Аркадий Чужой. Встреча с Великими современниками

Аркадий Чужой
   06-05-2010               

Эта встреча произошла давно. Да и встречей-то её лишь с натяжкой можно назвать...Но всё же...
Я, тогда ещё студент первого курса театрального, оканчивая упомянутый курс, готовился к сессии, как и все мои сокурсники.
Идут занятия и наконец, звонок, перемена! Все, понятное дело на "перекур", включая "красных девиц"(не всех к счастью!)
Стоим, дымим ,с умным видом обсуждая какие-то «глобальные» проблемы театра!.. Кто-то азартно что-то доказывает, кто-то инфантильно слушает. Вдруг некто обратившись ко мне:- Позвольте прикурить? Скромно так, тихо... Я еле расслышал. Ну, прикурил и пошёл - потопал.
Вовка, мой сокурсник, пыхтя "курятиной", выдыхает:- Везёт же некоторым! Я ему:- В смысле, чего везёт?
Вовка чуть не поперхнулся: - Ты чё,  не въехал? Это же ВАМПИЛОВ был, дурья твоя башка!
- Какой ещё Вампилов ? На что Владимир хохотнув слегка, сказал:-Эх, ты, артист - кушать подносист! Драматург это
местный, говорят, будущая знаменитость! Я хлопал непонимающе глазами. А сокурсник не унимался:- Ну "Старшего сына"
помнишь, мастер наш читал? Я кивнул. –Ну, вот, это ОН же написал! Нет, артист, быть тебе статистом!
Героев надо знать! Запомни.




А дальше... Шло время, мы продолжали с интересом осваивать нашу профессию. Ну, а Александр Вампилов жил своей писательской жизнью - творил, писал пьесы.
Так на одно из занятий наш педагог по мастерству актёра -Владимир Израилевич Симановский, он на снимке слева от Вампилова, принёс одноактовку - пьесу"20 минут с ангелом". Позже, когда Вампилова стали публиковать, вышла книга
пьес драматурга, где в числе прочих значились – «Провинциальные анекдоты», куда и вошла упомянутая одноактовка.
Педагог читал нам, ещё студентам – несмышлёнышам, пьесу, обучая нас, как он говорил - хорошему вкусу к материалу.
Пьеса читалась и слушалась легко и воспринималась как анекдот -было очень смешно и потешно! Всё смешно – и характеры, и ситуация, события, сам сюжет пьесы.
Прочитав, педагог выдержав паузу, серьёзно сказал:- Автор очень интересуется, будет ли смешно и понятно...
Переживает. Запомните ,ребята, это имя - Вампилов, оно скоро будет знаменито.
Как в воду глядел. Думается мне ,что заслуга Владимира Израилевича в становлении и укреплении известности Александра Вампилова в стране значительна и её, заслугу эту трудно переоценить.

 
 

Мы проходили практику в драме. Ходили на спектакли, иногда посещали репетиции. Помнится театр приступил к новой своей работе, это была пьеса Александра Вампилова"Старший сын."
Мы, молодняк, совали свои носы всюду, в том числе куда и не просили, осваивали внутреннюю жизнь театра, его закулисья. Я Вампилова запомнил в лицо очень хорошо. И вот как-то бегу по коридору и нос к носу сталкиваюсь...с Вампиловым, чуть не сбив его с ног... Я стою растерянно хлопая "ушами" и он тоже несколько смущён, было видно...
-А, сказал драматург, это вы?!.
-Кто? -с дуру ляпнул я.
Ну, как же, училище, помните, я ещё прикурить у вас спросил?
-А... Да, помню... конечно помню! Вы извините, пожалуйста.
-Всё нормально. На практике? - поинтересовался Вампилов.
-Ага, вот на репетицию чешу... то есть... эта... бегу, заикаясь лепетал я.
-Учитесь, учитесь, это нужно. Вы актёром собираетесь стать? -интересовался писатель.
-Ну, да, хочу...
- Что ж, желаю постижения профессии. Смотрите, впитывайте, ну и побольше читайте. До свидания. - попрощался Вампилов и скрылся за углом коридора.
-До свидания. - ответил я, когда шаги его уже стихли...
Затем была репетиция, актёры на сцене, в зале за столиком -режиссёр и он - Александр Вампилов.
Репетировалась его пьеса-"Старший сын"!Это была самая первая постановка его самой первой пьесы в стране!
Больше мы не встречались.
Через три года Вампилов трагически погиб на Байкале...
Вечная ему ПАМЯТЬ!
конец.