Снегурочка-3. часть 3. глава 5. бездомные

Элизабет Стайнер
               
  …Нельзя  плакать?..Нельзя  расстраиваться, нервничать, сердиться… Вернувшись  ни с чем,  Рита  застала  мужа  хмурым  и злым…Да и сама  она  ходила    в  стрессе…« Зачем    жить?!..» А до   этого   считала, - «есть    сын,   который    ждет»…теперь  можно   считать:
« надежды  нет»…Там  его  кормят,  поят, одевают…как  животное:  чашка есть,   еда   есть…Какие   «идеалы»!  «Насильно мил не станешь!».. Муж,    полгода    быв   уравновешенным,  сдержанным,   заинтересованным, и  обязательным,  -   «вывернулся  наизнанку»:  как   змея,  вылезшая   из    шкуры:  волшебным  образом   он   вернулся   в   нее, -  став   злобным,   скандальным…ворчал,   выдумывая   глупые  «методы   воздействия»  на    ее   родителей!
- Мы здесь  подадим  в суд! – пусть  приезжают,  и  живут   в гостинице!...
-  Здесь  наше  заявление не  примут, -  ребенок  в  Чите, -  напомнила Рита,  - Добром   не  вышло,  а  злом    тем  более… Родители   мои   особенные:  они  считают, что  внутри   семьи   «ИХ личное дело », - родные  тоже   пытались  их  переубедить, а  они  не  собираются  посвящать   «посторонних»….
    Рита   привычно    спала   на   раскладушке,  удивляясь,  что  Геннадий  «надежно   успокоился»… Выполнив   главную  миссию, -  сделав, что  мог, -  он   не спешил  напрягаться  вторично. Да и  Рите  стыдно было  возлагать  на него  дополнительную  нагрузку.
 Тем более, что  она  снова  не  находила  с  ним   общего  языка. Особенно   после    подслушивания  последнего  разговора... С кем-то он  по телефону  беседовал? -  Рита  услыхала  из-за   двери, находясь в комнате.  Общий  телефон   в  коммуналках  в коридоре   на полке,  а   дверь  осталась  полу- приоткрыта. Рита   подивилась,  с  кем   муж  так  долго  болтает? –и   залюбопытствовала, услыхав    повторенное  «она»… она,   она», -  пошире  приоткрыла  дверь:  « Кого это  он    хает?!» -и,  поняв, что  речь   о  НЕЙ..- (боже,  какие  гадкие слова!-  словно  из  лексикона  матери!) – она  вспыхнула,  в негодовании  выскочив   в коридор, - в  состоянии  аффекта   выхватила   трубку  у  мужа,  и   с  размаху  закатила  ему  в   лоб…Из ссадины  показалась кровь. .Схватившись  за  лоб,  мужик  заорал,  забегал,   стучась   во все  двери:
-  Помогите!!! Она меня избивает!  Будьте  свидетелями! 
  Никто  не   вышел. Из- под  ладони  текла  струйка  крови… Накинув   куртку,  мужик  выскочил  и понесся  - в ночь…    
 На другой  день  Риту  вызвали  в  милицию.
-  Вы, что же, -  посмеиваясь, сказал   участковый, -  мужа избиваете?! Он  написал на Вас  жалобу, -  милиционеры  с  любопытством  озирали   миниатюрную  Риту, -   в   доказательство   приложил   справку   из   травмо- пункта.. Мужики  со   смехом    обсуждали   событие. Окывается, им  звонили  из   травмопункта… Там   тоже  покатываясь со  смеху,  им  рассказали:  вчера вечером  ГВ  прибежал,  с порога   крича:
-  Сделайте  скорей   прививку   от   бешенства! Дайте мне  справку!!!
 - Кому, – спросили  они, - прививку  «от  бешенства», - ей  или  Вам?..
 
     Рита,   написав  «обьяснение»,   задумалась…Домой   не хотелось. Был  бы   вертолет, -  улетела  бы  в  незнакомую  страну,  где   никто   ничего  не знает…Ни перед кем  не  надо   отчитываться: « Куда  пошла? Когда  придешь?»…Можно  ходить   по улицам,  не   занимаясь  ничем!..Это  что  за  жизнь?! Сына  от нее  прячут. Письма   и   посылки  до  него  не  доходят…Опекунов  над ним  назначили: «волков    над    овцой!».. Больше   туда  не  поеду!..И не   стану   писать! Пусть  помучаются!.. Впрочем, вряд ли   они  будут  мучиться… Стоит ли  жить  после этого?!..».. Но,   прошедшая  суицид, Рита   изменилась: «каковы  на сей   счет   выражения мудрецов?»-она  перебирала  в уме   цитаты: «умные  не  обижаются, умные   делают  выводы…»,  «нет  в  жизни  бесполезных  ситуаций».. Интересно, и чем  же   эта  ситуация   может  быть  полезна? – Разве что   правда  следует  сделать  кому-то   прививку  от  бешенства?…Если  Бог  есть, то   чего  Он от меня  добивается?!..».
   
   Прежде   казалось, она  живет  «ради   сына».. А  в  детстве  она   слышала   подобное  от  ссорящихся  родителей:
 -  Я  с  тобой  не  развелся  ради  дочери!-  кричал  отец…
  - Я  его  терпела  ради ребенка,-  признавалась  мать  подруге…
  Обоим  было   невдомек,  что   дочь    слышит! И теперь  это  явно  оказалось полезным: «искали  причины  во мне»? – осознала   Рита  с изумлением, -  как и  я  теперь  ищу  причины  в своём сыне? - а   если  поглубже  заглянуть, -  то  это  для  оправдания  своей жизни. Сейчас  им   тоже  кажется,  будто   «живут  ради него»!- тогда  как   приносят  ему   вред!..Я  так же  могу  ошибаться. Когда   все   значительно  проще...Все  живут  РАДИ  СОБСТВЕННЫХ  ИНТЕРЕСОВ,  прикрываясь  разными  отговорками..  А на   деле, - куда  я  его  привезу, если  снова  украду?! – Нет!.. Не  к  нему  же…Оттого  мне  и   не везет, что  -  такая  же…Мне   просто  нужен   добрый  понимающий   человек  рядом…Психолога   оставила, и   снова  ищу… Чего?!..Опять   «жертва случая»..Прекратить быть  жертвой! Легко сказать…»
    Мыкалась  три года!!! -  и -  ни ребенка, ни мужа!  Как   жить    с  олухом,  который ни с того, ни с сего  обливает   грязью!?.. Гм! Как   «ни с того,  ни с сего»,-   за  ним  же  бежала  моя   мать,  обзывая    разными  ругательствами! -  от нее  и  слышал…Как  я   не догадалась? А  кому  он  болтал  по  телефону?!…И эти   необьяснимые  боли   в  груди.. Идя с работы,  Рита,  остановившись  среди  тротуара,  -  задерживала  дыхание:  боль  стихала..  «Не   случайно это, надо пересмотреть   позиции… Однажды   упаду  - и всё!..Надо  уходить от него.. »  Но   уйти  от   ГВ   оказалось   сложнее, чем   прийти. Вечером   снова  не  разговаривали,  спать легли молча…
   
    В  тот   период   в поликлинику  ей   позвонил   Головатый..
-  Ну, здравствуй! – сказал,  мягко   картавя, - давно   я  тебя  не  видел и не слышал! Как жизнь?
   Рита  обрадовалась   ему, как  родному:
-  Какая   жизнь!? У меня   сына  украли!!!..
-  Так  он  был  в  Москве?!..-  ты  его  привозила…опять?...
-  Да... – упавшим   голосом   произнесла   Рита…Ездили  в Читу  с мужем. Столько  истратили   сил!! Привезла, устроила в школу.. оба  занимались! Он стал  лучше   учиться,  все  шло на лад…Но  приехала  моя  мать, -  переночевала на  вокзале, и -…и. - Рита  залилась  слезами,-  украла его  тайком, прямо  со   школы!...
-  Переживаешь? -  сочувственно  спросил  Геннадий, -  Слушай, ты  приезжай,  дружок,  потолкуем… 
- А… Где ты?.. -  выдохнула   Рита, -    в  какой   гостинице?
-  Я здесь  в  гостях. У  хороших людей. В моей  жизни   тоже   мало  хорошего,  сама  знаешь,  но   держусь.  Не  отчаивайся!..
   Знал   бы   он, как  она  сейчас  нуждается  в  добром   слове   и его  дружеской  поддержке!!!…Рита   удивлялась  его  выдержке,  умению   НЕ  ПОДАТЬ   ВИДА, когда  самому  плохо.  При  том   еще  находит   силы   сочувствовать  другим! «Как   ему  удается  ОСТАВАТЬСЯ  тем, КТО  он   ЕСТЬ, - несмотря  на  все  трудности?!-  как  хорошо,  что  он   не  уехал!…»-  Рита   стремительно   стала  записывать  адрес, - почувствовав   большое  облегчение  и  бескрайнюю  благодарность…
    Счастье   иметь   Друга,   которому  МОЖНО  ПОЗВОНИТЬ,  и  приехать  в любое  время! Который   всегда  тебе  РАД,  и которому   можно   СКАЗАТЬ  ВСЁ! -  А  если  не  сможет  помочь, -  то  уж  добрые-то   слова-то   Головатый  всегда   найдет, главное,-  ВНИМАТЕЛЬНО   выслушает…
   
     Головатый   Снимал  комнату  у  знакомых, где   по-традиции,-  дежурили    все  по- очереди.  В том числе   и  Саша...
-  Как   я  рада  видеть тебя! –   вбежала   к Головатому  Рита.
-  А уж  я-то   как  рад! -  улыбался  он,  - Более   отзывчивого   друга,   чем  ты,  пожалуй,  не   найти. Я позвал – и  ты   пришла!
-  То  же самое  могу  сказать   о   тебе!..«Кукушка хвалит петуха…»
-  Выкладывай! - нахмурился   Геннадий,- бледное  лицо   твоё     мне  что-то  не  нравится…
      Рита  рассказала…Головатый  покачал  головой:
-  Поздравляю. Теперь  мы  с  тобой  оба  холостяки…и  оба  бездомные! Что  собираешься  делать? 
-  Уйти  от   мужа…В Читу   больше  не поеду! - выкрикнула  Рита  в  сердцах,  и расплакалась…даже  писать  не  хочется! Все! Хватит!...
-  А  как  же   сын? -  возразил    Головатый.
-  Он  меня  предал! Я  в  десять лет   такой  не была…Это  их воспитание!-  уродился  в  рыжую  бабку - колдунью…приспособленец  хитренький..Мать  меня   не  любила,  но  я ее  никогда  не предавала. А она…даже НЕ ХОТЕЛА,  ЧТОБ   Я   ЕГО   РОДИЛА! –  уговаривала   сделать аборт!Я  не  послушалась…Вот  вам и   ребеночек! Знать бы, - лучше  не рожать…Беда в том, что  они  сознательно   воспитывают  против меня  ВРАГА! А  я  думала, выращу  сына, он  все  ПОЙМЕТ....
-  Не горюй,  прости   его, -   сказал  Головатый.- я   тоже  один...
-  Как, у тебя  есть жена!
  Головатый  рассказал, что  жена   подала  на  развод. Рита  была  потрясена…От Головатого  она  вернулась   около  двенадцати  ночи.  Муж  с  порога  схватил  ее  за  волосы,  швырнул   через  комнату... Схватив   сумку,  Рита  успела  выскочить…и  понеслась,  куда  глаза  глядят!…
    И  вот, – снова  холодная   скамейка  вокзала! Мысленно   она снова анализировала   жизнь, начиная  с  горького   периода  скитаний… Восемь  лет   назад она  была    бездомной! – и   опять   бездомная.. Единственное, что сбылось  - желанный Лит -Институт!..
   «..И  другая  МЕЧТА  СБЫЛАСЬ –ехидничала  она  мысленно,- я   опять  «замужем»!. ха-ха-ха!-   по  замкнутому  кругу..Чего  добивается от меня Матушка- Судьба?»…Рита  старалась  быть  к  себе  придирчивой:  « Зачем  вышла  за  Володю? –ну,да,  престижно:  молодой,  красивый  ученый! Казалось,  любит… Не слишком ли   много  мне  кажется?.. А если  честно, не люблю  я  никого  из  моих «мужей»…Зато  в  Иркутске   сбежала  от  того,  от  ЛЮБИМОГО!.
.И  снова  бегу…куда, зачем? От  себя   к себе:  бездомной  и одинокой…От  подаренной   квартиры отказалась...И разве не видела,  какой  этот  ГВ?!… терпеть  его  не могла…Грубиян,  склочник, жадина…Но..Именно ОН  ПОМОГ  привезти   моего сына   в   Москву! Совершил подвиг! Поистине прав  Беранже: «На   помощь  только   враг  придет!»..Но сколько загадок: например,  каким  образом  в  «друзьях»  у   склочника   и  хама   оказался  зачеательный  изобретатель, -Термен!-  музыкант,  ученый… с  дивным музыкальным  инструментом?..Разные как  НЕБО и ЗЕМЛЯ…Неисповедимы  пути   противоположных!   « А  ведь  я  хотела   помочь   Термену!  Где-то  был   записан  телефон»…-  порылась в сумке,  переворошила   записную   книжку, продолжая  размышлять: «любопытно,  отчего   такой  умный,  талантливый  ученый  живет   в   столь невозможных  условиях? Коренной  москвич! Неужели   у  него  нет  родственников? Ну и что?! А  у меня  их –море! Никому нет дела до моих мытарств…И  отчего  я  в  Москве  за   восемь лет   не  приобрела  НИЧЕГО?…мотаюсь  по  улицам! От этой  мысли  вздрогнула:   зачем  нужна  мне  эта ситуация? Мне?! Нужна?!...Да  ясно  же: если  этот   брюзга  и скандалист  СТОИТ НА ОЧЕРЕДИ  В ПОЛУЧЕНИИ КВАРТИРЫ, то почему  я  до сих пор – нет?!...Или    тоже   могу   подать  заявление  на жильё? –Правильно!  ЧТО-ТО   СВОЁ  должно   же  быть  у   меня!
   «Куда  Вы  сына привезете?» - твердят  юристы…Завтра же еду в ЖЭК.!.»…Но назавтра  Рита   предстала перед  Фаиной,-  жёванная,  заплаканная, какой   та  ее ни разу   не   видела. И рассказала, что  ушла  от   мужа.. Успокойся, ночуй   пока  у  меня, -  предложила   Фаина.- Не  стоило   отказываться   от   общежития!