Земля Израйлева. Гл. X

Лев Израилевич
               
 С началом Первой мировой войны Сара решила вернуться в родной городок. По дороге на родину в турецкой провинции Анатолия она неожиданно стала свидетелем жуткой картины армянского геноцида. Турецкие военные саблями буквально рубили людей на куски. Рубили всех без разбору: мужчин и женщин, стариков и детей, инвалидов и калек.

Прибыв в Зихрон Яков, Сара сообщила об увиденном своему старшему брату Аарону. Эта её информация позднее вошла в обширный отчёт о турецком геноциде армян, который Аарон Аронсон передал правительству Великобритании.
 
 Прибыв в Зихрон Яков, Сара тут же вступает в только что созданную подпольную организацию «НИЛИ». А после отъезда Аарона в Египет фактически возглавила её. Вместе с Авшаломом Файнбергом и Иосифом Лишанским она разрабатывает операции по сбору военной информации и её доставке английскому командованию.

Одновременно Сара занимается распределением финансовой и материальной помощи среди голодающего еврейского населения. Деньги, одежда и продукты собирались в США и Европе. Затем разными путями попадали в Каир. А уже оттуда английский фрегат доставлял помощь мирового еврейства в Атлит.

Эта без всякого сомнения чрезвычайно необходимая в тех условиях деятельность «НИЛИ» тем не менее вызывала раздражение у руководства еврейского ишува. Причина лежала на поверхности. Аарон Ааронсон в США и его соратники в Европе, добывавшие немалые средства для евреев Палестины, явно подрывали авторитет местных еврейских лидеров.

 Ведь всё это происходило без их санкций и практически без их участия. Что до самих средств, то тут с циничной точки зрения тогдашних руководителей ишува всё было в порядке. Политика политикой, а деньги, собранные Аронсоном совсем другое дело. Их Бен-Гурион великодушно разрешил передавать населению.
             
В начале лета 1917 года Сара тайно едет в Египте. Там на нелегальном положении она провела несколько месяцев. В сентябре она узнала, что турецкая контрразведка напала на след  «НИЛИ».

Несмотря на уговоры брата, она вернулась в Зихрон-Яков. Это было роковым решением. Товарищам по подполью помочь Сара не смогла, а свою жизнь загубила. 1 октября 1917 года по доносу соседа Сару Ааронсон арестовали.

 В течение четырёх суток турецкие военные  истязали её, добиваясь выдачи сообщников. Пытали зверски. Средневековыми способами. Колотили бамбуковой палкой по пяткам. Стегали кнутом до полной потери сознания. Морили голодом и жаждой.

По воспоминаниям очевидцев её спина  превратилось в кровавое месиво. Сара молчала. В конце концов, офицер, проводивший дознание, понял, что в полевых условиях ему не удастся «расколоть» шпионку.

Тогда он решил передать её в лапы профессиональных палачей. Отвезти в Назарет в тюрьму, где находилась настоящая «лаборатория пыток». И тут турецкий садист дал маху.

Он совершенно неожиданно поддался на уговоры Сары. Позволил ей привести себя в порядок и переодеться. Сара вошла в ванную комнату, где был спрятан маленький дамский пистолет, и застрелилась. Так на 27-ом году трагически оборвалась её жизнь.
 
  Сара Аронсон похоронена на городском кладбище Зихрон-Якова. Её скромное надгробье с одним лишь словом Сара, в общем-то, никак не напоминает, что под гранитным камнем покоится отважная героиня еврейского народа.

Деятельность «НИЛИ» и сегодня иногда вызывает споры. Что до  подвига Сары Ааронсон и её товарищей по подполью, то тут всё однозначно. Ребята отдали свои молодые жизни во имя светлых идеалов возрождения независимого еврейского государства, а потому их имена, как и имена библейских героев, навечно сохраняться в благодарной памяти еврейского народа.

В заключение пару слов о романтических отношениях Сары Ааронсон с Авшаломом Файнбергом. Он близко дружил с Аароном Ааронсоном. Ходил в женихах младшей сестры Сары Ривки. Но, похоже, больше любил всё-таки старшую сестру.

На его беду она оказалось замужней женщиной. Точнее сказать, "соломенной" вдовой. Стамбульский муж развода не давал. Да и времена были военные. Не до разводов. Но, похоже, именно по этой причине Сара держала Авшалома на определённой дистанции от себя, хотя он был ей совсем не безразличен.
 
 Авшалом Файнберг родился в Гедере в 1889 году. Как и Аарон Ааронсон он тоже получил стипендию барона Родшильда. Учился во Франции. В совершенстве овладел французским языком. Настолько хорошо, что писал на нём неплохие стихи.

Отличные стихи писал Авшалом и на иврите. К слову сказать, композитор Цвика Пик написал очень популярную в Израиле песню «Тысяча поцелуев тебе, любовь моя». Автором слов является Авшалом Файнберг.

Во Франции Авшалом провёл несколько лет. В основном в среде парижского бомонда. Учился не очень прилежно. А вот с французской и общеевропейской культурой познакомился основательно. Проникся идеями научного сионизма.

Романтик и идеалист Авшалом воспринял их с юношеским энтузиазмом. В его парижском дневнике обнаружена такая запись: «… Нас ожидает либо скорый конец, либо ещё более скорое возрождение. Если судьба готовит конец, то встретить его нужно по-геройски. Если возрождение – давайте же, наконец, начнём воевать с турками!»

И Авшалом, вернувшись в Эрец-Исраэль, начал воевать. Воевал очень хорошо и погиб, можно сказать геройски. К большому сожалению, смерть его оказалась бесполезной.

Дело в том, что Авшалом Файнберг и Иосиф Лишанский направились в Египет, чтобы наладить оборвавшуюся связь с англичанами. Однако как раз в то время, когда они пытались перейти линию фронта, к берегам Атлита подошёл фрегат «Монеган». Связь с англичанами была налажена без их участия.

Смерть Авшалома, как и его жизнь, окутана дымкой романтики. Ровно полвека не было известно место захоронения Авшалома Файнберга. Только в 1967 году после шестидневной войны, когда Синайский полуостров оказался в руках Израиля, старый бедуин привел израильских археологов, ведших раскопки в Синайской пустыне, к странному месту, которое бедуины называли Кабик Иегуди — Еврейская могила.

В этом месте росла необычная пальма. Таких пальм в Синае никто не видел. Ученые стали копать рядом и обнаружили останки тела. Это оказался Авшалом Файнберг. Он был тяжело ранен в перестрелке с турецкими пограничниками, и вскоре умер.

Вероятно, в кармане у Авшалома находились финики. Они дали побеги, из которых и выросла эта пальма — символ "вечного духа Израиля". Останки Авшалома перевезли в Иерусалим, и с почестями похоронили на горе Герцль.
   
                *       *       * 

 Во второй половине 1917 года британские войска, наконец, вторглись в Эрец-Исраэль. В октябре армия генерала Аллемби заняла юг страны, а в декабре освободила Иерусалим.

За год до этих событий Великобритания и Франция подписали так называемое соглашение Сайкс-Пико. Это был секретный документ о разделе азиатских владений Оттоманской империи.

Этот важнейший международный документ родилось довольно странным образом. Не на какой-то там совместной встрече в верхах или тому подобном форуме, а посредством  рутинного обмена дипломатическими нотами.

В мае 1916 года в Лондоне ими обменялись посол Франции в Великобритании Камбон и английский министр иностранных дел Э. Грей. Соглашение назвали по имени дипломатов, готовивших его, англичанина М.Сайкса и француза Ф.Жорж-Пико.
      
Согласно договору на карте Ближнего Востоке появились четыре зоны, окрашенные в разные цвета. «Синяя», на которую распространялось влияние Франции. Она включала в себя Сирию, Ливан и некоторые области непосредственно самой Турции.

«Красная» зона отдавалась под управлением Великобритании. В неё входили южный и центральный Ирак, большая часть Палестины, Заиорданье и некоторые другие территории. «Жёлтая» – земли, отошедшие к России, в том числе западная Армения. И, наконец, «зелёная» – зона влияния Италии.
 
2 ноября 1917 года британское правительство опубликовало очень важный для еврейского народа документ. Он был представлен в форме письма. Министр иностранных дел Великобритании лорд Артур Бальфур направил его лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду.

В дальнейшем письмо получило название «Декларация Бальфура». В ней, в частности, говорилось, что: «…Правительство Его Величества благосклонно относится к установлению в Палестине национального дома для еврейского народа и употребит всё своё влияние для осуществления этой цели…»
               
Конечно же, данный документ появился не только благодаря добрым намерениям англичан по отношении к еврейскому народу. В переговорах участвовал лидер сионистского движения доктор Хаим Вейцман. Однако не он сыграл в этом вопросе решающую роль.

У Англии на Ближнем Востоке были свои интересы. Она уже давно стремилась поскорей избавиться от секретного соглашения Сайко-Пико и перекроить Палестину на свой лад.

Ниже представлен русский перевод письма министра иностранных дел Великобритании лорда Артура Бальфура лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду. (Декларация Бальфура)   ru.wikipedia.org
               

     Министерство иностранных дел Великобритании, 2 ноября 1917 года


             Уважаемый, лорд Лайонел Уолтер Ротшильд!

Имею честь передать Вам от имени правительства Его Величества следующую декларацию, в которой выражается сочувствие сионистским устремлениям евреев, представленную на рассмотрение кабинета министров и им одобренную :

«Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели;

при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране».

    Я был бы весьма признателен Вам, если бы Вы довели эту Декларацию до сведения Сионистской федерации.
                Искренне Ваш, Артур Джеймс Бальфур.