Письмо Степаню Разиню с размышлизмами

Павлуха Бажов2
И все-таки, как вдруг (почти) все стали в один миг православными?
Степань Разинь   23.08.2012 01:52   Заявить о нарушении правил


Хочу ответить Степаню, как понимаю))))
1.
Стали православными не все. И даже не почти все. Скорее, далеко не все.
В России довольно широко представлены все мировые религии - Христианство, Буддизм, Мусульманство. Есть и Иудаизм, Кришнаизм, Язычество(самое разнообразное). Даже сатанизм есть.
Если брать только Христианство, то в России сейчас существует масса его ответвлений и помимо православия. Перечислять основные три, думаю, не стоит? Католичество и Протестантизм, имею в виду.
Куча, огромная куча сект(только в Москве около 11 тыс.), естественно, таковыми себя не считающие и претендующие на ЕДИНСТВЕННО верное понимание Бога с соответствующими отправлениями культа.
Основная их масса, естественно, отпочковалась от Протестантизма.
Самые ходовые сейчас - Свидетели Иеговы(иеговисты). Их очень и очень много.
Затем разные там пятидесятники, евангелисты, адвентисты седьмого дня, Московская церковь Христа, Богородичный центр... Лень перечислять. В инете можно найти.
Вся провинция кишит сектами. В самых отдаленных уголках стоят молельные дома(не храмы), где совершаются религиозные действа.

Суть сектантства одна - каноническое православие НЕ ТАК общается с Богом, как надо. Вот у них (в сектах) найден прямой путь к истинному контакту с истинным Богом.
Основные отличия от православия - вольное толкование Святого Писания(в основном Евангелия), отказ от православной обрядности, иконопочитания, святых и проч. и проч....

В самом православии тоже не без водолаза. По-прежнему сильны старообрядцы, есть расколы внутри самой православной церкви. И много еще чего.

Православие в чистом(каноническом) виде не столь многочисленно, как представляется.
"Все", как вы пишете, скорее, просто верующие, но не православно верующие. Многие говорят, что, мол, верят в Бога, но не признают институт православного священства, не нуждаются в посещении храмов(если только на большие праздники, за водичкой крещенской сбегать, свечку поставить за болящих, за упокой души умерших, перед важным делом каким-то или с благодарностью после него и т.д.)
Из называющих себя православными мало кто регулярно(не менее 1 раза в 4 недели)посещает церковные службы, исповедуется и причащается. А это важнейшие атрибуты православной веры. Типичные в таких случаях доводы - а на фига мне посредник для общения с Богом? Не верю современным попам. Кто они такие, чтобы я душу перед ними выворачивал да грязное исподнее показывал? Ездят, понимаешь ли, на иномарках, пузо отъели, трутся вокруг богатых, освящают их непосильными трудами нажитое имущество, значит, не истинные служители Божьи.
Как-то прочел здесь у известной нашей сайтовской прозорливицы и всеядной бублицистки, что нет на них благодати. Заметьте, Степань, КАЖДЫЙ из подобных "верующих" сам определяет, что есть благодать, какой должна быть истинная вера, особенно православная, что должен представлять из себя православный священнослужитель. Вот об этом сейчас пару слов поподробней.

Ну, во-первых, православный священник должен соответствовать тому представлению, которое сложилось у стремящегося к вере современного неофита. Представление, как правило, основано на детских воспоминаниях о рассказах какой-нибудь старенькой бабушки или дедушки о том, "как раньше все было благолепно и хорошо". А так же на русских народных сказках, рассказах Лескова и Шмелева, на русской классической литературе и тонких брошюрах о житиях подвижников веры и благочестия. Но главное, на собственных пожеланиях и мечтах.

Каким же должен быть современный православный священник? Какие требования к нему сегодня предъявляет желающий приобщиться к вере и к Богу?

К чести всех начинающих, скептически настроенных и сомневающихся, на первом месте стоит ДОБРОТА. Священник должен(обязан)быть добрым-добрым, любящим-любящим, всё понимающим, снисходительным и, простите, слегка чудаковатым. Таким, знаете, не от мира сего. Желательно, немолодым, но и не впавшим в старческий маразм дедком. Опытным, мудрым и еще раз добрым-предобрым.
Строгий молодой священник никуда не годится. Это не православный батюшка, а карьерист и сомнительный в смысле веры тип.

Затем.
Священник должен быть НЕСТЯЖАТЕЛЬНЫМ. Желательно, откровенно бедным.
 
Ходить в задрипанном, но аккуратно залатанном матушкой одеянии и не снимать его в неслужебное время. Из под него выглядывают старые стоптанные ботинки, заляпанные грязью от постоянного посещения страждущих на дому - немощных стариков, лежачих больных и умирающих.
Посещения должны осуществляться только пешком или муниципальным транспортом. В провинции предпочтительней пешком. В любое время года и суток, в любую погоду и на любые расстояния. Как делали это все истинно подвизающиеся на ниве служения в...17-м, 18-м, 19-м, даже 20-м веке.
В 21-м веке провинциальным священникам можно позволить(в особых случаях) Москвичок или Оку. В городах(на большие расстояния и в час пик) - подержанного Жигуленка, чтоб жизнь медом не казалась.
Никаких иномарок, господа! Никаких иномарок!
Иначе наша вера покачнется или совсем затухнет.
А лучше все-таки пешочком. По свежему воздуху. Хорошо-то как! Или трамвайчиком, автобусиком, троллейбусиком. Рясу подобрать и впрыгнуть в переполненный салон, в самую  гущу народа российского. Покрепче прижать к груди чемоданчик со святыми дарами(для причащающихся на дому)и не обращать внимания на отвязных подростков и обкуренных гостей города.
Ну, подергают батюшку за хвостик, подумаешь, делов-то. Чемоданчик отберут, побуцкают чуток в толстое пузо.
Дома детки, говорите, и матушка седьмым беременна? Ничего! Помолятся за своего отчаянного батюшку и все образуется - Бог не выдаст, хулиганы не съедят. Подавятся, Бог даст.

Итак. Только пешком и общественным транспортом! Бог поругаем не бывает. А если что, отольются на том свете обидчикам слезы овдовевшей матушки и семерых по лавкам.    

Кстати, пожелания многих о быте настоящего православного священника.
Жилье.
Никаких двушек и трешек в блочных пятиэтажках! Тем паче, собственных домов! Только коммуналка или съемная каморка. Неважно, что семьи священников в основной массе многодетны. Спать, спать на полатях! На полу, а не в кроватях!
Еда.
Простая и здоровая пища. Щи да каша - радость наша!  Желателен круглогодичный пост. Готовить лучше на керосинке, на живом огне, так сказать. Или на костре в полисадничке с разрешения хозяев.
Одежда.
Для жены и детей священника - только из пожертвованных сердобольными прихожанами лохмотьев и обносков. Предварительно можно простирнуть и прогладить горячим утюгом.
Образование детей.
Домашнее. Под руководством матушки, закончившей ПТУ общественного питания с отличием. Изучение Писания утром, а по вечерам вслух читаются жития святых. Раз в неделю - воскресная школа. Занятия в кружках иконописи и хорового церковного пения. И достаточно.
Досуг.
Прежде всего, никакого радио, газет и телевиденья. Из журналов - "Фома" и "Русский дом".
 
Батюшка готовится к службам, думает о своем несовершенстве и о нелегком пути пастырского служения, читает подвижников, делает выписки и закладки. По пятницам после холодного душа лупит детей в соответствии с Домостроем. Матушке внушает Основы на пятиметровой кухне.

Матушка на досуге латает одежонку и напевает про себя "Символ веры", стирает в корыте хозяйственным мылом, солит огурцы и капусту, маринует грибы и консервирует овощи с собственного огородика(в городе - с подоконника). То бишь, запасает впрок пропитание.

Дети в промежутках между утренними и вечерними молитвами поют акафисты ангельскими голосами и помогают матери по хозяйству - сушат травы для лечения, рубят дрова и вышивают крестиком лики святых и зимние пейзажи с заснеженными храмами.
Никаких мобильников и компьютеров. Дети священника не должны составлять конкуренцию детям из светских семей. Своим мест под солнцем не хватает!

Как-то так. Взялся за гуж, не физдипи, что не дюж. А не то вера в ваше православие  покачнется и мы все дружно ломанемся в индуизм.
 
2.

Насчет "вдруг" и "в один миг".

Это совсем просто. Не вдруг и не в один миг. Во все времена верили, но не афишировали, разумеется. Голову под топор класть не каждый способен. Да и зачем, собственно? Верили, как говорится, в душе. Кто как мог, как понимал, как умел.
Не знаю, давно ли вы уехали из России, но помните, наверное, что не было соответствующей литературы ВООБЩЕ, не достать было Библии НИГДЕ.

Скрывали, что крестили детей(почти все). В дальних деревнях у неболтливых родственников, кто побогаче - на дому.
Церковь ввела заочное отпевание(чтобы не светилась в церкви партейная родня умершего). Бабушку старенькую посылали в церковь со свидетельством о смерти и отпевали покойников, а сами стояли на гражданской панихиде, где парторг перечислял заслуги почившего перед КПСС, отечеством и родным заводом).

Венчались редко. Если только уезжали в провинцию в надежде, что никто не узнает.

Требовать геройства от верующих в 60-е и 70-е, равносильно требованию подвига от каждого солдата во время войны. Не спикировал, мил человек, на вражескую танковую колонну, не закрыл грудью амбразуру - трус ты и подлец, батенька.

Никто тогда еще не успел забыть, как во времена ОНО сажали только за одно исповедование православной веры, а монахов и священнослужителей мочили, как нечего делать.

Скажете, процветали двойные стандарты? Да, двойные и таки процветали. Ни для кого это не секрет. Жизнь одна у каждого. Героизм должен быть разумным, а не оголтелым и безбашенным, какого сейчас многие ждут от православного христианина и в отсутствии коего упрекают.

3. И последнее.
Вам кто-то уже писал там в рецензиях, что вера дело личное, интимное, внутреннее.
В указанные вами времена за открытое исповедование веры уже не убивали и не сажали. НО!

Разве вам не известно, что заявить о своей вере публично, означало тогда подвергнуть себя гражданской казни с последующей гражданской смертью? Гордо признать себя белой вороной, писать против ветра, плыть против течения, что в переводе означало - стать общественным изгоем и отщепенцем. Быть непонятым в родном коллективе, иногда и в семье, лишиться карьерного роста, а порой работы. И масса всяких других общественных и личных неурядиц, превращающих жизнь в каторгу.
Вот и помалкивали. Появилась возможность - встали и заявили.
Правда, что ли, не поняли?

Я уже писал выше - героизм явление отнюдь не массовое. Принуждать к нему бессмысленно. Жизнь дается один раз. Жили, как диктовали условия. Семьи старались содержать достойно, детей вырастить, стариков своих похоронить не в канаве.
 
А вам бы хотелось, чтобы все были бескомпромиссными и принципиальными до конца? До победного?
Чтоб умирали(фигурально), но не сдавались? За веру свою с чадами и домочадцами шли с котомками за спиной по Руси Великой?

Вы сами-то, Степань, такой? Так-таки и последовательный, и принципиальный, и бесстрашный, и до конца готовы бороться за свои убеждения?

Не знаю, не знаю... Помнится, даже здесь отступили от кое-каких установок, притомились в пути и сошли с дистанции, не в упрек будет сказано...

Ну, как говорит один наш сосайтник, радостей вам разнообразных и околорелигиозных.