бай Христо

Леонид Карантаев
 

Случилось вновь побывать в Болгарии, которая ещё с того далёкого 1975 года стала мне близкой.  (Это, как первая любовь – она уже давно ушла, но помнишь её всю жизнь)
Тогда, еще молодой инженер - конструктор, несколько лет жил и работал, как говориться, в самой гуще народа. С азартом первооткрывателя интересовался (был молод и горяч, и это была моя первая загранкомандировка) древней историей страны пребывания, знакомился с её достопримечательностями и обычаями, дружил с болгарами.  Жил с семьёй  в Хасково, а на работу ездил в Димитровград.  Каждый день на машине туда и обратно. И, поскольку был командирован от ковровского завода обеспечивать безаварийную работу наших первых гидравлических экскаваторов на ударных стройках братской социалистической Болгарии, то, постоянные разъезды по  всей стране: автомагистраль Варна – Девня,  София – Пловдив,  промплощадки под заводы и т.д. и были моим образом жизни.  Как специалист  В/О Машиноэкспорт постоянно общался и с простыми машинистами, слесарями  и с руководителями строек, был частым гостем в их семьях. Сам жил трудовой, далеко не парадной  жизнью простых болгар; той, что недоступна глазам праздного туриста. В те годы советского специалиста по всей Болгарии встречали открытые лица и крепкие, дружеские рукопожатия. Дружеское «братушка», уважительное «Дядо Иван»  звучали искренне. Постоянное общение с болгарами позволило выучить язык  настолько, что легко переходил с русского на болгарский и обратно, сам того не замечая.  Порой даже ловил себя на мысли: «Постой, а на каком я сейчас говорю?» Да что говорить, просто влюбился в Болгарию.
С тех пор прошли годы, многое изменилось. Теперь и там и там строится капиталистический рай.  И наш завод не отстаёт – на горячем наследье социалистических завоеваний создал совместное предприятие. И вот я, уже в ранге вице-президента акционерного общества, снова в Болгарии, на нашем СП в г. Димитровграде, Хасковского округа.
Болгарские друзья, зная о моём пристрастии к охоте, выбрали гостиницу за городом, в лесу, среди могучих дубов, кудрей которых слегка коснулась приближающаяся осень…
Тенчо заглушил мотор, хлопнули двери, мы вышли из машины и замерли  благоговейно, как в храме, слегка обалдев от встретившего нас чуда, созданного природой и сохранённого людьми.
Первозданная тишина, прозрачный, чистейший  воздух, ласковое перешёптывание резных листьев в нависших над головами ветвях. Гортанное клокотание по замшелым камням серебристого ручейка усиливало ощущение необычности окружающей обстановки. Ноздри самопроизвольно стали жадно раздуваться в попытках ещё и ещё раз побольше вдохнуть благоухающий коктейль новых приятно волнующих слегка пряных ароматов южных трав и опадающей листвы. Возникло смутное ощущение  нежданного возвращения в какое-то далёкое, почти забытое и, казалось, навсегда утерянное счастливое прошлое. Благостное умиротворение спустилось на нас, прогнало прочь суетные заботы…
Через мгновение очнувшись, взяли немудрёный багаж и тронулись по дорожке к скрытому за деревьями оригинальной архитектуры зданию – нашему приюту на эти дни. Не прошли и пяти шагов, как сопровождавший нас ген. директор СП Илиев окликнул озабоченно спешившего куда-то болгарина.
Это оказался хозяин гостиницы, Христо Бойчев, или, как называют болгары солидных и уважаемых людей, - бай Христо. 50 лет от роду, крепкий, среднего роста, с открытым взглядом ясных глаз, в которых явно горит интерес к жизни и людям, он дружелюбно здоровается с посетителями, подавляющее большинство которых, похоже, его приятели.
С первых же мгновений, как бы принимая у меня экзамен по знанию болгарского языка, засыпал множеством вопросов о моей прошлой жизни в Болгарии и настоящей в России – обо всём. Но когда узнал о моей любви к охоте, восторгу его не было предела. Объявив немедленно всем, что я - его личный гость и гостиница подождёт, потащил на хозяйственный двор. Там! Глазам открылся просторный вольер, образованный сетью, окружившей часть опушки. Войдя внутрь, бай Христо тростью легонько похлопал по кустам. Оттуда с шумом и возмущённым криком высыпали на чистую площадку прямо передо мной яркие красавцы с саблевидными хвостами – фазаны, серые куропатки и (я сразу узнал, хотя в натуре увидел впервые) горные куропатки – кеклики. Этот оригинальный птичник – истинная гордость хозяина – заядлого охотника – любителя природы (а с другой стороны, и практический интерес владельца гостиницы и ресторана, - всегда под рукой свежая деликатесная дичь для гурманов – любителей оригинальных и изысканных блюд охотничьей кухни). Потом вместе посмотрели и обсудили его охотничьих собак - курцхааров. У меня тоже появилась возможность похвастаться своим знаменитым среди охотников и собаководов области, или как мне передавали, «легендарным» Айтосом – русским охотничьим спаниелем. Сходу, яростно и бескомпромисно поспорив какая из пород на охоте лучше, вернулись в гостиницу большими друзьями.
С этого дня, почувствовав родство душ, бай Христо стал уделять нашей делегации особое внимание: узнав, что я приглашён на охоту, - достал экипировку моего размера, а потом в ресторане лично приготовил добытую дичь по своим особым охотничьим рецептам (скажу по секрету – пальчики оближешь).
Иногда, после работы, вечером, встречаясь в его ресторане, садились за столик на открытом воздухе под широко раскинутыми ветвями дубов, и без устали угощали друг друга и охотничьими рассказами и вкусными напитками (понятно, что у радушного хозяина всегда было преимущество).
В тиши вечера время летело незаметно. Южная ночь. Бриллиантовые россыпи крупных звёзд по чёрному бархату неба. Колдовские ароматы дубравы, вкрадчивый шёпот листвы над головой, вливающееся прямо в уши завораживающее журчание ручейка, скачущего по камням у самых ног и напротив – на расстоянии вытянутой руки – распахнутые горящие глаза друга, грудью навалившегося на стол, с жаром повествующего о былом… Резкие щелчки падающих рядом спелых желудей или болгарское: «Айде, на здравя!» возвращают порой в реальность. Ненадолго. И слова «А вот однажды…» снова уносят воображение на волнах охотничьих страстей… Расходились, как водится, покачиваясь за полночь, очень довольные собой и друг другом.
В день отъезда бай Христо потряс нас блюдами из дикой утки и зайца. Таких гастрономических изысков никому из присутствующих никогда дотоле пробовать не приходилось (тут стало известно, что раньше, в той, старой жизни, он был шеф-поваром известного софийского ресторана). Потом бай Христо принёс две бутылки ароматных напитков собственного изготовления и ещё рецепты болгарской охотничьей кухни. Для меня и моих друзей. Поскольку все охотники суть – братья по оружию и всепоглощающей страсти, хочу поделиться с ними.
В первую очередь – вот философия охотника и шеф-повара Христо Бойчева: «Охота – это царское удовольствие, но настоящая охотничья трапеза – это кульминация праздника, называемого охотой. Если к блюдам из дичи добавить искрящееся белое или огненно-рубиновое натуральное вино и сдобрить настоящими охотничьими бывальщинами и небывальщинами, пережитое останется ярким впечатлением на всю жизнь!»
А вот и рецепты от бай Христо:
I
Заячья поповская яхния.
Необходимые продукты:
1 заяц (2-3 кг.), 15-20 головок чеснока, пара горсточек мелкого лука, 1 чайная чашка оливкового масла, ; пакета коровьего масла или 4 суповых ложки свиного сала, 1,5 чайные чашки белого сухого вина, 2 суповых ложки томатного пюре, 20 зёрен чёрного перца, 2-3 лавровых листа, 1-2 чайные ложки сахарного песка, 0,5 кг. муки  и вода, на которой замесится тесто для замазывания крышки глиняного горшка.
Способ приготовления:
Предварительно подготовленного зайца вынуть из маринада, нарезать на куски покрупнее. Хорошенько изжарить в заранее нагретом оливковом и коровьем масле. Если заяц старый, жарить подольше. После этого куски мяса слегка обвалять в муке и уложить в глиняный горшок. Отдельно в сале жарятся, а потом тушатся в малом количестве воды целые луковки, до прозрачности. Чеснок очистить только от внешней шелухи и вместе с тушёным луком высыпать на заячье мясо. Положить остальные приправы и всё залить белым вином. Горшок закрыть крышкой, замазать приготовленным тестом.
Горшок поставить в слегка нагретую духовку, увеличить температуру до 250 ;С . После закипания уменьшить температуру до 180-200 ;С - тушить около 1,5-2,5 часов. Проверить, достаточно ли сварено мясо. Если необходимо – доварить, а если соуса мало – добавить белого вина, но так, чтобы не треснул горшок. Если соуса много – оставить без крышки для испарения.
II
Суп из дикой утки.
Необходимые продукты:
1 утка, корневая приправа, 1 лавровый лист, 1 головка лука, 2-3 зерна гвоздики, 1 кофейная чашка риса, 1 кофейная чашка простого йогурта или лимонной кислоты.
Способ приготовления:
Вычищенную и вымоченную в маринаде утку вымыть и нарезать на куски. Мясо положить в посуду с холодной водой. Туда же положить корни для супа и целую луковицу с воткнутыми в него зёрнами гвоздики. После закипания снять пену и слегка посолить. Когда мясо сварится, куски вынуть и очистить от костей. Мясо вернуть в бульон и положить рис. Когда рис сварится, положить кусочек масла и мелко нарезанную петрушку. Заправить йогуртом или лимонной кислотой.
III
Рецепт маринада для вымачивания дичи.
Необходимые продукты:
2 л. воды, 0,5 л. белого сухого вина, ; литра уксуса, 1 морковка, ; головки лука, 1-2 лавровых листа, 15-20 зёрен чёрного перца, 2 зерна гвоздики.
Способ приготовления:
Все составы смешать в эмалированной кастрюле (или нержавеющей). Нагреть 5-10 минут без закипания.
Мясо дичи вымачивать в маринаде после полного остывания. Время вымачивания - от 10 до 48 часов, в зависимости от количества и степени кровавости. Каждые 3-4 часа переворачивать.
P.S.
Приятного всем аппетита от бай Христо и меня.