Старые игрушки

Надежда Байнова
                СТАРЫЕ ИГРУШКИ
         
         Выходной день, а я перебираю старые вещи, детские игрушки. Раздать всё надо. В большой коробке лежит плюшевый медведь - почти мой ровесник... Десять лет назад привезла его от мамы, думала, что внуки будут играть им, а они больше у компьютера сидят. Привезла для себя, наверно. Страшная штука - память. Руки делают, а я вспоминаю...
         Маме тогда операцию на сердце сделали, вот мы с сестрой и приехали в родительский дом.  Дачу тогда решили продать, какой она теперь работник? Поберечься надо, а она не вытерпит и будет копаться на даче. Перебираем с сестрой старые вещи: нужно, не нужно? Да ничего, по большому счёту, не нужно, а выбросить жалко. Мама зовет к себе, подхожу, в углу кладовки стоит большой короб с игрушками. Она не может его сдвинуть с места, вот и позвала... Ящик тяжелый, отец сам его мастерил.
         - Надюшка,  может, выберешь что? Или выбросим?
          Я подхожу и не верю своим глазам!  Что же это? Все наши с сестрой игрушки! Бережно упакованные, чистые, как будто их только что сюда положили. Она их перебирала?! Сколько раз? А сколько слезинок капало на каждую из них?
         Я трогала руками слоников, кукол, кубики... И воспоминания теперь уже сами плыли и плыли перед глазами... Растормошила я своё прошлое.
         Много в коробке игрушек. Каждая из них хранит свою историю. Вот этот чайный сервиз для кукол - подарок отца. Как мне тогда завидовали все девчонки нашего двора! Я усаживала всех своих кукол в ряд, так, чтобы меня видели подруги, и у нас начиналось  чаепитие. Я делила печенье на маленькие кусочки и раскладывала их по тарелочкам, а в чашечки наливала чай, потом всё сама и съедала. А вот и пупсик резиновый. Одна девочка, постарше меня, предложила поменяться: пупсика на золотую серёжку. Серёжки те были старинные - подарок бабушки. Увидела она их у меня и давай просить. Они были очень тяжёлые, и поэтому я их не носила, вот и поменяла одну на пупсика. А радости было сколько, пока родители не узнали. Мама пыталась вернуть серьги, но те люди не отдали, сказали, что они не в курсе нашего с девочкой обмена, но и пупсика назад не взяли. А я до сих пор считаю, что сделка была равноценна. Этот пупсик был моим другом, а у друзей не предают.
         Может, наши дети и играли бы в эти же игры и этими игрушками, но внуков мы привозили к бабушке редко, по той причине, что жили от родителей очень далеко. И сами приезжали с мужем по очереди. Времени тогда не хватало на эти поездки, но, как я сейчас понимаю, его всегда не хватает. Спешим, спешим, а когда остановимся - вся жизнь уже прошла.
Смотрю я то на маму, то на эти игрушки... А мама смотрит виновато, мол, прости старую, всё храню их...
         Схватила я медведя и - на выход! Уткнулась в него лицом и слёзы глотаю. Громко плакать нельзя было, маме врачи запретили волноваться, не дай бог, она увидит мои слёзы... А ведь она всегда строгая была, лишний раз не приласкает, отец с нами больше возился: читал книги, лепил из пластилина, на рыбалку с собой брал, в лес с ним ходили по грибы и по ягоды, а мама в это время дома оставалась, по хозяйству управлялась. Вроде так и надо было...
         Я успокоилась и вернулась к деревянному коробу с игрушками.
         Кукла тряпочная, надо же, и она сохранилась! Её историю от  мамы знаю, сама не помню, маленькая была. Мама так рассказывала:
         - Стою я на палубе, смотрю, плывут по реке вещи - платьёнки твои, обувь, игрушки. Взяла багор, но только куклу эту и выловила. Потом, как дало мне в голову, что ты и сама вылезешь из люка вслед за выброшенными вещами... Бросилась бежать в каюту, а из-под двери тоненькая струйка воды течет. Открываю дверь, а кипяток как хлынет, пар такой стоит, что и не видно тебя. Открыла ты кран с горячей водой, а сама залезла на столик, люк открыла и выкидываешь вещи, смотришь, как они плывут...
         Мама тогда поваром работала, а отец – судомехаником. Когда навигация начиналась, меня к бабушкам отправляли - то к одной, то к другой, боялись меня с собой брать, такая непоседа была. А сестрёнка младшая с родителями оставалась. Она спокойная была, никуда не лезла.
         Да, многое могут рассказать наши старые игрушки...