Эссе о долгах

Николай Серый
     Ничья экономика не будет эффективной без надёжно организованной системы возврата долгов. Обеспеченье возврата долгов – одна из главных обязанностей государства, и если оно такую задачу выполняет плохо, то будет оно слабым. Страна обязательно слабеет, если возвращенье долгов начинают вместо государства обеспечивать различные сообщества и группы, не имеющие на это законного права.
     Всякое деянье государства есть, в сущности, взыскание долгов, даже война. Начиная войну, агрессор полагает, что противник ему что-то должен. И даже карая уголовника, государство принуждает его заплатить долги по совершённым преступленьям.
     Государству никак для возвращенья долгов не обойтись без армии, полиции, судов, тюрем и прокуратуры; для содержанья их и нужны налоги, а, значит, и чиновники-мытари. И необходимы узаконенные бланки документов для оформления и подтвержденья сделок и долгов. И потребны законы для кары бесчестных должников и для обузданья власть имущих при взыскании долгов, податей и пошлин…
     Долговые отношения породили все мировые цивилизации, помогали усовершенствоваться и государствам, и законам…
     И, чтобы оставаться сильным, обязано государство как можно усерднее заниматься возвратом долгов, а для этого нужно иметь как можно больше  богатых подданных, способных ссудить деньги, а также и тех, кто в состоянии брать их взаймы под надёжное, солидное обеспеченье или под залог имущества. Следовательно, и заёмщики должны быть зажиточными. Поэтому, чем больше в государстве богатых подданных, друг другу должных, тем оно необходимей им, и тем сильнее.
     Но есть иллюзия, что бывает государство могучим, если у него громадная масса подданных в полной убогости и нищете, и без всякого имущества. Я на это отвечу так: нищие никогда не узрят пользы для себя в государстве, наоборот, оно им даже в тягость, ибо не позволяет пограбить всласть богачей. И всегда государство применяет к беднякам гораздо больше насилия, чем к богатым.
     И чем в государстве беднее основная масса его подданных, тем большее насилие к ним норовят применить для их обузданья. Но верховный правитель не сможет сам поспеть с карами во всех городках и сёлах, значит, должен он поделиться властью с вельможами в областях и с сановниками из столичной главенствующей иерархии, и весьма быстро начальственный люд сколачивается в особенную паразитическую касту, и та, как любая системная организация, стремится и к своему расширенью, и к росту своего богатства, привилегий и могущества. И, наконец, сословие правителей настолько разрастается за счёт кумовьёв, детей, внуков и зятьёв, что всей этой ораве уже не хватит для роскоши и престижа всего национального достоянья. И тогда в правящем сословии начинаются усобицы за передел власти и имущества, а ослабевшее государство может оказаться добычей авантюристов.
     Даже если в государстве есть и довольно богатые подданные, его можно разрушить, если налоги и пошлины сделать чрезмерными. Поскольку чрезмерные налоги всегда порождают спад в экономике, то их плательщики все поголовно оказываются должниками перед казной; государство же, как любая системная организация, всю мощь свою обращает тогда на взысканье долгов самому себе. И государство, погрязнув в борьбе с должниками казны, начинает пренебрегать своей очень важной обязанностью: законно обеспечивать возврат долгов подданных друг другу; заниматься этим принимаются по уголовным понятиям бандитские вышибалы, которые весьма скоро сливаются с высшей правящей знатью в преступные сообщества. И тогда подданные перестают в государстве находить какую-либо пользу для себя, и поэтому они либо бунтуют бесхитростно, либо осознанно участвуют в революциях…