Снегурочка-3. Часть 2. Глава 29. Термен-вокс

Элизабет Стайнер
                ТЕРМЕН  - ВОКС

 …  ГВ   не извинялся, и  Рита   старалась никуда  с ним  не ходить. Но  однажды  он   сам  заявил:
  - Пошли   в  гости  к   моему другу!
-  Разве  у тебя  есть  друг?! – поразилась  она, -  ты  же  говорил:  «у меня   одни   враги!»…
-  Смотря  к  какому… -  пояснил  ГВ.
-  Кто он?  Почему  я  ничего о  нем не знаю?
-  Музыкант. – загадочно  сказал   ГВ,  - пошли, тогда    узнаешь.

    В  полу- чердачном  помещении, среди  железок  и  хлама,  их  встретил   седовласый  коренастый  Мастер,  с  крупными жилистыми  ручищами. Седые  брови   его  над  глазами торчали во все стороны,  а  взгляд  был  светло-голубой,   добрый…Откуда,   каким  образом  ГВ  смог  завести   в  друзья    музыканта?! Что их связывает?..
-  Вот  он, мой Термен- вокс,-  сказал мастер, взмахнув стальной струною, и Рита   вздрогнула,  ошеломленная  удивительным  звуком:  «откуда   льется    эта  потрясающая  космическая  музыка?!..»..
-  Извините  за   мои  беспорядки,   -  смущенно  пробормотал   Мастер,  -  они  вечные…Я,  должно   быть, скоро  умру, хотя  не хочется… Сколько   лет    вожусь!  Сам   занимался  программой  бессмертия! И  вот  как  попал… Смотрите!  - включил   что-то   внизу, и  поднял  «смычок»,  поднеся   к  стальной  стреле…Ультразвук, – переходя   в  иной  тон,  став  человеческим голосом, -  заполонил  комнату!..
  …Под  влиянием  удивительной  музыки  в  сознании   рождались  образы:  как  цветы в  лучах   радуги…Мастер все  говорил,   говорил,  сожалея,  что    некому   продолжить   его   дело...
-  Музыка  есть, инструмент есть, а   игроков нет! Вряд   ли  я   смогу  вас   обучить… – Но, может,  хоть    иногда   вы   сможете   меня    навещать? -  самому   мне  ходить   трудно,  даже   в   магазин…
   - Конечно!  -  заверила  Рита,  -  постараемся.. Неужели  Вы сами его придумали?!..- восхитилась. -  Вы  что,  гений..?
 -  Ну, да..- старик  пожал  плечами, глубоко  вздохнув, -   наверно..Не   будет меня., -  и  термен- вокса   не    будет...
 
    Перед ними  стоял   стальной  «ящик»  с   торчащей  посредине  антенной( «стрелой»… издающей   восхитительные    звуки: то   низкие,  -  при   приближении  руки  со  «смычком», то   высокие,  «мяукающие»  при   отдалении…Мастер  взмахивал левой рукой,  обьясняя  свои   движения… Правая  была   безвольно   опущена, хотя   он обьяснял,  как   следует  производить   мановения  около  «стрелы», -  извлекая   волшебные  звуки:  туда – сюда,   туда-сюда, вверх-вниз…как   дирижер! Рита  не  могла  понять    зависимость   стального «смычка» от   « ящика»-…Брала   «смычок», и  подымала  руку:   вверх-вниз,  в  сторону –  вверх!..А  не  выходило  ничего,  кроме    нескольких  взвизгиваний…
-  Я   хочу  научить, -   настаивал   Термен  (фамилия   отца) , -  играть   на   нем. Это МОЙ  ИНСТРУМЕНТ, -  ЕДИНСТВЕННЫЙ  В  МИРЕ, - я  его  придумал. Но мне  за   восемьдесят, и  правая   рука   парализована  после инсульта,  -я  недавно лежал в больнице, так  меня  угораздило!  Не знаю,   сколько   проживу…Я   мечтаю  передать кому-нибудь  умение  играть   на  этом   инструменте.…Понимаете? Не хочу, чтобы    после   меня  было   совсем   некому!…Попробуй! – если   у   тебя  слух  есть, -  как  мне говорили…Хочу  оставить   после   себя   кого-нибудь…
  И  Рита  поняла, почему  ГВ  взял  ее  к  Термену: видимо,  он  сказал  мастеру, что  она поёт...
-  Так Вы  его  автор?  - удивилась  Рита, -и  неужели  у Вас   нет  ни  одного ученика?
-  Есть   один, -  махнул  он  левой, -  учится   в  Консерватории. Мой  соавтор,  можно  сказать. Вместе  начинали…Но… он    начал  гнуть   свою  линию,  мы  поспорили  и  рассорились..Потом  я  в  больницу  попал! Он, видимо, не знает: ни   разу  не пришел.  И  не хочу  я  ни  за  кого держаться.. Понимаете?...Я  сам по себе…Уже  думал  умру!.Но  отлежался,  выписался...А про   тебя   мне  сказали,  что  у тебя   есть   голос,   - обратился он к  Рите,-  значит,  и   слух... Возьми…вот, и  смотри  сюда! - Начал   водить   левой...-  слышишь   звук?  А ну,  повтори!
   Рита    честно   махала,  и…опять  не  вышло..Мастер   досадливо  сморщился, и вдруг   рассердился:
-  У  тебя   хоть   есть  музыкальный   слух?-  вскричал  он, - А ну  пропой   октаву!
   Рита    пропела.
-  Это   у  тебя  получается. – проворчал  он, -   Тогда   не понимаю, в  чем   дело! Может,  музыкальная  память  плохая?  Почему на  Термен- воксе  не получается? -   понятно,  памяти нет! – заявил  с  досадой,   опуская  руку.
- Есть   память! -  возникла  Рита, -   я  много  стихов   помню  ..и    песен!
 -  А я  говорю   о музыкальной   памяти! -  наставительно  сказал  он. – Ладно, подумай, а  я   позвоню..и приглашу, если  придете.
    Он  был   очень  раздражен  и   расстроен.  Рите  было   неловко за   своё  неумение: не оправдала  надежды!. Она  задумалась: вот  живет   человек,  обуреваемый  мечтами  о музыке,   создает  удивительный  инструмент,  никому   не  известный, -  и  тщетно  пытается  кого-то  научить…Почему  ничего  не выходит?! И кто  поможет  ему  в этом  мире,  где  всем,   мягко  говоря,  НЕ ДО   НЕГО?...   
  Его,-  с позволения,-  квартира   похожа  на  пещеру,  заваленную  железяками…На  ее  взгляд, - «тут ничего  невозможно  найти»!  Неудивительно,  что  заболел… Кто ему  готовит? Кто стирает?...А то, что   тут  никто не убирается, - козе  понятно…Но  кто   может   помочь  ему   на  краю  гибели?! –и   где   гарантия, что  болезнь  не повторится? Удивительный  мастер   видимо   много  лет  живет  среди   этих   железяк, -   никому  не известный, но…самое  страшное,-   «никому  не  нужный»!  Разве  это справедливо?.. Окопался,  отгородился   в   своей   Идее... Похоже,  что  остальной  мир  для  него   не  существует…он    виден   призрачно, -  как сон..  Стало  жаль   его:  неопрятного, непонятного, - живущего   как медведь в  берлоге,  -  в    старых  одеждах  и   надеждах…А  между  тем,  он  весьма  деловой  человек,  и,  оказывается,  верующий, - седовласый «отшельник» который открывает   дверь   в   свою    мастерскую    далеко   не    каждому.Рите  отчаянно захотелось вылечить Мастера!..«Когда же  и  как  он  избрал   себе  в   «друзья»   - именно  ГВ?!.. Что   у   них   общего?! –  НЕВЕРОЯТНО!..- думала,  изумляясь все более, -  Старый,  несчастный,  одинокий  и  нездоровый  Мастер…И этот   озлобленный   50- летний  мужик,  «себе на уме»…почти человеконенавистник…Что у них общего?»…

      Странно, но  похоже,  -эта  поездка  сблизила  их,  даровав  обоим недостающее  доверие. Рита  задумалась: «Может,  я  напрасно  бросила  «Мед»?!  .Ему  поможет  иглотерапия!-  надо  сказать…»   Возвращались  оба  задумчивые и  примиренные.
-  Что у нас на ужин?- вывел   из размышлений  ГВ.
-  Салат  в   холодильнике, - рассеянно сказала Рита,-  и  гречка...

    В   тот  день   у    соседей, -  Валерия   и Людмилы, -  родился  сын! Рита  с порога  кинулась  помогать,  и  «застряла»  у  них!..
Вернувшуюся   от соседей  жену  ГВ  встретил    упреками: 
-  Почему я  должен  сидеть  один?  Может, и  жить пойдешь  к ним?
-  Так   радость!-  новорожденный,   пришлось  немного помочь..
-   Сын! А  при  чем тут  я  и  ты?!..Врача   пусть вызывают!...      
   Через  неделю   в  кухне  появились   пеленки,  аккуратно   развешанные  на  веревке.   ГВ   раскричался:
  -  Чего   поразвесили?! Я  что,  должен   нюхать ваши  тряпки   с    испражнениями!? Ишь, разжились..Вот возьму  да  повыбрасываю  все  за окно!!!...
- Чего ты   шумишь? – выбежала  Рита,  увела  его   в   комнату. -   ребенок  спит,  Замолчи,  а  то    уйду! А по-моему,  у  тебя  психика   не  в  порядке. Попил  бы  чего-нибудь  для  успокоения..Сводить что ли   к   хорошему   врачу?
-  Может  быть, -  согласился   он, -  знать   бы  к   кому...
-  Ладно, - сказала   Рита, -  я   найду  врача  для  тебя. 
  По работе   ей  обьявили   благодарность,  но…И все  же Рита  решила   уйти   из  НИИ…. Ах, как  Марта  Львовна   не  хотела  ее  терять! -  третий  год обещала  « поговорить, чтоб  увеличили  зарплату!»...