Чужой ребёнок или генетика в деле

Анатолий Шашуков
 
Дело было в 1975 году. У соседей родился сын. Счастливый папаша закатил пир горой на три дня. Но на третий день пир вдруг превратился в запой. Молодой папа на все вопросы отвечал матом.
Через пару дней он сидит на крыльце а я иду мимо. Спрашивает: “Ну чё по девкам пошёл?”
“Да нет с вёдрами к девкам не ходят, на колодец иду.”
 “Ну и правильно. А то...” - и он разразился длиннющей тирадой из сплошного мата. В переводе на разговорный язык это означало примерно следующее: Все девушки - женщины лёгкого поведения. Женившись на самой чистой и благородной можно отрастить себе огромные рога. А потом, ещё, и воспитывать чужого ребёнка.
“Так ты, что из-за этого гудишь? Что-то не верится. Мы же видели, что вы друг без друга ни куда, что у вас ничего подобного быть не может.”
Он зло сплюнул: “А вот, ..., и может ... и есть. Вишь рога какие ... хошь забодаю? Не! Живи. А забодаю я эту ... , ... и т.п.”
“Погоди бодаться, лучше скажи, с чего это ты сбесился?”
“Сбесишься тут! Сын то не мой!”
 “Объясни не понял.”
“Объясняю для дураков: У меня группа крови вторая, у этой ... третья, а у выродка первая. Понял? Откуда она взялась первая?”
“Понял! Дурак-то здесь не я, а тот, кто своего сына выродком называет. Ты же недавно школу кончил, общую биологию учил, а в ней раздел такой, генетика называется. Вот в этой самой генетике есть схема наследования группы крови. Если бы поинтересовался, в своё время, глупости бы не порол. Смотри, я тебе эту схему прямо на земле нарисую.
Как тебе должно быть известно, у каждого человека пара генов определяет группу крови. Групп крови бывает четыре. А гены бывают трёх видов. Их называют: О, А и В. Если у человека два гена О (пишется ОО), то группа крови - первая. Если два А или А и О (АА или АО), то вторая. Если ВВ или ВО, то третья. Ну, а если встретятся А и В (АВ),то, как ты уже догадался, - четвёртая. Всё просто! Один ген у нас от мамы, другой от папы. У тебя вторая группа, значит или АА или АО. От тебя к ребёнку может попасть или ген А или О. У Светы третья, значит ВВ или ВО. Её гены В или О. Если ребёнку попадёт твой ген А и её ген В получится какая ?- четвёртая (АВ), а если твой А, её О -вторая (АО), если твой О, её В - третья (ВО). Вот и до вашего случая добрались: твой О, её О, что получается - ОО первая.”
“Дак чего? Мой что ли? Ты тут накрутил. Без бутылки не поймёшь. У тебя получается, что какие бы родители не были, у ребёнка может быть любая. А мне медик сказал, что такое быть не может.”
“Ну, во первых: твой. Во вторых: любая группа крови может получиться только в случае родителей со второй и третьей группами. Ну а в третьих твой медик, наверно, старый пень, который учился, когда генетика была “лженаукой”.”
“Не-е, она со мной училась.”
“Когда ж она успела институт-то закончить? Врачи же 6 лет учатся.”
“А она и не врач, а медсестра.”
“Ну, ты, даёшь! Откуда медсестра генетику знает? В школе она училась, как ты. А в мед училище учат делать множество процедур. Лекарств нужно запомнить море. Да, ещё, по латыни. Да все кости и потроха и все по латыни. Кошмар! Какая тут генетика! Не веришь?
Посиди тут, принесу биологию и покажу. Сам убедишься.”
Несу учебник. Сосед сидит сгорбившись, плечи опущены, но в глазах вместо злости надежда. Открываю таблицу:
Наследование группы крови при слиянии различных гамет

родительские гаметы О         А         В

         О              ОО        АО        ВО
                1 группа  2 группа  3 группа
   
         А              АО        АА        АВ
                2 группа  2 группа  4 группа

         В              ВО        ВА        ВВ
                3 группа  4 группа  3 группа


“Видишь, где вы с женой, а где сын?”
“Вот?!”
“А теперь составим таблицу, которую мы составляли в классе.”
“Да, я уже понял.”
 “Смотри! Поймёшь окончательно. А может кому-нибудь такому же придётся рассказать. Какие гены могут попасть ребёнку от каждого родителя мы уже разбирали. Вот! На земле написано. Теперь составим таблицу со всеми группами крови.
По ней можно определить группу крови ребёнка любых родителей.

Вероятные группы крови ребёнка в зависимости от родителей
 Группа крови отца  ОО       |  АА и АО    |   ВВ и ВО   |    АВ         |
                1 группа  |  2 группа   |   3 группа  |   4 группа    |
______           ______________|_____________|_____________|_______________|
матери |возмож.      О       |   А и О     |   В и О     |   А и В       |
         |гаметы  _____________|_____________|_____________|_______________|
         |        |            |             |             |               |
ОО       |  О     |    ОО      |   ОО и АО   |   ОО и ВО   |   АО и ВО     |
1 группа |        |   1 группа |  1 и 2 гр.  |   1 и 3 гр. |  2 и 3 группа |
АА и АО  |А и О   |   ОО и АО  | ОО, АО и АА |АВ, АО,ВО,ОО | АА, АО, ВО, ВА|
2 группа |        |1 и 2 группа|1 и 2 группа |1,2,3,4 гр.  | 2,3,4 группа  |
ВВ и ВО  |В и О   | ОО и ВО    |ОО, АО,ВО, АВ| ОО, ВВ и ВО | АО, ВВ,ВО, АВ |
3 группа |   |1 и 2 группа| 1,2,3,4 гр. |  1 и 3  гр. | 2,3,4 группа  |
АВ       | А и В  |  АО и ВО   |АА, АО, ВО,ВА|АО, ВВ,ВО, АВ|  АА, ВВ и АВ  |
 4 группа|        |2 и 3 группа| 2,3,4 группа| 2,3,4 группа| 2,3,4 группа  |

Он сосредоточенно следил за объяснениями. Ни на одном уроке он не был так внимателен. Когда таблица была завершена, а на пересечении второй и третьей группы в куче других прочно обосновалась ОО - первая группа крови, его лицо перекосилось от злости. Он вскочил с рёвом: “Убью стерву!”
 Я ухватился за рукав: ”Кого ты убивать то собрался? Сдурел?” “Змеюку! Подошла с ухмылочкой: “Вот от меня отказался теперь расти чужого”, а я с ней всего раз и прошёлся то.” - пошла ненормативная лексика и - “Убью!” Пришлось держать: “Во - во, убей, сына лет через десять увидишь! Иди проспись, а завтра иди к жене и сыну.”
Он застыл на месте. “Не! Я ей такого наорал. Сейчас побегу. Всю ночь под окном на коленях стоять буду, только простила бы”.
 “Бумагу и ручку возьми, записку напишешь.”
И ведь стоял. И всё у них было хорошо.
Через пару лет сменили школьные программы. Ну, думаю, наверно, стало больше признаков человека. Заглянул в биологию и смог изречь всё те же слова. Про человека только табличка из семи признаков и гемофилия в тексте. Нет ни групп крови, ни резус фактора. Зато есть научные методы и термины. Только кому они нужны, если нет ничего интересного и нужного.
Прошло еще двадцать лет. Дочь принесла учебники. Открываю общую биологию. Интересно! Говорят, изучили геном человека. Могут ли теперь школьники внешность детей рассчитать? Дудки! Методов стало больше, а результатов этих методов не прибавилось. Вот и получается: или те, кто составляют учебники ,туповаты или хотят, чтобы было не интересно учиться и тупыми были выпускники школ. А может, берегут детскую психику от ненужных разоблачений в семьях. Но, всё-таки, лучше знать правду, чем подозревать невиновных. К тому же это будет стимулом к порядочности.
Учиться было бы куда  интереснее, если бы были такие примеры применения знаний. Причём в любой науке.