Африканская Ифа – это прежде всего гибкость и умение эффективно взаимодействовать с духом местности. Как известно, два нетождественных элемента, вступая в реакцию, всегда порождают нечто новое. Так Ифа появилась, например, на Кубе. И если вы следуете Ифа, адаптированной к определенной местности, вы получите инструкции и руководства, результативные и гармоничные с духом данной конкретной территории. Таким образом, на мой взгляд, лучше адаптировать чисто традиционную африканскую практику Ифа в России, Украине и Молдове нежели кубинский аналог африканской Ифa.
Деление Гаваны
Есть большие различия и также сходства между кубинской Сантерией (Оча-Ифа) и африканской практикой Ифа-Ориша. В настоящий момент практики следующие путем древней религии Ифа-Ориша не кубинского происхождения, ничем не отличаются от людей практикующих Ифа-Оша в Африке: предсказание, молитвы, медицина, магические мыла, заклинания, посвящения, жертвоприношение и т.д. будут идентичны тому, как это делают основатели Ишеше (изначальная религия). Существует ошибочное представление, что практика Сантерия (Regla de Ocha) на Кубе сохранила свою идентичность с африканской практикой Ифа в Африке. Это ошибочное представление подается людьми, которые никогда не были в Африке сосредоточенные больше на материальной выгоде, нежели на духовном росте. Кубинская и африканская Ифа к настоящему моменту два разных пути, хоть и Regla de Ocha (Сантерия) была создана на основе африканской Ифа–Ориша практики, к настоящему моменту это две разные традиции. Также верно и то, что гаитянское Воду (Вуду) к настоящему времени мало похоже на
африканскую практику Водун (Западная Африка). На вопрос как практика Водун в Западной Африке отличается от практики Воду на ост. Гаити, жрица африканской традиции Mama Zogbe отвечает: «Практика и структура Водун религии в Западной Африке отличается от региона и этнических групп. Африканская религия Водун не включает никаких западных религий на подобии католицизма и неафриканских практик. Можно найти родственные отношения между Ифа-Ориша, традицией йоруба, и Дагомейским Водун (Бенин, Того, Гана), которые имеют практическое применение в настоящее время в Африке, чем между Дагомейским Водун и гаитянинским Воду». Анализируя многие антропологические работы можно сделать вывод, что на кубинскую Ифа-Ориша традицию ныне Regla De Ocha (Сантерия) было оказано много влияний от других религиозных течений, не только католицизма.
Кубинская Революция была ужасным ударом против общественного, экономического и культурного неравенства, но и приняла концептуально ошибочное положение против религиозности африканского происхождения. На формирование традиции на Кубе повлияли конфликты между практиками Гаваны и Матанзаса. Одна группа доказывала другой, что их методы инициаций более правильны. Истории деления Гаваны и возникновения в этом процессе НОВЫХ правил РЕЛИГИИ Regla de Ocha (Сантерия) мы коснемся чуть ниже. Антрополог Natalia Bolivar изучая традиции на Кубе пишет в своих трудах, что унификации религиозных практик йоруба на Кубе присуждены Лоренсо Сама (Lorenzo Sama). Lorenzo Sama и Latuan решили унифицировать различные культы йоруба, так образовалась кубинская Сантерия - Regla de Ocha. (Источник Natalia Bolivar: “Santeria, Regla de Ocha, Ifa”, en Los orishas en Cuba, Ediciones Union, La Habana, 1990, pp. 23-26.)
Конфликт и деление Гаваны или борьба за власть
вся статья здесь