Лариска

Елена Вислова
Лариска была, наверное, единственной из моих друзей, которая не удостоилась чести побывать на моей скромной фазенде. Потому что после — дай Бог памяти — двадцати лет дружбы мы с ней благополучно разругались. Буквально месяца за два до покупки дома. Ну, разругались - это громко сказано. Я уже в том возрасте, когда нормальные люди не ругаются, из-за чего бы то ни было. Просто, если отношения меня напрягают, и я не вижу способа это исправить, я их разрываю, объяснив максимально доступно, почему я это делаю.
Эта женщина могла бы послужить отличным наглядным пособием для специалистов всех мастей, имеющих отношение к душе человеческой. Люди с таким потрясающим невезением буквально во всём, редко встречаются в природе. «Что же не так с её жизнью?» -- всё время думала я, становясь свидетелем очередной Ларискиной неудачи. Как будто кто-то проклял. Но однажды Ларискина мама в разговоре со мной(хорошо, что самой Лариски рядом не было) сказала буквально следующее :
---Если бы прожить жизнь заново, я бы её не родила.
Я была, мягко говоря, в шоке. Обычно женщины жалеют о чём угодно, только не о рождении ребёнка.
Похоже, Ларискино невезение началось ещё с рождения.
В школе, начиная с третьего класса и года три подряд, Лариску регулярно били мальчишки. Это был такой возраст, когда исправить ситуацию ещё очень даже было можно. Но мать не вмешалась, предоставив ребёнку выпутываться самому.
В старших классах её стали донимать девчёнки. Красивая брюнетка со жгучими карими глазами, Лариска могла бы уложить к своим ногам не только одноклассников, но и все параллели. Но, как я уже где-то говорила, когда человек не нравится сам себе, он не нравится никому. Так что, и парни обходили её стороной.
Мы познакомились, когда приехали в Горный на конный маршрут. Лариске было 16. Она была совершенно одна, а я, не успев приехать, из-за чего-то надулась на мужа. Вот так мы друг к другу и прилепились.
Уже там я удивлялась. Как могло получиться, что мне, трусихе и неумехе, достался отличный заводной конь. А Лариска, отличная наездница, несколько лет занимавшаяся верховой ездой, с её-то знанием лошадей умудрилась выбрать себе клячу, которая дальше неспешной рыси не разгонялась.
Дальше—больше.
Проучившись год в университете на филологическом, она бросила и ушла….в библиотекари. На вопрос на фига ей понадобился факультет, выпускники которого давно не могут никуда себя пристроить, только плечами пожала.
Получив высшее, но никому не нужное образование, Лариска стала искать работу. И нигде долго не задерживалась. Где-то её увольняли, где-то кидали с деньгами, где-то не сходилась с коллективом. В итоге она регулярно сидела без денег, что угнетало её невероятно.
Две попытки обзавестись собственным делом так же закончились разорением.
С мужиками у Лариски вообще был тихий ужас. Лет до тридцати она была очень хороша собой и куда бы мы с ней ни пришли, все мужские взгляды тут же устремлялись в её сторону. Но, проведя с Лариской пару ночей, мужчины, похоже, не знали, что с ней делать дальше. Потому что не смотря на разносторонние интересы и в общем-то не плохой кругозор, Лариска в общении была занудна и даже скучна. Не было в ней какого-то внутреннего женского обаяния, которое так притягивает мужчин, даже если у женщины отсутствует супер фигура и ангельская красота.
По этой самой причине она теряла не только мужчин, но и без того немногочисленных друзей.
Даже болела Лариска не как все нормальные люди. Любая, даже самая простенькая болячка, принимала у неё тяжелейшие формы. В результате чего бедняга проводила в больницах не одну неделю.

К 30 годам у Лариски проявились все черты, характерные старым девам. Ни ребёнка, ни котёнка, ни постоянного мужика, квартира с мамой, красота потускнела, в фигуре появились лишние складки, а в походке какая-то неуклюжесть. Даже голос стал скрипучим. Лариска стала ворчливой и раздражительной. Всё, что раньше воспринималось ею с юмором, теперь могло взбесить. Этакое мрачное тёмное пятно.
Я к тому времени достигла возраста, когда перестают  бросаться в крайности. Перестала давать советы и учить жить, поняв, что тут уже ничего не исправить. Что выросло, то выросло. Но общение постаралась свести к минимуму. Потому что в своём недовольстве всем миром и собственной жизнью, Лариска порой бывала невыносима.

Год назад, отправляя дочь и сестру в Белокурихинский аквапарк, я взяла билет и Лариске. Ей очень хотелось съездить, но было не с кем.
Узнав об этом, обе мои девицы возмутились.
---А нас спросить не надо было? Почему мы должны с ней ехать? Ехала бы сама! Опять ворчать или ныть будет!
---Девочки!---увещевала я обеих---будьте снисходительны! Лариса, вроде, по проще стала.(мне реально так показалось)К тому же вы не знаете, что такое одиночество, когда не с кем сходить или съездить. Это страшное дело!
Уговорила. Поехали. Из Белокурихи получаю смс от дочери. «Ещё раз подсунешь нам её---порвём билеты!».
Как выяснилось, Лариска была в своём репертуаре: Погода плохая, на канатной дороге холодно, туда не пойду, сюда не пойду, фотографировать не буду(хотя мы просили её заранее, т. к. камера только у неё ) и камеру никому в руки не дам.
А виды в Белокурихе обалденные!(сентябрь по моему был) и поездки такие случаются не каждый день. На мой вопрос почему так категорично она себя ведёт, Лариска выдала раздражённую тираду на тему «Надоели со своими претензиями, она никому ничего не должна, и если нам это не нравится….»
Тут моё терпение лопнуло. Да, она никому ничего не должна. Но и я не обязана поддерживать отношения, которые мне уже в тягость.
На этой весёлой ноте мы удалили друг друга из друзей в однокл и почти год не разговаривали.
Но 20 лет какой-никакой дружбы за окошко тоже не выкинешь. Поздравление на новый год, ответное на 8 марта, пару слов в сети. И вот, человеческие отношения восстановлены
---Ты меня на фазенду пригласишь?---спросила Лариска
---Давно пора. Приезжай.
---Ой, хотела бы я на это посмотреть!—сказала мне дочь, узнав о Ларискином желании нанести визит---Можно я тоже приеду?
---Нет уж---буркнула я---хватит с меня одной Лариски.

Лариска только недавно вернулась из Турции. И была очень горда, что съездила туда. Меня в те края никогда не манило. Эта страна кажется мне некрасивой, голой какой-то, каменной. Возможно, я ошибаюсь. Но глядя на Ларискины фотки с 3ёх звёздочным отелем, мне хотелось туда ещё меньше.
Там моей подруге удача не улыбнулась очередной раз. Не секрет, что многие женщины едут туда …как бы это сказать…за здоровьем и удовольствием. Но Лариске и тут не свезло. Мужик, с которым она связалась, кроме симпатичной внешности, никакими достоинствами не обладал. Ни красивых ухаживаний, ни нормального секса.
Но не смотря ни на что, слова «А вот в Турции….» буквально не сходили у неё с языка.. Ну, это я могу понять. Сама этим грешила, когда вернулась из Ташкента. Но сравнивать Турцию и деревню могла только Лариска.
Я встретила её на сельской остановке. Лариска вышла из автобуса и на ногах у неё я увидела белые тенниски и белые  носочки.
---Я так в Турции ходила---с гордостью заявила она.
---Сюда ты зря надела такую обувь. Сланцы есть?
---Есть. Но я думала дома в них ходить.
---Переодень. Пожалей тенниски.
---Не надо. Так дойду.
Хозяин—барин. 15 мин ходьбы своими ногами---с лёгкой сумочкой!—оказались для Лариски настоящим испытанием.
---Когда уже кончится эта деревня?---кряхтела она---То ли дело в Турции…везде автобусы…
Наконец, мы дошли до дома. С ужасом осматривая свои тёмно-серые теперь тенниски и такие же носки, Лариска сокрушалась и материлась. Но я ведь её предупреждала.
За обедом на полном серьёзе она задала нам вопрос, от которого у нас с мужем ложки в руках застыли.
---А какая будет культурная программа?
---Грядки полоть--- с самым серьёзным видом, но конечно, в шутку ответила я.
Но Лариска юмора не поняла. И в течении дня периодически спрашивала, когда же мы грядки полоть пойдём? Где-то после третьего раза я не выдержала.
---Ларис, ты что, правда думала, что я тебя грядки полоть посажу?
---Ну….да.
---Отдыхай, воздухом дыши. Пойдём на речку сходим.
Луг возле речки Лариску впечатлил.
---Найди мне лошадь! Я хочу тут галопом проскакать.
Легко сказать найди! В соседских дворах как минимум 4 лошади. Но их держат не для покатушек. Мы и сами пока не насмелились попросить покататься.
После купания(естественно с рассказом о том, что в Турции море глубже и чище)Лариска явно выдохлась. И вернувшись упала и уснула. Ну, это нормально. Все, кто ко мне приезжает, падают и засыпают либо сразу после автобуса, либо после первой же прогулки. Воздух и холмистая местность делают своё дело.
После ужина, жмурясь как сытая кошка, Лариска промурлыкала, что никогда так вкусно не ела. И даже изъявила желание помыть посуду. Никогда не отказываю гостям в этом удовольствии. Но через минуту мы услышали её разочарованный голос.
---А что, горячей воды нет?
Своими «перлами» Лариска баловала нас весь вечер.
---А как тут моются?—озадачилась она, заглянув в баню. Пришлось объяснять, что это не финская сауна и не турецкий хамам.
Апофеоз наступил, когда Лариска вечером пошла в туалет. (обычный, деревянный, на улице) и крикнула оттуда:
---А где тут свет включается?
Мужа  затрясло от смеха. Давно мы так не веселились. И ведь нельзя сказать, что Лариска изнеженная белоручка. В Горном вполне нормально в палатке жила. Но вместе с тем у неё какая-то потрясающая неприспособленность к жизни.
На следующий день Лариска должна была уехать на вечернем автобусе. Но случилась оказия. Муж с соседом поехали на машине до Алтайки, что-то по ремонту купить.
---Я наверное тоже поеду---засобиралась Лариска.—денег сэкономлю.
Ага…может кто-то на её месте и сэкономил бы. Но только не она. Мужики в саму Алтайку не поехали, свернули к большому хозяйственному магазину. А Лариску высадили на трассе возле остановки, где ходит множество автобусов и газелей. К слову, муж потом уехал оттуда же минут за пять.
Я пила чай на веранде в полной уверенности, что подруга уже дома, как вдруг запиликал мой телефон и гневный Ларискин голос заскрипел о том, что её выбросили на дороге, и она не знает, как уехать. С минуту я соображала, как это мужики умудрились высадить её неизвестно где? Нет, они не могли.
---Лариса, там остановка есть?
---Есть.
---Значит, должны ходить автобусы.
---Они не останавливаются.
---А рукой махнуть не пробовала?
---Они меня не видят!
---Ты что, с остановки им машешь?! На дорогу-то выйди!
---Я такси уже из города вызвала.
---Ты с ума сошла?! Это же куча денег! Чёрт с ним, с таксистом! Выходи на дорогу и останови автобус.
---Он уже позвонил, что сейчас подъедет.
Вот так, за 250 р, Лариска добралась от Алтайки до Барнаула. Когда я потом рассказала этот эпизод мужу и соседу, первый долго смеялся, второй схватился за голову.
---Если б знал, объяснил бы всё популярно, как ребёнку малому.
После этого, я думала, что Лариска к нам в деревню больше не сунется. И честно говоря, не особо об этом горевала. Но вот уже вторую неделю она периодически спрашивает, когда можно приехать. Я не против, но наши свободные дни пока не совпадают. Лариска начала учиться водить машину. Что из этого получится, при её-то везении, одному Богу известно.)))))