Две победы

Вика Мигуля
  В январе мне было 15 лет, и я не умела плавать. Дело в том, что в детский сад, где приобретают плавательные навыки большинство детей, я не ходила. В четвёртом классе обострился хронический тонзиллит – от бассейна меня освободили. А если случалось выезжать на речку или озеро, там я просто плескалась в воде: некому было обучать плаванию.
  И вот наступил десятый класс. В этот год школьная программа по физкультуре предусматривала посещение бассейна в январе. Честно признаюсь: из четырёх занятий я побывала только на одном (помешали простуда и олимпиада по русскому языку). Но это пока единственное занятие плаванием останется у меня в памяти надолго.
  В бассейн водили сразу два класса, разделив их на мальчиков и девочек. Мальчики занимались отдельно. Нас, девчонок, набралось всего шесть человек. Остальные либо сидели «на справке», либо просто прогуливали. Конечно, гораздо приятнее отсиживаться в уютной столовой со стаканом горячего чая и пирожком, чем тащиться по морозу в бассейн, а потом обратно, с недосушенными волосами!
  Вера и Лариса из 10 «Б» даже в раздевалке держались от остальных в стороне. Они хорошо умели плавать, Лариса, кажется, даже имела спортивный разряд. Девочки весь урок занимались на отдельной дорожке, а в конце похвастались нам, что намотали аж 750 метров, проплыв бассейн туда-обратно пятнадцать раз.
  Саша, Даша, Алёна и я, переодеваясь в купальники, говорили о предстоящем занятии, которому все были не слишком рады.
- Лизка, хитрюга, в столовке осталась! – недовольно пробубнила Саша. – И чего я сюда пошла? Надо было прогулять.
- Я решила в следующий раз сачкануть, - ответила Даша. – Давай вместе? Я скажу, что ПМС, а ты что-нибудь ещё придумаешь.
- Так нечестно! Ты себе самую клёвую причину взяла!
- У тебя ПМС «были» в прошлый раз, - напомнила Даша. – Наша физручка всё помечает в своей тетрадочке.
  Саше пришлось согласиться.
- Вик, ты фен взяла? – спросила она, смирившись с сегодняшним уроком.
- Да, - ответила я.
- Одолжишь  после урока?
- Хорошо, только сначала сама волосу посушу.
  Алёна первой из нас приняла душ и переоблачилась в свой цельный купальник.  Высокая (182 см), статная, в блестящем серебристом купальнике и подходящей по цвету шапочке – она выглядела великолепно!
- Сегодня будем сдавать двадцатипятиметровый заплыв на время, - объявила она, будто мы забыли о нормативе. – А ещё я хочу осуществить свою мечту – прыгнуть с вышки.
- Десятиметровой? – уточнила я.
- К сожалению, в этом бассейне такой нет. Ограничусь трёхметровой.
- Да это ж страшно! – воскликнула Даша.
Алёна гордо улыбнулась.  Из нас четырёх она плавала лучше всех, а главное, нисколько не боялась воды.
- Там бассейн глубокий? – поинтересовалась я.
За пару минут до начала урока меня охватило волнение, присущее любому не плавающему человеку, когда он входит в незнакомое водное пространство. 
- Примерно  полбассейна мне по грудь, - доброжелательно ответила Алёна. – Дальше глубина около трёх метров.
«Ей по грудь – значит, мне по горло, - соображала я. – Что ж, ходить можно».
- Я не умею плавать, - призналась я девочкам.
Никаких насмешек я не услышала, все смотрели на меня с пониманием и сочувствием.
- Ничего, научат! – успокоила Алёна.
  У Даши в голове, похоже, созрел план по безобидному срыву урока. Как только Анна Григорьевна, учительница физкультуры, открыла раздевалку и позвала нас на выход, одноклассница подошла к ней.
- Вика не умеет плавать, - сообщила Даша.
- Ну да, - подтвердила я, немного смущаясь, и объяснила причины.
  Анна Григорьевна тоже, как ни странно отнеслась ко мне с пониманием. Похоже, Дашиному плану суждено сработать: меня решили научить плаванию и только потом приступить к приёму нормативов у остальных. Я встала ногами на дно бассейна – вода доставала до шеи – и приготовилась выполнять упражнения Анны Григорьевны. Алёна, Даша и Саша обступили меня, готовые поддержать.
  Первое упражнение далось мне легко. Нужно было сделать глубокий вдох и выдохнуть в воду. Со вторым – погрузиться в воду с головой, оторвав при этом ноги от дна – я тоже справилась, хоть не с первого и даже не с третьего раза.
  Зато следующее указание – лечь спиной на воду – вызвало у меня недоумение и лёгкий шок. Как?! Ведь я сразу погружусь в воду! Умом я понимала законы физики, согласно которым я никак не могла утонуть. Я не раз видела по телевизору соревнования лучших в мире пловцов, которые в воде, казалось, чувствовали себя свободнее, чем на суше. Да и в мыслях плавание представлялось мне совсем лёгким процессом.
  НО! Но не в меру обострившийся инстинкт самосохранения сигнализировал мне: «Не ложись! Не сможешь! Вода не удержит  твои 53 кило! Ты пойдёшь на дно!» Анна Григорьевна словно прочитала мои мысли.
- Вика, там неглубоко! Ты в любой момент можешь стать на дно ногами, - сказала она.
Что ж, попробую ещё раз. Я встала в угол бассейна, схватилась двумя руками за два бортика, вытянула тело как можно дальше – пока лежу. Развела ноги, отпустила одну руку как можно дальше – всё ещё лежу. Расслабилась, как скомандовала Анна Григорьевна.
- Молодец! – слышу голос учительницы. – А теперь отпускай вторую руку!
НЕТ! ПРОВАЛЮСЬ! И впрямь, оторвала правую руку от бортика – и тут же ноги потянуло ко дну. Я виновато взглянула на Анну Григорьевну, ведь она искренне старалась помочь мне.
- Ты забыла про глубокий вдох, - напомнила она и сама тяжело вздохнула.
Теперь я пробовала повторять то же самое, но с глубоким вдохом. И опять струсила, когда нужно было отпускать бортик.
- Вы знаете, это действительно страшно, - оправдала меня Алёна. – Я сама легла на воду только на пятом занятии в четвёртом классе. Зато потом сразу поплыла на спине.
Алёна до четвёртого класса не умела плавать – вот так открытие! Если уж она решилась аж с пятого раза, то у меня, наверное, вообще не получится.
- Если ты не ляжешь на воду, плавать точно не научишься, - строго сказала Анна Григорьевна, опять угадав мои мысли.
  В это время Даша и Саша, которым был непонятен мой страх, проплыли немного на спине, а потом перевернулись на живот.
- Знаете, мне на животе страшнее, - призналась Даша.
- Ладно, - вздохнула учительница. – Девочки, вы можете поднять Вику?
  Разумеется, девочки согласились: что бы ни делать, лишь бы не сдавать нормативы. Даша поддерживала мои плечи, Алёна – поясницу, а Саша – ноги. Я лежала в позе морской звезды и боялась, что меня вот-вот отпустят.
- Пожалуйста, - не убирайте руки, - жалобно попросила я у девочек.
- Конечно-конечно, - успокаивающе прошептала Алёна. – Мы только чуть-чуть…
- Чуть-чуть… - добавила Даша, и я почувствовала, как мои плечи наполовину ушли в воду. Но только наполовину, не глубже.
- Вот так, видишь, вода тебя держит.
  Действительно, я лежала на воде, затаив дыхание, не чувствуя под собой ничьих рук. Так продолжалось больше минуты. Скажу, не хвастаясь: я довольно долго могу не дышать.
- Отлично! – воскликнула довольная Анна Григорьевна. – Ты же можешь!
Могу, упорства мне не занимать. Но от следующей её реплики я мигом встала на дно.
- А теперь то же самое, но без поддержки, самостоятельно!
  И опять меня подводила то правая, то левая рука, которая никак не хотела отрываться от бортика, оставляя меня в чистом водном поле. Анна Григорьевна оказалась терпеливейшей из учителей, но по её выражению лица я поняла: вот-вот и она взорвётся.
- Пожалуйста, оставьте меня, - попросила я, жалея учительницу и девочек, которые безрезультатно взялись обучать плаванию бездарную трусиху. – Я сама попробую. Мне самой легче.
- Ну хорошо, - Анна Григорьевна взглянула на часы, а потом на Дашу, Сашу и Алёну. – Я ещё успею принять у вас заплыв на двадцать пять метров.
Две подружки уныло переглянулись: Дашин план всё-таки не сработал.
- А потом я прыгну с вышки. Можно? – мило улыбнулась Алёна. Ей разрешили.
  Девочки переплыли на другой конец бассейна. Мне сказали не заходить за красную пометку на бортике: оттуда начиналась трёхметровая глубина. Я осталась одна со своими невесёлыми мыслями. Я легла на воду (естественно, цепляясь одной рукой за бортик), расслабилась и стала ругать себя. «Недотёпа! – думала я. – Набери побольше воздуха в лёгкие и отпусти руку – разве это страшно?!» - «Страшно! - отвечал другой внутренний голос, с которым я больше была согласна. – Но, быть может,  на следующем занятии всё получится» - «Следующее занятие? – возразила я сама себя. – У тебя городская олимпиада по русскому языку! Совсем от страха память потеряла?!»
  И тут меня обуяла настоящая злость. Что ж это такое! Сложную задачу решить могу, отзыв написать могу, к симпатичному мальчишке на дискотеке первой подойти могу – а лечь на воду в бассейне с глубиной полтора метра боюсь! Пришлось говорить с собой ультимативным языком: «Если ты, Виктория, сейчас же не выполнишь упражнение, то тебе поставят два за год по физкультуре. И по всем предметам! И никуда ты не поступишь после школы! И на работу не устроишься! И замуж не выйдешь! И детей у тебя не будет!..»
  СТОП! «Что за бред я несу?» - возмутился другой внутренний голос. Но в моих угрозах была и доля правды: не сумела преодолеть себя один раз – сумеешь ли в другой? А значит…
…как-то незаметно я оттолкнулась от бортика, в лёгкие набрала много воздуха и  - я лежу! Лежу на воде! Сама! Первый шаг на пути к плаванию сделан.
  Хлористая вода бассейна ласково плещется мне на шапочку, во всём теле чувствуется нега, на душе – спокойствие, умиротворение, радость. Я смотрю вверх: солнечные лучи дробятся в зеленоватой пластиковой крыше бассейна. Мне хорошо. Я легонько вздохнула – и осталась лежать, как ни странно. Казалось, я могу пролежать так очень-очень долго. Вода готова держать меня – мы с ней подружились.
- Урок окончен! – напомнила Лариса, пройдя мимо бассейна.
  Наверное, она посмотрела на меня с лёгким презрением, но я её понимаю. Хорошо плавающему человеку трудно понять мою радость. А я действительно была рада, ведь одержала главную победу – победу над собой.
  Покидать бассейн мне не хотелось. Надо же, сорок минут назад я подумать не могла, что у меня возникнет такое чувство!
- Анна Григорьевна, вы видели? Я лежала на воде! – сообщила я учительнице.
- Молодец! – обрадовалась она за меня. – Приходи в следующий раз, есть смысл продолжать обучение.
- Да, Алёнка, круто, ты молодец! – Даша похлопывала Алёну по плечу.
- Что случилось? – с улыбкой поинтересовалась я.
- Представляешь, Алёна прыгнула с вышки! Не, мы бы с Сашкой ни за что не решились!
  Сама Алёна довольно улыбалась. Она имела полное право гордиться собой, ведь тоже одержала победу над страхом да ещё получила сразу две десятки*!

  Сейчас мне 16 лет, и я пока не умею плавать. Дело в том, что во время учебного года дни  были расписаны по минутам, а летом ближайший к моему дому бассейн не работает. В другом тренируют только спортсменом, а третий, как назло, закрылся на ремонт. Зато я умею лежать на воде. А плавать я научусь. Обязательно. Обещаю!

* - В Беларуси десятибалльная система оценивания, где самый низкий балл – единица, самый высокий – десятка.