Сказочная Страна...

Галина Пронская
   Начать это повествование правильно будет с рассказа о моём Ангеле-Хранителе…
  Родилась я в небольшом сибирском селении. Морозным февральским утром.
  С самого рождения я словно преодолеваю полосы препятствия. Так было и в самый первый мой день, день моего рождения. Нас было двое,  мой братишка и я. Но случилась непоправимая беда для нас, нашей мамы и акушеров, принимавших роды: мы с ним развернулись совсем не так, как положено при рождении, и наше появление на этот свет пошло абсолютно не по правилам.  Трагедия заключалась во всём, в неопытности медперсонала, в зиме и отдалённости от города, где смогли бы оказать срочную помощь в такой ситуации. Даже  не родившийся, мой маленький брат уступил место мне – своей сестре.
   Роды были затяжными и тяжёлыми, врачи, посовещавшись, приняли непростое решение спасать роженицу - нашу маму.
   Я родилась не головой, а ножками вперёд. И поскольку мой добрый Ангел велел мне жить за двоих, то, как положено, огласила родзал своим первым криком.
   Мой братишка повернулся во время своего рождения боком, ему не смогли ничем помочь. И его душа ангелом взметнулась ввысь.
   Не знаю, как объяснить ощущение пустоты рядом со мной и в то же время постоянное присутствие того, кто оберегает и порой даёт, казалось бы совем исчерпанные, силы.  Это чувство во мне живёт всегда, с той самой поры, как стала осознавать себя. 
   Иногда я пытаюсь представить, каким бы он был. Были ли мы с ним похожи, как две капли воды или нет. Ладили бы или ссорились. Чем бы увлекался он. Порой мне и до сих пор его очень не хватает рядом…
                ***
      Воспоминания о Сибири отпечатались в моей памяти высоким деревянным забором. Оно долго терзало мою душу своей непонятностью, ведь умом вполне понимала, что для того чтобы запомнить, я была ещё слишком мала. Однажды поделилась моими непонятностями с мамой, и она всё объяснила. Коляска, в которой я сначала лежала, а когда научилась, то сидела во время прогулок во дворе, стояла как раз около этого злополучного высокого деревянного забора.  Стало быть, с этого момента и начала формироваться моя память…
                ***   
      Сказочная страна моего детства – это Сахалин! Родители мои, как и многие в те времена, были склонны к перемене мест, и когда мне исполнилось полтора года, переехали туда на постоянное место жительства. Сегодня я знаю, они в этой надежде сильно заблуждались.
  Обосновались в деревне Ельники, где основным предприятием был леспромхоз. Мама устроилась работать учётчицей, а папа водителем. В период  до четырёх лет воспоминания очень редкие и отрывчатые. Помню, что жили в одноэтажном доме. Помню двор с индюками в нём. Ещё помню дорожку за домом. Видимо, там был неглубокий овраг, потому как однажды, скорее всего после дождя, я на той дорожке поскользнулась, упала и съехала вниз. С рёвом прибежала домой, и мама купала меня в тазике. Ещё помню, что в том доме, в комнате, где я спала на кровати между папой и мамой, на противоположной стене между окнами стояли напольные часы. В темноте они были не видны, лишь два оконных проёма, заполненных лунным светом, и  в ночной тишине громкое: «Тик-так! Тик-так!». Меня это пугало и от страха я пряталась под одеяло с головой.
 Ещё помню, как подходила к папе, и прижималась к его ноге. Вряд ли он догадывался, что таким образом я измеряла свой рост. Проверяла, выросла ли я уже выше его ноги...
                ***   
      Следующее моё воспоминание – это переезд в новую квартиру! На большие сани погрузали какие-то вещи, узлы, я стояла и держалась за эти вещи, а сани ехали. Это был конец зимы или самое начало весны. Тогда мне только исполнилось четыре года.
    Рядом с новой школой, напротив друг друга построили два двухэтажных деревянных дома. В одном из них мы и получили нашу новую квартиру!
  В доме я запомнила только три квартиры: нашу, над нами и рядом, ту, где жила моя первая подружка Любка. Вернее, вначале наша была на втором этаже, а под нами, на первом получил директор школы с женой и двумя дочерьми. Младшая из них, Ира была одноклассницей и подружкой одной из моих сестёр.
    Не пристало директору школы жить на первом этаже.  Именно поэтому мой брат Гена летом того года поехал отдыхать в пионерский лагерь «Орлёнок» на Кавказ (учился он хорошо, к тому же ребёнок из многодетной семьи, так что всё, вроде, было почти законно), а мы переехали в квартиру на первом этаже… Мама искала оправдание: «Вас пятеро. Бегали, топали, шумели. Кому бы понравилось?»  Но мы никогда и мысли не допускали, что они с папой приняли неверное решение…
                ***
      В моей Сказочной стране всё было волшебным. Этот секрет мне открыла старшая из моих сестёр.  Когда мы ходили вечерами за молоком к тёте Даше*, Валя рассказала мне,  что деревья разговаривают  между собой, и что им бывает больно и обидно.  Я уже хорошо понимала, что такое обидно…
    Детство - особая пора.
  Детям неведомы понятия:  нечаянная жестокость и душевная боль. Всё постигается в процессе взросления, воспитания и многих других составляющих…
    Моим старшим сестрёнкам очень нравилась дразнилка: «На берегу реки лежит галька, по ней скачет галка. Галка присела и на....ла на гальку. Мимо шла Галя, она  взяла палку и прогнала галку».
  Я сержусь, начинаю тоже придумывать обзывалки, мне обидно до слёз, а им – смешно...
  От ярости и беспомощности выбегаю босая на улицу (весна или осень, уже забыла), встаю около подъезда и думаю: «Вот сейчас я замерзну, заболею и умру! Будут тогда все плакать и жалеть меня!»
  Стою так, размышляю, жду, но что-то никто не идёт. Замёрзла, вернулась домой.
  Они уже и забыли обо мне и занимаются чем-то своим, очень важным для детей.
  …Только, я, так до сих пор и не люблю, когда меня Галкой называют.
  Ассоциации, знаете ли…               
                ***
      Лес начинался, чуть ли не за нашими домами. Нужно было пройти через школьный двор, потом через стадион, а там уже и пролесок, переходящий постепенно в настоящий, но, всё-таки, сказочный лес. В нём растут огромные лопухи, размер одного листа равен куполу зонтика, и под ним легко можно укрываться от дождя или палящего солнца даже взрослому. Слегка углубившись в этот лес, мы ходили по ягоды.
    Сбор ягод у нас с сёстрами был сражением с фашистами. Мы превращались в бесстрашных партизан, которым нельзя хныкать, плакать и уставать! Роль вражеских армий принимали на себя ягоды голубики на кустах. Я отважно старалась собрать все до одной ягодки! Длинненькие ягоды, их называют дамскими пальчиками, были красивыми, но вражескими тётеньками.
  И мы, как кода-то наш папа, в войне обязательно одерживали победу!
    Ещё мы с сестрёнками и подружками иногда превращались в пилотов. Для этого необходимо было найти молодое деревце берёзы,  притянуть её макушку к земле, м крепко-накрепко ухватившись за неё, оттолкнуться от земли ногами и взлететь вместе с этой самой макушкой вверх. Ни с чем не сравнимое состояние полёта! Я и сейчас это помню. Ещё можно было раскачиваться на ней, создавая иллюзию полёта.
    Однажды с одним из пилотов произошла катастрофа.  К всеобщей радости, обошлось без жертв. Моя сестрёнка Таня сорвалась с дерева и упала на землю.  Благо, в той волшебной стране растёт очень густая, высокая и мягкая трава! Кажется, называется она осокой. Если выдернуть молодой побег осоки, то можно съесть самый светлый и мягкий кончик этого побега. У него в те времена был сладковатый и приятный для нас, деревенской детворы вкус.
                ***
      В моей сказке, как и во всех других, от дома ведут три дороги: Прямо пойдёшь, в школу попадёшь.
    Первого сентября все мои старшие с красивыми букетами, сестрёнки в коричневых платьицах, белых фартуках и белыми бантиками в косичках, а брат в белоснежной рубашке и тёмных брюках, идут  в школу: Таня во второй класс,  Люда в пятый, Валя в восьмой, а Гена в девятый.  Лишь я, завидуя им, всё ещё иду гостьей, за руку с мамой, на праздничную школьную линейку. А ведь я уже знаю все буквы …
                ***
      У Вали - старшей из моих сестёр талант учителя проснулся ещё в детстве. У неё были летние каникулы, и она взялась обучать меня чтению. Мне в ту пору было пять лет, а ей тринадцать. По неписаному закону образования, обучение мы  начали с букваря.
   Буквы и первые слоги давались легко. Только вот, когда вместо «гулять» меня насильно усаживали «учить» в будущем времени слегка усложнило моё отношение к обязательному…
   Не так, чтобы очень, но всё-таки.
   …Освоила я большую часть азбуки. Дошли мы до буквы «Х». Вот здесь заминка и вышла…
   -Валя меня знакомит: «Это буква Х. Поняла?
   -Киваю головой, дескать: « Да, поняла прекрасно»
   -Повторяй: буква Х.
   Молчу, как партизан на допросе и с изумлением и ужасом, не могу сказать чего больше, таращу на неё глазёнки!
   -Галя, ты, что не поняла, что это буква Х!
   Я в ужасе и оцепенении, еле шепчу: «Понялаааа…»
   -Так повторяй!
   -Ещё тише: «Не будууу»-
   -Почему?!- Валя уже на грани срыва. Похоже, что вся её преподавательская карьера рушится, так и не начавшись.
   -Это плохая буква…
    После некоторой заминки, азбуку мы, всё-таки, осилили. И к осени я знала всё буквы, и что плохих среди них нет, а есть плохие слова...
   И считать до двадцати, а может и больше, уже умела!
                ***
      Пришли на школьный праздник со своими мамами и братьями, сестрами и мои подружки Любка  и Ирка.
    Анна Егоровна, Танина учительница поинтересовалась, хотим ли мы в школу. На что получила очень эмоциональное подтверждение! Мы дружно весьма активно закивали головами, одновременно скандируя:"Да!" И она имела неосторожность пригласить нас приходить учиться. Это приглашение мы приняли буквально. Не принимая никаких доводов от наших мам, назавтра в полном составе явились с ручками и тетрадками в школу, учиться у Анны Егоровны.
    Конечно, она удивилась и растерялась, но вида не подала. Определила каждой из нас своё место за партой и стала учить писать палочки и крючочки.  Это была необыкновенная учительница! Про таких как она говорят, что Учитель с большой буквы! Помню, однажды она предложила в классе создать такую тишину, чтобы можно было услышать пролетающую муху. И тишина была абсолютная. 
     В память о тех днях учёбы у меня осталась фотография, где мы увековечены в составе того второго класса, а в центре Анна Егоровна!
               
                ***
   
                Пока что в работе следующие части:   
   Направо пойдёшь, в центр деревни попадёшь с магазином и клубом.
   Налево пойдёшь, в тайгу попадёшь.
   Но была и четвертая, ведущая на луга и болота.

  *тётя Даша имя почти вымышленное.       
      

  На моей страничке в Одноклассниках есть папка с фотографиями сказочных красот Сахалина.