Диалог с Серебром

Йогорь Латко
   Мой собеседник смотрел на меня хмурым взглядом, словно не понимая, о чем идет речь. Я повторил свой вопрос:
   - Порой мне кажется, что я начинаю познавать суть вещей, но в следующий момент все ускользает. Что это значит?
   - Что ты хочешь услышать?- недовольно проговорил он.- Какого ответа ты от меня ждешь? Я мог бы сказать тебе – спираль, или – день и ночь, но ты не осознаешь ни того, ни другого.
   - Почему?
   - Прежде чем задавать вопросы другим, следует сначала пропустить их сквозь себя.
   - Я с этого и начал,- принялся оправдываться я.
   - И какие ответы ты получил? Что ответил ты сам себе?
   Я промолчал. Когда молчание затянулось, мой собеседник поинтересовался:
   - Ты молчишь… Почему?
   - Любишь ты переворачивать все с ног на голову,- пробормотал я.
   - В случае с песочными часами это оправдывает себя,- ухмыльнулся мой собеседник. Я почувствовал, что мои губы помимо воли растягиваются в ответной ухмылке, но, напустив на себя серьезный вид, я обвиняющее произнес:
   - Как же я что-то пойму, если ты мне ничего не объясняешь?
   - Кто из нас должен достигнуть осознания? Ты? Значит, это твоя забота – понимать… Или ты хочешь, чтобы я прошел по этому пути вместо тебя?
   Я забарабанил пальцами по столу, и он насмешливо повторил мой жест. Наконец я заявил:
   - Наши беседы день ото дня становятся все туманнее и туманнее…
   - Если хочешь испить мудрости, пей со дна колодца.
   - Но там же одна муть,- не удержался я от колкости.
   - Вот именно,- парировал он.
   Мы помолчали. Затем я не выдержал:
   - Похоже, у тебя на все есть готовый ответ. Попробуй ответить на это: говорят, Будда Шакьямуни взглянул из-под дерева Бодхи, увидел утреннюю звезду и объявил о прозрении. Мне кажется, в этой истории чего-то не хватает. Что случилось, когда он увидел звезду?*
   - Он решил, что достиг прозрения. Не путай очевидное с гениальным.
   - Так просто?
   - А что ты хотел? Если я скажу тебе, что твое отражение всегда, каждую секунду смотрит на тебя,- как ты это опровергнешь?
   Я не нашелся с ответом и вместо этого спросил:
   - И какова же предпосылка твоего вопроса?
   - Хороший ход,- признал собеседник.
   - Ты не ответил…
   - Кто говорит об ответах?
   - Ну все таки?
   - Просто все дело в том, что ответ прошел мимо тебя.
   - А поконкретнее? Объяснить можешь?
   - Тебе не понять…
   - Куда уж мне,- обиделся я.
   - Действительно, некуда. Я уже ответил ранее на твой вопрос, а ты этого не заметил. В чем дело? Твои мысли витают где-то далеко от дзадзен…
   Я пожал плечами, а мой собеседник воспроизвел это движение. Очень уж он любит меня передразнивать,- этим он будто оттеняет мою беспомощность.
   Я вдруг вспомнил об Андерсене,- когда у того выпал последний зуб, то писатель, бывший тогда уже глубоким стариком, в отчаянии вскричал: «Все кончено! Я больше никогда ничего не напишу!» После этого он прожил еще два года, но и в самом деле ничего не написал. Я часто размышлял над этой историей, ломая голову. Что это было? Молчаливый обет самому себе? Предубеждение? Самовнушение? Совпадение? Или,- и интуиция подсказывала мне, что этот вариант ближе всего к истине,- во всей этой истории гораздо больше смысла, чем кажется на первый взгляд? Только смысл этот таится на глубине.
   - Если причина очевидна, то это не причина, а повод,- пробормотал я.
   - Наконец! Наконец то!- вскричал мой собеседник и я вздрогнул, поскольку совсем позабыл о его присутствии.- Ты ответил на вопрос единственно правильным вариантом ответа! Теперь я могу сказать, что наши диалоги прошли не зря…
   - Что, прости? Я задумался и сказал в такт своим мыслям. Я даже не расслышал твоего вопроса.
   - Но ответ, тем не менее, ты дал правильный,- торжественно провозгласил он.
   - Ты не мог бы повторить вопрос?- попросил я. Мне стало интересно, что за логическую головоломку своего собеседника я так невзначай раскусил.
   - Зачем? Ведь ты на него уже ответил. Это уже пройденный этап! Теперь дело за другими вопросами и другими ответами.
   - Действительно,- согласился я.
   - Но это, пожалуй, мы оставим до завтра.
   Я кивнул и улыбнулся. Он улыбнулся мне в ответ. Поднявшись, я накинул плед на зеркало и произнес:
   - До встречи.
   - До встречи,- донеслось из-под ткани.
   Мне пришли в голову следующие слова моего собеседника: «Если я скажу тебе, что твое отражение всегда, каждую секунду смотрит на тебя,- как ты это опровергнешь?» Действительно, опровергнуть этого нельзя. Сколько себя помню, глядя в зеркало, я всегда замечал, что оттуда тоже кто-то смотрит на меня. Интересно, кто?





*цитата взята из книги Роберта Эйткина «Ворон – мастер дзен»