Тяга к знаниям

Владимир Капустин
        Хочешь, не хочешь, а семью кормить надо – кушать все хотят. Прикинув на данный момент все возможности дополнительного заработка, остановился на репетиторстве. Можно было, конечно, пойти вагоны с фруктами разгружать, но предыдущий опыт показал, что, во-первых, на это требуется гораздо больше времени, а, во-вторых, плодоовощные базы захватили «мафиози», цель которых была не заработать денег на разгрузке фруктов и овощей, а как можно больше украсть из вагона и продать.
        Решение принято - дал объявление в газету о том, что мол, опытный репетитор по математике подготовит для поступления в институт. Звонки посыпались валом, только всех звонивших интересовало одно – какие гарантии будут при поступлении в вуз, а когда слышали, что гарантией являются их мозги и трудолюбие, то сразу же клали трубку. Даже за деньги, обманывать детей не позволяла совесть. Знал я одного преподавателя политехнического института, который набирал группу абитуриентов, требующих гарантии, – человек двадцать, брал предоплату и занимался с ними одновременно в аудитории института, а когда некоторые из них не поступали, говорил:
        - Ну, извините, не получилось, и возвращал деньги.
        Сам он, при этом, никаких дополнительных шагов не предпринимал, но так как большинство из них, несмотря ни на что, поступали в вуз, то и прибыль получалась не маленькой.
        Первым человеком, позвонившим по объявлению и не требующим гарантий, оказалась женщина лет тридцати, которая работала поваром в специнтернате для  детей с отклонениями в развитии, там же лечился ее сын. Так как в своей квартире условий для занятий с посторонними людьми, на сей момент, не существовало, то мы договорились встретиться вечером около политехнического института, в котором всегда, после шести часов вечера, можно было найти свободную аудиторию.
        На первое занятие я оделся, как, обычно, на работу – костюм, рубашка в клеточку, галстук, и женщина появилась, тоже, во вполне приличной одежде иностранного производства. Мы нашли свободную аудиторию и приступили к занятиям - оказалось, что моя ученица, твердо решила поступить в институт торговли. Она была уверена, что как член Коммунистической партии Советского союза, она просто обязана иметь высшее образование. Стремления к цели, упертости и самоуверенности ей было не занимать, единственное, что меня смущало, так это ее уровень знаний – о школьном курсе математики она имела очень отдаленное представление. Позанимавшись 4 часа, женщина, получив домашнее задание, тут же на месте расплатилась со мной и мы расстались до следующего раза.
        На второе занятие, за не имением под рукой чистой цветной рубашки, одел белую. Моя великовозрастная ученица появилась, как на свидание, в длинном бархатном платье, увешанная ожерельями и драгоценностями, а когда мы с ней шли по коридорам института, все студенты и преподаватели оглядывались на нас, настолько мы диссонансом смотрелись на окружающем нас сером фоне. Домашнее задание она, естественно, не выполнила и, прежде чем приступать к новому материалу, нам пришлось начинать занятие с его выполнения. У моей упертой ученицы, наконец-то, в голове появились сомнения в успехе ее предприятия.
        В третий раз она пришла в том же самом, только головку ее украшала высокая, шикарная копна рыжих волос. Я, глядя на нее, грешным делом подумал, что следующее занятие необходимо провести в каком-нибудь театре – она этого была достойна, но, к сожалению, опять не выполненное домашнее задание и полное отсутствие понятий об алгебраических корнях, тригонометрических функциях и, тем более, логарифмах. После очередных четырех часов занятий она окончательно рассталась с иллюзиями поступить в институт.
        Так получилось, увы, что за три дня занятий я не только не привил ей любовь к математике, а скорее развеял миф о том, что она сможет одолеть королеву наук.
        А может быть это к лучшему!?

1985г.