотично разбросанной по парковочной площадке перед каким-то магазином, и возмущенно мерзнем. Польское утро оказывается неприятно прохладным, даже немного отрезвляющим – феерическое настроение (наконец-то – Европа!) малость ослабевает. Самые сообразительные одевают на ноги носки (носки не сильно идут под вьетнамки, впрочем, сейчас не до таких нюансов), самые запасливые выуживают со дна своих чемоданов теплые свитера, чем вызывают завистливые взгляды соседей, самые изобретательные кутаются в спальные мешки, как в коконы. Страшно подумать, как мы выглядим со стороны.

 Чтобы хоть как-то развлечься, пытаемся читать надписи, которыми усеяны стены поблизости. Наверное, делаем мы это очень нескромно, да еще и коряво, к тому же, потому что местные парковщики, которые стоят неподалеку, смотрят на нас с любопытством и посмеиваются. Мы улыбаемся им в ответ, даже пытаемся перекинуться парой слов на немыслимом суржике, смешанном из польских, украинских, русских и интернациональных слов. Тем не менее, этих знаний нам хватает, чтобы узнать, что на подъезде к границе идут дорожные работы (да-да, подготовка к Евро-2012), так что наш автобус наверняка стоит там в пробке и будет здесь не раньше, чем часика через три… Вот уж спасибо, братья-славяне, порадовали!

 Когда наконец-то появляется наш автобус, мы радуемся так, будто прибыл спасательный отряд, который нашел нас после трехлетнего заточения на необитаемом острове… (Нет, все-таки перегнул я малость. Но радовались мы точно.) Конечно – мало того, что продрогли под моросящим дождичком, так еще и самые нетерпеливые начали подъедать стратегические запасы продуктов, когда поездка еще даже не успела толком начаться!

 В автобус рассаживаются по списку – кто раньше подал документы, у того выбор посадочных мест больше. Меня это обстоятельство особо не волнует. Еду я все равно один, а за трое суток безвылазной поездки растрясет на любом месте, что уж там выбирать… Я усаживаюсь рядом с мужчиной лет тридцати пяти. Он представляется Олегом и обещает даже найти визитку. Тем временем наш польский автобус отчаливает от границы. Курс – на запад. Даже если Европа меня и не ждет, ей уже никуда не деться.

 Пока мы катимся с крейсерской скоростью по хорошей – так как уже европейской – дороге (кстати, вид за окном до смешного напоминает пейзажи Западной Украины, вот только с поправочкой на 50 лет вперед – если, конечно, такое будущее вообще нам светит…), мой сосед по сидению предпринимает активные попытки накормить меня. То ли я пробуждаю в нем отцовский инстинкт, то ли ему просто непривычно есть в одиночку. А может, у него такой способ завязывать знакомства с новыми людьми, кто знает. Как бы то ни было, через некоторое время я поддаюсь на уговоры. Кстати, за общим обедом знакомство все-таки налаживается лучше.

 Первым городом, которым нам предстоит завоевать, оказывается Краков. Вообще-то, в заявленной программе экскурсионного тура его не было, но он нам достается бонусом. Впрочем, никто особо и не против. Всем уже не терпится начать собственное – для каждого свое – европейское путешествие. Ступить затекшей ногой на заветную западную землю, которая манила и снилась. Вдохнуть на полную грудь местный воздух, который уже здесь отдает свободой, свежестью и приключениями. Расчехлить, в конце концов, истосковавшиеся по вспышкам и новым кадрам фотоаппараты, зеркальные и не очень, профессиональные и не совсем, дорогие и почти.

 Приключения начинаются и у меня. Как раз с фотоаппаратом. Оказывается, что батареек в нем нет. Вернее, есть, но они не в силах даже заставить затвор хлопнуть один разик хотя бы. «Ну уж нет», думаю я. Остаться без фотографий после тура в Европу – это все равно, что придумать всю поездку, не вставая с недоломанного дивана дома. Проблема, конечно, решается за несколько минут – в обменнике мне выдают несколько злотых вместо нескольких евро, в магазинчике с сувенирами покупаю блок с четырьмя батарейками (уверенность в том, что на мне только что отлично нагрели руки, колотит молоточком по мозжечку), мой аппарат снова готов к принятию дозы новых впечатлений – но осадочек-то остается! Хотя уже через несколько минут я перевариваю и осадочек. Когда вокруг такая красота, думать противопоказано.

 Краков теплый и солнечный. Именно таким он сразу же врезается в кластеры воспоминаний. От одного только окружающего вида хочется улыбаться (хотя, может быть, это просто эйфория в ожидании дальнейших открытий…), чем я, собственно, и занимаюсь. Город кажется знакомым и практически родным – то ли оттого, что очень напоминает какую-то причудливую смесь Львова, Луцка и Камьянца-Подольского, то ли потому, что даже не чувствуешь себя туристом, сливаясь с массой прохожих (и местных, и приезжих), ступая уверенно и привычно по его улицам, как будто каждый день бываешь тут, но все еще не утратил способности удивляться красоте этих мест… Впрочем, время от времени мы с Олегом все-таки уподобляемся туристам и с удовольствием клацаем затворами наших фотоаппаратов. Кстати, благодаря нашей парной связке появилась возможность сохранить на память не только пейзажи, но и наши довольные физиономии на их фоне. Мелочь, а приятно.

 Три часа проходят довольно быстро. Солнце валится за горизонт, а нам пора уже подтягиваться на место сбора. Усевшись на пока еще необжитые места в автобусе, народ еще немножко бурлит, обсуждая первые впечатления и просматривая первые фотографии. Голоса звучат бодро и оптимистично – судя по первому дню, поездка обещает быть насыщенной и запоминающейся. Но продолжение будет уже завтра, а пока нужно готовиться к первой ночи на колесах. С облегчением вспоминаю, что на этот раз я не забыл укомплектоваться шорами. Они, конечно, женские и с рюшиками – но в борьбе за сон все средства хороши. Кадры из Кракова прокручиваю в голове на ночь вместо колыбельной. Помогает.