Искажённая мораль

Лина Гордышевская
(Ещё одна рецензия на фильм "Елена", на этот раз без спойлеров)

Фильмы не делятся на хорошие и плохие. В каждом фильме всегда есть что-то, что нравится, и что-то, что вызывает непонимание, а зачастую и неприязнь вплоть до возмущения и отторжения. Всё это справедливо применить к фильму «Елена». Мне трудно судить о том, каково отношение режиссёра к героям — я его тут вообще не увидела, но невероятный диссонанс между развернувшимся передо мной сюжетом и аннотацией к фильму меня глубоко поразил. Я не знаю, кто автор, но мне кажется, что он едва ли смотрел фильм. Разве что слышал о нём.

В аннотации Елена преподносится нам как жертва обстоятельств и домашнего морального насилия со стороны мужа, который, в свою очередь, описывается как редкостный негодяй и вообще очень плохой человек. Но уже за время первой трети фильма я убедилась, что показывают мне явно не то, что должны, если руководствоваться вышеупомянутой аннотацией. Я не увидела никаких ужасных отношений: самые обычные отношения пожилых людей, которые давно состоят в браке и явно устали друг от друга. Не увидела я и жертвенности: поступок Елены едва ли вписался в моё мировосприятие, а если быть точнее, то вообще не вписался в него. Отчаянный? Безусловно. Но вызывает не жалость, а возмущение и отторжение. И если бы её сын, скажем, был инвалидом, тогда я ещё бы смогла найти оправдание, но здоровый мужчина, проводящий дни на диване и не желающий оторвать от него свою пятую точку, и его оболтус-сынок, уже ступивший на кривую дорожку? Люди, воспринимающие своё новое комфортабельное жилище как должное? Они мне буквально противны. Не факт, конечно, что без них мир стал бы лучше, но уж явно не испортился бы.

Я прочитала довольно много рецензий к фильму. И меня искренне поразило то, что по крайней мере половина отзывается о поступке главной героини как о правильном шаге и считает, что иначе она поступить и не должна была. Меня несколько даже ужасает то, насколько исказилась за последние годы мораль, если люди одобряют убийство. Да, ради ребёнка мать готова пойти на многое. Но давайте судить объективно: такой ребёнок — это позор, каким бы любимым он ни был. Налицо явное смещение ценностей в ту сторону, в которую мне и смотреть боязно. Я невольно задаюсь вопросом: что же тогда будет дальше? Что ещё мы начнём одобрять (хотя дальше уже некуда)?

«Елена» — это фильм о женщине, которая была ослеплена любовью. Но никак не о великой мученице и невинной жертве. Обязательно посмотрите этот фильм. Посмотрите и ужаснитесь.