Что значит слово ИВРИ - еврей?

Александр Фильцер
     На святом языке каждое слово имеет свое особое смысловое значение.
Например, имя первого человека – Адам, на иврите значит «человек».
По смыслу оно связано со словами:
«АДАМА» - земля, так как Адам был создан из праха земли и в нее же возвратился.
Земля в данном случае является еще и символом того, что мы называем материей;
«ДАМ» - кровь, а в крови находится душа живых существ;
«АДОМ» - красный, цвет человека изнутри, цвет крови;
«ДМУТ» - подобие и «ДОМЭ» - похожий, так как человек был создан по подобию Всевышнего.
     *
     Первый раз слово ИВРИ встречается в Торе в рассказе о том, как племянник Авраама Лот попал в плен. «И пришел спасшийся бегством и сообщил об этом Авраму а-ИВРИ» Берешит 8:13 (библия, бытие 8:13).
     ИВРИ – прозвище Авраама, которое он получил от народов населяющих землю Кнаан (Ханаан). Его смысл «перешедший с другого берега», то есть человек, который пришел сюда с того берега реки Прат (Евфрат).
ЭВЕР – противоположная сторона, или «та сторона». Иногда «сторона» вообще.
АВАР – противоположная.
АВАРА – плот или паром, то есть то, что позволяет переправиться.
     Если бы меня попросили сделать литературный перевод слова ИВРИ, то я бы опираясь на смысловое поле слова, написал, что еврей – это «ЧЕЛОВЕК С ДРУГОГО БЕРЕГА».
     Правда, надо заметить, что имеется еще одно объяснение значения этого слова.

     Из книги А. Фильцера "Еврейские истории".
     Буду рад Вашим замечаниям, добавлениям, уточнениям и критике.


     Сара, жена Авраама, и русский царь

     Смысловое значение имени Сара – правительница, главенствующая, властвующая.  Весьма примерно его можно перевести как «княгиня». Мужская форма этого слова САР.    
     Из древности доходят до нас имена: САРгон царь Аккада или САРдури царь Урарту. САРдар в Иране и Афганистане – это вождь племени или сановник, в Османской империи командующий армией, в Египте так звали британских офицеров. В современном Израиле САР – это министр.
     Тора сообщает, что до строительства башни в Бавеле (вавилонской башни) на земле был один язык – иврит, на котором говорили Адам и Хава: «На всей земле был один язык и одинаковые слова» Берешит 11:1; библия, бытие 11:1.
     А строителям вавилонской башни был вынесен такой приговор: «перемешаем их речь, чтобы никто из них не понимал речи другого» (11:7). «Поэтому город стал называться Бавель, потому что там перемешал Бог языки всей земли» (11:9). Название Бавель происходит от глагола «балаль» - перемешивать.
     *
     Посмотрим, что же произошло со словом САР после перемешивания языков.
В римской империи – латынь – caeSAR – цеЗАРь – это можно перевести
на русский «как САР».
В греческом – kaiSAR – кеСАРь.
В английском это слово превратилось в СЭР.
Во французском обращением к королю стало СИР .
В немецком – кайЗЕР.
И, наконец, в русском оно превратилось в ЦАРь
     Понятно, что все эти языки гораздо моложе иврита.

     Вас назвали ГОЙ? А что это такое?

             "Я свидетельствую и призываю в свидетели небо и землю:
             еврей и не еврей, мужчина и женщина, раб и рабыня -
             святость их всех зависит только от их собственных поступков".
                Ялкут Шофтим 4:4. 8 век

     Вас назвали ГОЙ? Не огорчайтесь!
Может быть, у вас есть кашерное издание Торы?
Или хотя бы переведенная на русский язык "библия".
Первые пять книг в вашей "библии" на святом языке называются Торой.
     Итак, заглянем туда!
   
     ГОЙ (мн. число - ГОИМ) - народ!
В том числе, разумеется, и еврейский.

     Например: Бог говорит Аврааму: "Я - вот союз Мой с тобой,
ты будешь отцом множества народов (гоим)..." Берешит 17:4 (Бытие 17:4)

     "Авраам будет имя твое, потому что я отцом множества народов
(гоим) сделаю тебя". Берешит 17:5

     «И сказал ему (Яакову) Всесильный… «Народ (гой) и множество народов (гоим)
произойдут от тебя». Берешит 35:11 
В даном тексте "гой" - это евреи, а "гоим" - 12 колен нашего народа.

     Другие народы тоже называются в Торе и в ТАНАХе словом "гой".
"Но и над народом (гой), которому они служить будут, произведу суд". Берешит 15:14 или
"Приблизьтесь народы (гоим), чтобы услышать, и племена внимайте". Пророк Йешаяу (Исайа) 34:1
     Подобных примеров употребления слова «гой» в текстах Священного Писания  можно привести множество.
     *
     Адам получил от Всевышнего для передачи своим потомкам шесть заповедей.
Спасшийся после Потопа Ноах (Ной) получил еще одну.
     Потомки Ноаха, то есть все народы мира (гоим), обязаны соблюдать эти семь заповедей. Люди их соблюдающие называются на святом языке «Бней Ноах» - сыновья Ноаха.
     Но накладывать на себя какие-то ограничения для большинства из народов показалось весьма обременительным делом. И тогда это слово приобрело дополнительный негативный оттенок – люди или народы, не признающие власти Творца над миром. Но в тоже время оно сохранило и свое первоначальное значение – «гой, гоим» – народ, народы.

     Из книги А. Фильцера "Еврейские истории".