15. русский остров

Владислав Гайдукевич
 Письмо. Октябрь 1949г.



Девочка милая, Нина далёкая

Звёздочка ясная, песня широкая,

Птичка весенняя… Где ты желанная

Встреча друзей долгожданная?!


Волны суровые, ветры ненастные –

Редки денёчки осенние ясные,

Ночи безлунные, звёзды жемчужные,

Где ж вы далёкие очи радужные?


Милая!

Мыслишь ли,

веришь ли,

помнишь ли,

Как, взявшись за руки, жили и вместе шли
Ночью и днём и проказником вечером,

Так бы и шёл вместе

в ногу

и вечно!


Кружится, кружится снежная улица,

Твой Енисей уже скоро запрудится,

Снегом и льдом всё покроется зимушкой,

Будет головка тревожится думушкой.


Штормы накинутся, звери голодные,

Валами, брызгами взвоют холодными,

Сверху пурга, а вокруг ураган,

Стонет, бросает – живёт Океан!


Мысли мои перебьёт разве весточкой,

Что долетит издалёка мне ласточкой,

Думушки думы отступят, всколышатся,

В каждой строке там о радости пишется.


Горести в сторону, радость душевная,

Словно бы на сердце песнь задушевная,

Весел и ясен сырой небосвод,

Весел и ясен кругом весь народ.

Ты мне помочь не можешь? Неправда!

Ты, ведь, опора души для меня,

Ведь дух в человеке главное, правда?

Дух поднимает вера в тебя!


Каждое слово твоё издалёка
Тёплой струёй овевает матроса,

В песне «Раскинулось море широко»

Чудятся мне твои дивные косы.


Сердишься, мало пишу о себе я,

Как и когда поступаю и где я?

Можно ли мне заниматься заочно,

Может быть, даже, попробую очно?

Милая, я же военный. Матросу

В ВУЗе учиться заочно не просто.

Я уж молчу о студенчестве, этого

Мне не видать. Что особого с этого.


Видно, придётся другого пути

Мне поискать, но до ВУЗа дойти.

Слово даю, человеком всё ж стану я,

В сердце моём эта мысль неустанная.



В письме 24.10.49


Солнце радостное встало

Щедро свет на землю льёт,

Океан седой, усталый,

От работ ночных встаёт.


Осень всюду наступила,
Алым золотом легла,

Всё вокруг преобразила,

Листопадом замела.


Но сегодня день чудесный,

Солнце на небе – пожар,

Звонкий жаворонок песню

Небесам приносит в дар.

Нет, на осень не похоже,

Всё смеётся и поёт,

Я приободрился тоже,

Веселей смотрю вперёд.


Океан мне напевает

Песни о далёком сне,

Ветер ленты развевает,

Бьются сзади по спине.


Двадцать лет - не так уж много,

Всё открыто впереди,

Выбирай себе дорогу,

Смело в жизнь по ней иди.



Март Март 1950г.


Весна приближается. Вьюга морозная

Вновь отступила на много недель,

Моря и ветра симфония грозная

Будет немного спокойней теперь.


Вновь наши сопки оденутся зеленью,

Вновь побегут с них ручьи,

С зимней надолго простимся мы теменью,

Станут горячими солнца лучи.


Будет тепло, а ведь часто не верилось,

В стужу январских пустых вечеров,

(В печку, когда мы, уткнувшися, грелись),

Что скоро не будет опять холодов.



В ответном письме 12.04.50


Все мои сомненья - плод воображенья,

Глупый отголосок неверия в тебя.

Я его отбросил прочь без сожаленья.

Бросим же об этом – вот рука моя!


Наконец-то, письмецо пришло заветное,

Долгожданное, приветное,

Прочитал его, доволен я –

Друг мой не забыл меня.


Теплотой далёкой вдруг повеяло,
Словно ветерком приятным летним вечером,

На дворе весна и на душе весна

От такого долгожданного письма.


Верно, этим летом снова встретимся,
Ненадолго, правда, что ж поделаешь,

Но ведь день тогда ценой равен месяцу,

А летит, как час, как сон предутренний.



Сибирочка Май 1950г.


Ты далеко сейчас, сибирочка моя,

Ты далеко, за много сотен вёрст,

И письма редкие доходят до меня,
Как отблески ночных далёких звёзд.


Катятся дни почти однообразные,

Сливаясь в месяцы, те в годы и в века,
Проходят будни и проскакивают праздники,

Почти не задевая моряка.


В Приморье небо иногда такое синее,

Что так и хочется взлететь туда стрелой,

И руки в этот миг, как крылья сильные,

И мысли в этот миг встречаются с тобой.


Тебя всё нет, хотя бы между строчками,

Тебя всё нет, и писем твоих нет.
Второй уж раз набухли ветки почками,
С тех пор, как вижу я лишь твой портрет.


Я в мае жду прохладной тихой осени,
Я жду её, хоть веселей весна,

Пусть дуб не хуже енисейской сосенки,
Но мне милее всё-таки сосна.



Песня о Приморье 05.06.50


Море лижет волна голубая,

Тает утренний лёгкий туман,

До свиданья Отчизна родная,

В путь далёкий идёт караван.


Чайка в море летит вместе с нами,

Предвещая нам счастье в пути,

Вслед за волнами и за ветрами

Сколько миль нам придётся пройти!


Ты, подруга, осталась далёко,

Там, где мирные дремлют огни,

Между нами простором широким

Океан катит волны свои.


Каждый день ты стоишь возле пирса,

Смотришь вдаль, но молчит горизонт,

Ждёшь меня, чтоб скорей возвратился,

Забывая про улицы звон.

Не грусти – море наша стихия,

Здесь мы дома – на суше в гостях,

Где на свете есть силы такие,

Чтоб заставить склониться наш флаг!



Октябрь 13.10.50


Снова октябрь. Здравствуй осень Приморья,

Голые сопки и неба лазурь,

Синее, рябью подёрнуто море

Ветром – предвестником будущих бурь.

Лист осыпается. Солнышко летнее

Ласково дарит последним теплом,

Лесом покрытые сопки соседние

Зелень теряют свою с каждым днём.


Лес поредел. Между ветками голыми

Небо лазурной глядит синевой,

Дуб, преклонив обнажённую голову,

С грустью взирает на лес вековой.

Некогда в чаще своей непролазной,

Девственных столько таивший красот,

Нынче стоит он пустой, несуразный,

Словно уставший от летних забот.


Всё уж давно отцвело, лишь у края

Леса, где к морю он сходит тайком,

Яблонька дикая, вспомнив о мае,

Вся, как невеста под белой фатой,

Цветом весенним одевшись, стояла,
То ли Приморье согрело теплом,

То ли весеннего цвета ей мало,

Только малютка цвела серебром.


Дуб, повидавший немало на свете,

С огненным клёном о ней рассуждал:

«Слушай, сосед, раньше красное лето

Я б ни за что на октябрь не сменял,

Но посмотри, чем октябрь наш украшен,

Чем наша старость согрета сейчас,

Знать наша жизнь протекла не напрасно,

Если такая есть смена у нас».



Дикая роза 15.12.50


Выросла ты на утёсе крутом,

Что часовым стал у края земли,

Что в океанский октябрьский шторм,

Грудью от ветра скрывал корабли.


Был тот утёс неприветлив и гол,

С сердцем гранитным суров, как солдат,

Лишь разговор несмолкаемых волн.

Да монотонный прибрежный накат…



С новым полувеком! 17 – 19.12 50


Закружила вихрем зимушка летучим,

Всё покрыла снегом: и леса и кручи,

Скрыло сине море белым покрывалом,

Бухту запрудила всю студёным салом,



Льдом сковало речки, ручейки, озёра,

Гордые укутала с головою горы,

Леера украсили длинные сосульки,

Якорьцепь покрылась ледяной кожуркой.


Мачты задевают клотиком за тучи,

Но корабль всё тот же – боевой, могучий,

Вахтенный у гюйса в море смотрит зорко,

Самое тревожное время перед зорькой.


Где-то за горами праздник новогодний,

Там сверкает ёлка вся в огнях сегодня,

Счастье хороводом праздник окружило,

Радостным весельем сердце напоило.

Серпантином белым смех летит по залу,

И под звуки вальса плавно кружат пары.


Здесь же на границе – конфетти из снега,

Новогодней свечкой в небе светит Вега,

Ванты протянулись ёлочною цепью,

Снег лежит на реях, словно вата белый.

Но стоим на вахте бдительно недаром –

Это новогодний Родине подарок.



Далеко, далеко… август – сентябрь 1951г.


Далеко, далеко, где Саянские горы,

Где бежит Енисей меж крутых берегов,

Где журчат ручейки и синеют озёра,
И горят, не сгорая, огни городов,


Ты сидишь у окошка в этот ласковый вечер,

И открытая книга на коленях лежит,

Голубая косынка опустилась на плечи,
Золотистые кудри ветерок шевелит.


Далеко от тебя у Приморской границы
Я на вахте стою, твой храню я покой,

Надо мной облака пролетают, как птицы,

И седой океан борт качает волной.


Здесь у нас уже утро, солнце всходит над морем,

Золотистым потоком льёт лучи над водой.
Все в зелёном покрове просыпаются горы,

И становится синим цвет небес голубой.


Я смотрю на восход, на зелёные сопки,

Вспоминаю тебя и пою о тебе,

И притих ветерок, песню слушает робко,

И молчит океан, весь от солнца в огне.



Эта песня взлетает вслед за облаком белым,

Чтоб тебе рассказать о стремленьях моих,

Чтоб сегодня и ты эту песню пропела,

Песня дружбы и встречи вслед за солнцем летит.


(На мотив известной в то время песни «Далеко, далеко, где кочуют туманы…»)



Прощальная Ноябрь 1951г.


Японское море, твои берега

Я скоро совсем покидаю,

Быть может, теперь уж не ступит нога

Моя по Приморскому краю,

И я не увижу твои островки,

И шум твоих волн не услышу,

Лишь вспомню о них, когда дождь будет бить

В мою подмосковную крышу.


Твердыня Востока, твой красный гранит

Я там никогда не забуду,

Твой грозный суровый внушительный вид.
В жару и в январскую стужу,

И сопки, что к морю сбегают толпой,

И синее небо над ними,

И бухту, в которой купались порой,

А чаще на шлюпке ходили.


Мой друг! Скоро я от тебя ухожу,

И радостно мне, но и грустно,

С тех пор, как с тобою я вместе служу,

С тех пор, как мы вместе на Русском,

Успел я так много с тобой пережить,

Успел полюбить, подружиться,

Чтоб сразу сейчас это всё позабыть,

В тот час, когда надо проститься.


Я помню, как мы в Экипаже вдвоём

Служили, стояли в нарядах,

Я помню, как здесь уж просили о том,

Чтоб койки поставили рядом,

Как наши обиды, успехи свои
Друг другу без тайн поверяли,

Когда оставались случайно одни

Январскими мы вечерами.