Подсказка Бима

Михаил Зеленко
     Был  конец  сентября.  Несмотря  на  прохладные  ночи,  дни  стояли  на  редкость  тёплые  и  солнечные.  Казалось,  что  лето  и  не  думало  покидать  наши  края  и  ему  не  будет  конца.  Тем  не  менее,  в  природе  происходили  заметные  изменения   (шла  интенсивная  подготовка  к  зиме). Пожухла  трава,  правда,  кое-где  вновь  зеленела  и  даже  цвела,  видимо,  перепутав  осеннее  тепло  с  весенним.  Нехотя  сбрасывали  свою  сказочно-красивую  одежду  деревья,  и  только  культурные  сорта  яблонь  да  вишен  по-прежнему  оставались  в  тёмно-зелёном  наряде.  Громко  крича,  стаями  летали  скворцы,  разом  набрасываясь  на  кусты  черёмухи – лакомясь  сухой,  сладкой  ягодой,  а  назойливые  мухи  больно  кусались.               
      Готовился  к  зиме  и  я.  Все  неотложные  хозяйственные  дела  были  выполнены.  Но  оставалось  решить  один  не  менее  важный  вопрос:  как  и  чем,  защитить  в  зимне-весенний  период  кору  плодовых  деревьев  от  коварных  грызунов – крыс  и  мышей?               
      Утром  в  воскресный  день  я  сел  на  лавочку  и,  глядя  на  деревья,  задумался.  Стал  мысленно  перебирать  все  защитные  материалы,  которые  только  приходили  в  голову,  но  нужного,  подходящего  не  находил.  Откуда-то  прибежал  белокурый  с  грязно-жёлтыми  пятнами  «дворянин» - полуторагодовалый  игриво-шаловливый  пёс  Бим.  Он  стал  заигрывать  со  мной,  но,  видя,  что  хозяину  не  до  игры,  прилёг  у  моих  ног,  хитро  посматривая,  тихо  повизгивая,  «разметая» бетонную площадку пушистым  хвостом.  Вдруг  его  голова  резко  метнулась  к  хвосту,  на  что  я  невольно  обратил  внимание,  и  чуть  не  закричал  от  радости:  в  хвосте  был  репей.  Решение  пришло  сразу.  За  такую  подсказку  я  готов  был  пса  расцеловать.
      Избавив  Бима  от  «репейной  неприятности»  и  захватив  целлофан,  мы  отправились  с  ним за  репейником.  Пёс  радуясь  визжал,  бегал,  выделывая  кренделя,  подпрыгивал,  норовя  лизнуть  руки.  Словом,  вёл  себя  так,  как  и  все  собаки  в  этом  возрасте…
      Из  собранного  репейника  я  слепил  ленты  и  обернул  ими  стволы  деревьев  до  чуть  выше  предполагаемого  снежного  покрова.  Своей  работой  я  остался  доволен.
      Прошла  зима,  растаял  снег,  наступили  тёплые  майские  дни.  Репейная  защита  сработала  отлично.  Убирать  её  я  не  спешил,  так  как  деревьям  она  не  мешала,  а  я  был  занят  строительной  работой  (строил  веранду).  В  один  из  перекуров  ко  мне  зашёл  бывший  коллега - Александр  Иванович  Жданов.  Увидев  экзотическую  «обувь»  на  деревьях,  он  изумился  и  стал  допытываться,  для  чего  я  это  сделал,  а  когда  выяснил,  задумался  и  вскоре  ушёл.
      То,  о  чём  он  думал,  я  узнал  через  месяц,  когда  он  вновь  навестил  меня.  Оказывается,  в  сарае  у  него  было  много  крыс.  И  чтобы  избавится  от  них,  он  лепил  из  репейника  шарики  и  бросал  их  в  норы,  а  перед  норами  стелил   матрасики.  Крысы  ушли…
      Прошло  шесть  лет.  Уже  нет  в  живых  весёлого  Бима,  а  я  до  сих  пор  каждый  год  пользуюсь  его  подсказкой.  А  эту  историю  охотно  рассказываю  всем  своим  друзьям  и  знакомым:  может,  и  они  найдут  применение  этому  чудесному  и  полезному  репейнику.
     Однако...  Всем  хороша  репейная  защита,  но  и  она  не  лишена  недостатка.  Поскольку  репейник - это  семена  лопуха,  а  ими  лакомятся  некоторые  птицы,  то  убирать  защиту  надо  сразу,  как  только  растает  снег.  Иначе  насеете  столько  «лопушат»,  что  вам  придётся  «тяпать»  всё  лето.