Снегурочка-3. Часть 3. Глава 2-я. В Читу...

Элизабет Стайнер
                В   ЧИТУ,  ЗА  СЫНОМ!…

     И  наступили  эти  долгожданные  отпускные  дни.  Рита  взволнованно  собрала  чемодан... В  поезде повеселела,  открыв  окно,  с  удовольствием  вдыхая  пряные  ароматы   лесных   ландшафтов.  Полжизни   провела   в   поездах…но  кто   бы   подумал, что   пройдет   более   шести   лет,  пока   главная   мечта  сбудется! Не  видя  сына  так   долго,  гадала, как  он   воспримет  ее приезд? Согласится  ли  на  отьезд?.. Надо  надеяться…
    Три года  назад   он   просил ее  в письмах  скорей приехать.  Рита   везла  ему  подарки:  рубашку,  игрушки,  книги…Написав  подряд  два  письма, ответов  она  не   дождалась и теперь переживала...Иногда  он   писал   всего  два  слова, но  Рита  радовалась: « не  забыл меня»! Ребенок   отвечал   не   на   все   вопросы, и это ее мучило,- явно   за   спиной  кто-то суфлировал. «Он еще маленький, - думала  Рита. -  подрастет, -  все   поймет!»…Она  долго  не  приезжала, вопреки   обещанию   навещать  раз  в  год.

     Она не  приезжала  6 лет!  - после  памятного разговора…Ребенок в письмах  признался,  что  не  получает   от нее  обещанных  подарков:  ни   книг, ни  игрушек,  ни  одежды... И, приехав в гости, Рита  открыла  кладовку, - там,  среди   белья,-  в   посылочном   мешке, она  нечаянно  извлекла  посланный  ею  свитер  крупной   вязки.
-  Мама! –спросила Рита  с обидой-   почему  Сережа свитер не носит? – я посылала  еще  в декабре,  ко  дню  рождения, - а  уже весна!-  и  вижу:  он  лежит  ненадеванный. Вот,-  принесла  его  в  кухню,  -как  и  другие   подарки…в кладовке !..Он  их  хоть  видел?
-  Не знаю...- отвернувшись,  врала  мать,  помешивая  в  кастрюле.
   Рита,  дождавшись  сына  из  школы,  спросила об этом.
 -  Первый  раз  вижу! –сказал  мальчик, - мне   никто  его  не   давал.
-  Почему  вы   не  дали   ребенку  присланный  мной свитер?! –возмущалась  она, обращаясь к отцу,  встретив   его   в коридоре.
 …Отец, пожав плечами,  ушел в комнату. Все  присланные  ею вещи,- как выяснилось,-  прячут  от него,  либо  выбрасывают...Мальчик  ей откровенно  признался, что  его   бьют  за  двойки, запирают  в  кладовке  -  на  всю  ночь!...
-  За что? – ужаснулась  Рита.
-  Так  я   писаюсь  по  ночам… -  признался сын, -  отец  мне  этой    простынью  в  нос  натычет,  наорет, шлепнет,  и  - в  кладовку!.. Много   раз  я  там сидел...Увези меня   от   них! Пожалуйста!..
-  Поедешь со мной  в  Москву? –спросила Рита.
-  Поеду! -  ответил  сын, -  Я  об   этом   мечтал...

 -  Мам,  скажи  честно,  -  спросила  Рита,  когда  сын снова  ушел в школу, -  почему   ты  меня  обманываешь? И  еще  интересно, почему  ты  меня  за  все  детство   ни  разу   по  голове   не   погладила?..
  - Хм! -  пожала  плечами   мать, -  очень  просто!- потому  что  я   тебя  никогда   не любила...Не  то, что  Сережку..- не дрогнув, поведала она   страшную  «тайну, продолжая  жевать,  меланхолически  помешивая   в  кастрюле!…
    Но  Рита – побледнела.. В  ней   словно  что-то   перевернулось! Глянув   еще  раз  на  эту   невозмутимую  мать, -  схватила   чемодан, а   с  вешалки  плащ, - и  двинула   прямо  на  аэровокзал!.. Сгоряча  Рита  решила,  что  она  «больше   никогда сюда не приедет»...Но уже в  самолете,  выглянув   в  окно,  она  увидела   в  толпе   провожающих  мать   с   расстроенным  лицом,  и  по щекам  ее   текли   слезы!...« Врет! -  с  облегчением  подумалось ей, - не  может   быть, чтоб  не  любила… Котенка   и то  не выкинешь! А  я  родная  дочь…» …И Рита  навсегда   запомнила   это  родное  заплаканное   лицо…Но все же затаила  обиду.. Время  шло… она   писала  и получала  «от  сына»  краткие  ничего  не  значащие  записки. Но… сын  есть   СЫН…- так   и  пролегли  меж  ними  годы  обидных  переписок…

   И   наконец-то  она   едет  за сыном! Несколько   вечеров   с мужем  обдумывали   план…Сначала -  поговорить с сыном, заручившись   его согласием... Потом  мальчик первым  выйдет - погулять! За ним  Рита с сумками, -   и   вместе поедут  на вокзал, -  сядут в поезд…Муж должен   выйти   через  полчаса, и, -  отвлекая  погоню, -  поедет на  аэровокзал, -   сядет  в  самолет, сказав  будто  они «едут вместе».  В  Москве  прилетев   раньше, - он  встретит  их… Договорились,  что  будут  гостить  дней   десять…Рита  нервничала,  успокаивая  себя, вдыхала   запах лесов,  выходя   в тамбур… улыбалась мечтам, - подставляя   щеки  свежему  ветру...

     Родители   встретили их,  - как   принято, - на вокзале…Но  с  их   стороны   это  вышло  не   слишком  любезно:  им  не  нравился  Ритин муж!  Мать   в  письмах  упрекала: «зачем ты  выходишь за старика?».. Всю   дорогу   молчали…Стараясь не думать о  плохом,  Рита  общалась   только с  ребенком:  они   читали   книги,  секретничали...Отец  ее   впервые  в жизни   все время  молчал, - не   находя  с зятем   общего  языка…За   столом    терпели  друг друга.  Рита, -  напротив, - была  весела,  шутила, смеялась,  и очень   часто   обнимала  сына,  -   открыто  и  непосредственно! Постелили  супругам   вместе…Но  Рита,  договорившись  с мужем  о   неприкосновенности,  надевала   на  ночь   излюбленную рубаху….Днем   ходили   к   родственникам   в  гости  …В  Чите   жили  Ритины  дяди  и   тети,  двоюродные  братья,  и  племянники…Мать вручную  делала    пельмени,  пекла  печенье…
   
 …В  назначенный   час  Рита   вышла  во  двор  с  сыном.  С  двумя   сумками   поспешили   на    остановку. С  автобуса  -  на  вокзал…  Благополучно   сели    в  поезд. Рита   волновалась за   мужа, принявшего  главный  удар, - и была ему  очень благодарна…Она  представляла, как  это сложно! – зная  свою  мать, и  думала: « наверно, это   самый   благородный    поступок  в  его  жизни!»…
   Она  изо всех  сил  старалась  развлечь  ребенка,  -  отвлечь   его  от  тоски  расставания, и  лишних  мыслей:  учитывая,  что  для  него   это   не  простое  приключение,  а   серьезный ПОБЕГ! Он -  ПРИВЫК  жить  в  Чите,  жить другой  жизнью, и  к  родителям   привык… Привычка - дело  серьезное! Расставание, причем  тайное,  - это  нечто вроде  фантастического  приключения, но  для  ребенка это   стресс…Рита   купила   мороженое,  фрукты,  начала   читать  книжку   про   Бэмби… Сходили   в   вагон-  ресторан,  поужинали,  купили  сок… Смотрели   в  окно   на  убегающие  леса   и   города. Рита  обьясняла,   какие   города   и   реки проезжают, в  душе   ликуя:  исполняется  ее   самая  большая  и  замечательная  мечта! Наконец-то   рядом  сын!  Сережка,- о котором  тосковала  столько  лет, столько  стихов ему  посвятила!! Она  старалась продлить   минуты  счастья,  - тут, рядом  с  сыном…Мальчик был  грустный… «Все-таки  я  счастливая! – успокаивала  Рита себя,-  главное,  все  мучения  мои не  зря…Пятеро   суток   с  сыном  тоже  счастье!»..Она боялась поверить себе, что это не сон, и  что мечта ее  сбылась,  -  обнимала  сына!   
   
    С мужем   договорились  «раз  и навсегда   прекратить  выяснения   отношений!», - пообещав  друг другу,  что   не  допустят  ссор   при    ребенке. ГВ   обещал исправиться,- согласившись,  что   сын  не  должен  слышать  скандалов. И он был так убедителен,  что  Рита -  поверила…   
-  Смотри,  как   красиво   багульник  цветет! -  показывала сыну  в окно,  -и  вон  лесные   пионы! -  их  никто   не  рвет. Ой,   саранки!  Ты  любишь  саранки? Собирал   когда-нибудь?…Как жаль, что  ты   никогда  не  был в лесу!..Странно, -  Чита рядом с лесом.. Неужели  вы  никогда не ходили, и  ты не  очень  любишь природу? И ты  никогда  не  видел   таких красивых   цветов? Лес  розовел  от   заката  и  плескался  на солнце  темно-зелеными  рукавами ветвей…Вот и  озеро   Байкал!..
-   Смотри,  какой   большой  и  красивый наш  дедушка  Байкал!  - а его  считают  морем,  потому,  что он   такой огромный   один во всем мире! Скоро  Иркутск…мой  любимый   город.  Там  я  училась,и  там  живут  наши  родственники:  сестры  и  дяди!  Смотри,  волны  переливаются,   солнце  заходит  в   него.. Вокруг  тайга… деревни,   во-он   рыбаки  с  удочками  сидят…
    Мальчик,  оправившись  от   стресса,  с  аппетитом   уплетал   копченого  омуля,  купленного  на остановке… 
-  В  третий   класс  пойдешь  уже  в  Москве,  - говорила  Рита, -  будет много   незнакомого,  - учителя   новые,  ребята…Не  переживай,  привыкнешь!..Каждый  день  мы   будем  заниматься… Говоришь, у  тебя  были  двойки? Так  теперь  будут  пятерки!

  …Муж   встретил   их, - как договорились, -он  был  задумчив,и   даже  расстроен.
-  Ну, как добрался?  -  спросила  веселая  Рита, - сильно  донимали?..
- Ой, не   говори!  – признался   супруг. При  нем  не  скажу, -  кивнул  на  ребенка…Она  поняла и отправила сына  умываться. .
-   Я  такого  ужаса   никогда   не  испытывал, -  признался  муж, -  ты  бы  видела!! –  за  мной  бежали   аж  до   аэровокзала.. Сначала  вдвоем,  но  отец отстал, вернулся домой…А  мать   бежала, злая, -  вцепиться  норовила! -  не  давала  проходу!  Не   рад  был,  что  сказал,  куда    еду…До  конца, - ведь   я   сказал, что  ты ждешь   меня…Ее  реакция была…ой, кошмар!!!.Обзывала  тебя  по-всякому,  и   кричала: «Я  ее  увижу,  глаза  выцарапаю! Все  выскажу!!!».. Обзывала  последними    и  меня!..Когда  ты   ушла,  они  сразу  заподозрили: сумок-то нет! Сын  вышел, - они видели, и  ждали…потом   хватились, -вас обоих   нет!  - и на меня  набросились… Вот  мне   досталось!!! -  я  и  « проходимец, и  бандит, и  скотина!-  еще такие слова,  каких  даже  повторить не могу.. А каким   взглядом   глядела она на меня!!! - Какой  у  твоей  матери  страшный  взгляд – я   даже  не думал, что у людей  такой  бывает…КАК  ТЫ   С  НИМИ  ЖИЛА?! У тебя  не   мать,  а  ВОЛЧИЦА! Всю   дорогу   на меня  орала,  и   угрожала:
-  Верни  ребенка,  подлец! Я   в  суд подам!  Где  ты  его  спрятал?!  Все  равно  найду,  учти, -  и  ей, и  тебе  морду  набью!!!. Чего я   не  наслушался! Твоя  мать…страшный  человек,   а  когда  кричит,-  зубы скалит, как зверь!...За жизнь я  впервые   такое   пережил…и  не  подумал  бы, что   бывает!!!
-  Спасибо..- говорила  Рита,  со слезами, -  думаю,  кроме  тебя бы   никто  на это  не   решился.. Никто не смог  бы помочь в таком трудном деле…Как  ты  выдержал?Ты   совершил  подвиг. Ты  самый настоящий  герой!..
-  Да  уж, наверно!..- вздохнул  Геннадий, -  « был  глух  и  нем,  как носорог»… шел  и шел   вперед!..А она   позади  овчаркой,  ухватить  пытаясь…то догоняла,  то  отставала…а  я   лишь  уворачивался!..
-  Никто  бы   не справился..-  повторяла  Рита, - это  мог   выдержать   только   ты…твой   упрямый   характер…Представь, я  бы  поехала    одна…
-   Нет, одна  бы  ты  не  справилась! – убежденно  подвел  он   итог, -   Если    раньше   я   сомневался, и  мог  думать,  что ты   шутишь  насчет  своих  родителей,  преувеличиваешь, или  «слабохарактерная»… то  теперь  понял,  КАКИЕ они, -  твои  родители!..

  …Предстояло   устроить   сына   в   школу, а документов не было:   ни  об учебе в Чите, - ни  ни справок  из поликлиники…Ничего,  кроме  свидетельства   о   рождения. Но Сергей   был   вписан  в  Ритин  паспорт..и прописан в Москве. Пришлось   сказать, что  « документы   утеряны». Сделать новые…Тем временем   с  сыростью   наступила  осень, и  -  начались  заполненные  школьные  дни…Сын  свободно  читал,  пересказывал текст. Память  его  оказалась   хорошая,-  вопреки  опасениям. Они   все  время   читали,   рисовали, беседовали... Московская  школа  ему  понравилась, с   ребятами   подружился. А  однажды   он  пришел   из   школы  загадочно – веселый, и  бегом   к Рите:
-  Мама! Я  получил   две  пятерки! -  показал   дневник, - по  русскому, и    литературе!.
-   Я  же   говорила, что  ты   у  меня  молодец. Четверть хорошо  закончишь, -  пойдем   в   Цирк.  Ты  хочешь?
-  Да! Я всегда   хотел  в Цирк!

     Они прочли  «Бэмби», и  начали другую книгу…Сын  рисовал,  и однажды  протянул   Рите   листок  с  изображением  двигателя   самолета.
-  Мам,  как  думаешь,  с таким   мотором   самолет полетит?
-  Мотор  самолета?!..САМ придумал?  -  восхитилась  Рита. Она   не разбиралась в технике,  а  сын, похоже, соображает:  «здесь  поршень,  тут огонь, -  и  винт  будет   крутиться,  пропеллер  заработает…-  обьяснял  он,-  этот  самолет полетит, -  правда?..
-   Гляди! -  попросила  Рита   мужа, -  такой  самолет   полетит?
-  Да, - сказал   инженер,  вглядываясь, -   Если   как он   нарисовал, то   самолет  должен  лететь, - и улыбнулся   впервые  за  долгое  время    не  артистической, а доброй  искренней  улыбкой,  - молодец,   парень, ты правильно  мыслишь…
-  Да!? - улыбался  сын,  довольный   похвалой,  -  и начал  с  увлечением   рисовать  самолеты…
  « Явно  у  него  есть  конструкторская  жилка..- восхитилась Рита,- может,   поступит   в МАИ? –  прикинула, кто  из  знакомых  педагогов,  работает   там.
-  Сергей, ты хочешь  стать летчиком?.
-   Конечно!  -  признался  мальчик.- я   мечтаю   об этом.