Путь к успеху в жизни

Аркадий Болашенко
     Мир людей,в котором мы живём,суровый и многоликий.
      Он скалит зубы, строит козни, шепчет сплетни и молчит безразличием.
      Чтобы стать победителем,нужно набраться мужества и пойти вперед,руководствуясь    только своей целью.
       Залогом успеха будет труд и бесконечное упорство в достижении этой цели.


    Однажды я задал себе вопрос о смысле жизни — зачем живет человек. Конечно, я не нашел общего ответа, кроме того, что человек волен выбирать себе цель жизни сам и, что желательно оставить какую-либо память о своем пребывании на Земле.
При всем обширном поле жизнедеятельности современных людей целей жизни у них или целей ее отдельных этапов может быть великое множество. Определяющими их могут явиться властолюбие, жажда богатства, стремление к познанию мира, физическому совершенству, духовному росту, наконец, просто желание благополучия и спокойного существования.

В силу своих способностей и вложенного труда люди, действуя на пути своих желаний, добиваются различного успеха.
В наиболее широко понятном ракурсе точки зрения можно представить себе картину личного успеха и общественного признания в виде лестницы, сужающейся к верху. На вершине этой лестницы, конечно, политики, ученые, бизнесмены, деятели культуры, искусства, получившие мировое признание. Кроме этого, туда можно отнести и людей менее известных, но выполнивших свою жизненную задачу. Например, монах, не имеющий ничего, кроме иконы в своей келье, тоже может считать свою жизнь вполне успешной, если он продвинулся вперед на пути служения Богу. Суть дела не только в богатстве или известности, сколько в достижении своей намеченной цели и в удовлетворенности образом своей жизни. Значительно большее число людей добивается своих целей лишь частично и потому находится на промежуточных ступенях лестницы.
Низшие ступени лестницы занимают люди, совершенно не удовлетворенные жизнью, которые не имели конкретных целей, или те, которым достигнуть цели не удалось совсем.
Почему это так? В чем причины успеха или неуспеха?

Казалось бы, эти вопросы должны тревожить молодое поколение, вступающее в жизнь. К сожалению,почти до последнего времени, это было не так. Такие мысли появляются ближе к финишу жизни, когда у человека возникает вопрос — «Чем я отчитаюсь перед собой об итогах жизненного пути и, как оценивают меня окружающие люди?»
Интересно проанализировать, какие факторы в процессе развития человека могут повлиять на его готовность к успешной жизни.

Очевидно, что первый фактор, совершенно не зависящий от индивида, — это родители и их гены. Младенец наследует не только видимую похожесть на родителей, но и некоторые признаки их характера, а также потенциальные способности умственного развития.
Второй фактор — этап семейного воспитания ребенка. В значительной мере развитие ребенка формирует культура и атмосфера семейных отношений, в которых он находится большую часть времени. В этот период в результате практического общения с другими людьми закладываются основные черты характера ребенка и основы — фундамент его интеллектуального развития.

Это уже активный период взаимодействия нового человека с окружающим миром. Начало борьбы за свое место в этом мире. Ребенок не только наблюдает и изучает других людей, он требует исполнения своих желаний и проявляет свою волю. В свою очередь, та среда, в которой он находится, оказывает на него самое значительное влияние. Так, противодействуя ему в исполнении его воли и действуя силовым диктаторским методом воспитания, она подавляет его волю, принуждает его быть пассивным, робким, боязливым, убивает в нем активные и лидерские качества. У ребенка со временем возникает труднопреодолимый впоследствии комплекс сознания своей неполноценности и зависимости от других людей. Наоборот, исполнение всех прихотей ребенка в семье развивает эгоистические наклонности, препятствует развитию трудолюбия.

Следовательно, чтобы у ребенка сформировались такие необходимые для дальнейшего успеха в жизни качества, как сильная воля, самостоятельность, трудолюбие, ему необходимо воспитание, содержащее рациональный баланс мер по ограничению и разрешению его действий и желаний. Интеллектуальный уровень развития ребенка зависит в основном и целом от соответствующего уровня людского окружения и того, насколько это окружение поощряет его любознательность.

Третий этап становления молодого человека — это период школьного и специального образования. Здесь все в большей мере проявляются заложенные ранее черты характера и наклонности. Здесь постепенно вступающий во взрослую жизнь человек находит и утверждает свое место среди своего окружения.
Если до этого ребенок больше зависел от других людей, то, взрослея, он сам проявляет возрастающую активность.

По моему мнению, этот период является ключевым к дальнейшей жизни человека.
Большинство молодых людей на переломном этапе перед вступлением в самостоятельную взрослую жизнь делают выбор своей дальнейшей профессиональной деятельности и определяют контуры будущей жизни.
Сказав это, я очень сильно сомневаюсь в том, что это делается всегда совершенно серьезно, продуманно и с полной ответственностью перед самим собой. Молодой возраст и малый жизненный опыт часто не позволяют совместить с выбираемой профессией свои потенциальные возможности, действительно существующие у себя, а также скрытые пока желания и стремления.
Если делается такая ошибка, то она в сильнейшей степени отрицательно влияет на дальнейшую судьбу человека.

Выбор профессии часто совершается по престижным, конъюнктурным соображениям, либо за компанию с друзьями. Другой случай, когда выбирается дальнейшая работа в силу социальных, вынужденных обстоятельств. В том и другом случае делается ошибка, которая может быть исправлена в дальнейшем, но время, потраченное неэффективно, не способствует профессиональному и карьерному успеху.

Есть еще один момент, существенно влияющий на качество жизни человека в целом. Это живущее в каждом человеке желание что-то делать — его любимое занятие, которое может органически и естественно сочетаться с его мышлением и образом жизни.
Именно совпадение действительно имеющихся желаний с трудовой деятельностью может обеспечить как высокие показатели труда, так и внутреннее удовлетворение и благополучие души. Работник, относящийся к своему делу с любовью, обречен на успех в жизни.

К сожалению, многие люди, не добившиеся успеха в своих делах, недовольные судьбой и считающие себя неудачниками, виноваты в этом сами. Причина их неудачи — плохо осмысленное поведение в молодости и отсутствие требовательности к себе в дальнейшем. Жизнь — это сложная многомерная математическая задача и театр одновременно. В чем математическая задача?Задача в планировании своих дел. Говорят, человек живет не хлебом едином. Это очень емкое выражение. Я представляю себе жизнь человека образно в виде ромашки, лепестки которой являются частями общей сферы его жизни. Например, одним лепестком является трудовая деятельность. Вторым — личная жизнь, семейная или просто отношения с противоположным полом. Третья — отдых и отношения с друзьями. Четвертый — мир увлечений, затем здоровье, спорт и т. д. Все это исходные данные, по которым должна быть ясность для каждой части жизни, по возможности, принятым для себя правилам поведения в этой области, в том числе границам соблюдения морали.
 
В результате таких установок по отдельным областям жизни появляется общая установка на практическую жизнь, где всему отведены своя важность, место и время.
Почему жизнь театр? Наверное, этот вопрос и не требует ответа. Общаясь друг с другом, мы все играем свои выбранные роли, только не в виртуальной, а в реальной жизни. А так как все действия имеют реальные последствия, то мы должны быть более ответственными с тем, чтобы избежать нежелательных ошибок.

Каждый человек мысленно как бы создает себе образ, в котором ему легче и удобнее жить и взаимодействовать с обществом. Важно, чтобы выбранный образ совпадал с темпераментом, характером, устремлениями, жизненной силой и опытом. Мы говорим о манере поведения, реакции на происходящее, активности или пассивности этого поведения. Неправильная, например завышенная, самооценка в выборе своего образа и связанного с ним поведения может не помогать, а мешать в жизни человеку. Взявший на себя роль главного героя, но не соответствующий ему по фактическим данным, человек становится смешон и меньше уважаем. Тот, кто занижает оценку своих возможностей, недополучает от жизни то, на что он мог бы претендовать.
 
Таким образом, человек из совокупности выбранных для себя правил и установок поведения, сам того не замечая, представляет единый индивидуальный образ, который позволяет присваивать ему внешнюю характеристику, даваемую другими людьми.
Рассмотренные здесь факторы, влияющие на эту характеристику, в начале активной самостоятельной жизни являются общими для всех.
Хотя на формирование различных качеств человека может влиять дополнительно целый ряд других факторов, например социальные условия, различие стартовых возможностей, обеспечиваемых родителями, здоровье и так далее.
Проанализируем теперь вопрос о том, что на этом пути помогает или мешает человеку, вступающему в активную жизнь, быть здоровым, активным, трудолюбивым и целеустремленным.
Прежде всего это школа. Школа дает знания, но не учит жить.
Бесконечные в последнее время попытки реформирования системы школьного образования,к сожалению, не преследуют такой цели как воспитание личности.Они, образно говоря,преследуют цель положить в рюкзак ,уходящему после обучения школьнику,как можно больше учёного груза,чтобы он нёс его в дальнейшем по своей жизни.

Но,человек с грузом должен быть способен легко и с пользой нести этот груз.То есть,он должен знать как беречь своё здоровье,должен быть крепким и выносливым,должен иметь сильную волю,знать куда и зачем идёт.Очевидно,если школа не даёт этого,учащийся должен сам находить источники такого воспитания. Это спорт,восточные единоборстыа, искусство выживания, участие в соревнованиях,олимпиадах, знакомство с различными направлениями философии для поиска своего личного отношения к миру. Наконец,он не должен стесняться просить совета у уважаемых им преподавателей о выборе своей профессии после школы.

Наверное, можно еще найти и другие способы активизации мыслей о будущем у молодежи. Главное, чтобы этот вопрос решался в нужное время без опозданий.
Главное, необходимо понять, что вовремя выбранная профессия и другие поставленные цели дают преимущество в трудной жизненной борьбе. Человеку, поставившему перед собой конкретную цель, становится легче жить, несмотря на возникающие трудности достижения цели. Ему становится ясно, что нужно делать сегодня, завтра, послезавтра, и неясное, неосмысленное, иногда мучительное существование превращается в размеренный бег по дистанции. Дальнейшие раздумья касаются уже вопросов тактики действий и при правильно выбранных путях и достигнутых результатах, несомненно, приносят так необходимое удовлетворение своей жизнью. Процесс достижения поставленной цели на каждом этапе приносит положительные эмоции, приводит к душевной уравновешенности, повышает самоуважение и уверенность в себе, что только способствует дальнейшему успеху в делах.

 Чем выше достигаемая цель, тем сильнее эти ощущения. И если считать элементами счастья положительные результаты в достижении желаний и целей, то можно сказать, что более успешный в делах и есть более счастливый в своей жизни человек. 
Теперь возвратимся к началу. Там я говорил, что не обязательно считать жизнь успешной по достигнутым степеням богатства или власти.
В самом деле, человек, поставивший себе более скромную цель и добившийся ее, может считать себя успешным, а свою жизнь благополучной. Все дело в оценке достигнутого.
Я считаю, что у человека есть, кроме Бога, среди других судей только один главный судья. Это он сам.
Почему? Понятно. Все другие люди, имеющие какое-то суждение обо мне, знают меня лишь частично по ограниченному времени общения со мной и лишь по той области, в которой происходило это общение. Суммарная оценка знакомых со мной людей будет более объективной, но не полной. Я же знаю себя с тех пор, как только включилась моя память, и знаю настолько глубоко, что помню даже свои тайные мысли, не высказанные вслух. И если я строгий судья, то моя самооценка во многом совпадает с тем общим суждением других людей и, как правило, будет еще строже и объективней. Хочется подчеркнуть, что это будет справедливо только в том случае, если я очень строгий по отношению к себе судья. Еще я считаю, что быть самым строгим судьей к себе в течение всей жизни может приносить только пользу, так как эта способность будет служить корректором своих ошибок.

Что сказать в заключение статьи, приводящей рекомендации, многие из которых уже известны.Да известны.Но теория успеха останется теорией если не руководствоваться ею в повседневной жизни и,поэтому я считаю – каждое новое авторское её изложение должно приносить пользу.

Вы не пробовали,вдруг,задать себе такой вопрос – Почему я такой,а не другой герой нашего времени?
Если Вы не удовлетворены своей жизнью,то,наверное, ответите –Потому,что родился в такой семье,жил в таком месте,находился в такой среде.С таким ответом Вы, конечно,будете немного подвирать.Правильный ответ – Потому,что жил по линии наименьшего сопротивления. При мышлении по первому ответу Ломоносов был бы крестьянином, Сталин – сапожником,а Гитлер – полубродягой.То,что они стали другими и вошли,в разном качестве,в мировую историю показывает – сильная воля и сильное желание позволяют преодолевать любые преграды на пути к успеху.


Итак, мое резюме.
Беззаботная юность и молодость хороша и позволительна только тому, у кого богатый папа.
Планировать свою жизнь надо как можно раньше. Решать, куда плыть надо на берегу, а не в море. У тех, кто плывет по жизни без руля и ветрил, шанс на успех равен лотерейному билету. Чтобы не стать неудачником, надо выбирать цель по плечу.
Наиболее успешная работа — любимая.Самый надёжный ключ к успеху – труд и упорство.
Но,всё-таки,главное не вершина любой ценой, а удовлетворение от труда и благополучие души. Ведь успех, как и многое другое, — понятие относительное.