Захват

Александр Огушевич
Александр ОГУШЕВИЧ

                Драматические сюжеты

                ЗАХВАТ
                (introductia per gli marginale) 1

                Действующие лица:

                Александр Македонский – полководец 2
                Голос слева
                Голос справа
                Простой Рядовой
                Рядовой рядового напарника
                Главный рядовой над простыми рядовыми
                Corpo – согнувшееся тело чиновника 3

 
          
         Действие I

Александр Македонский:
Не вижу я, не вижу ничего,
Что прежде радовало глаз мой.
Кругом как будто люди…
Но лица их уставши, тяжелы,
Тогда как всё в движении (обманном?).
…………………………………
Не вижу в лицах тех надежды,
Что завтра, сбросив груз забот,
Засветятся и, в ликованье,
За мной пойдут без слов и возражений.

Голос слева:
Посторонись!

Голос справа:
Поберегись!!

(Победитель многих ристалищ Александр Македонский едва уворачивается от несущихся прямо на него автомобилей. Отряхивая заляпанный плащ, невольно вспоминает отборную воинскую брань, но, прежде чем выругаться, как и



1   -  Вступление для провинциала (итал.)
2   -  Александр Македонский (356 - 323 гг. до н. э.)
3   -  тело (лат.)




подобает славному воину,  оглядывается по сторонам, чтобы никто не стал свидетелем минутной слабости полководца)

Александр Македонский (обращаясь к прохожему):
- Воин, центурий!..

      (Прохожий не откликается. Тогда полководец дергает его за рукав)

- Эй, олух!! Слышишь ты меня?..

(Прохожий вздрагивает, останавливается и, вытащив газовый баллончик, без слов выпускает в лицо полководцу струю едкого газа. Александр Македонский, при всех своих воинских регалиях и викториях, повержен. Прохожий трусливо убегает.)

О Боги!.. Зевс! За что караешь,
Каких я заповедей ныне не исполнил?
О небо, о беда глазам моим,
Я будто слеп. Неужто слеп?

              (Действие баллончика заканчивается. Полководец прозревает.)

Нет, кажется, всё ж вижу свет,
Но всё плывет в глазах, качаясь.
Куда я чьей-то волей призван,
В каком я времени? О Боги!..

(Подымается с травы, забывая отряхнуть плащ. Так и уходит, - весь в грязи, продолжая вслух монолог)

Зачем я здесь, никак мне не понять…
Быть может…

  (догадка мелькает в его еще   
  слезящихся глазах)

… есть завистник у меня?
Иль тот, кто вознамерился
Отнять мой шлем…
Но, кстати, где же он?..
………………………..
Ах, вот он, впрочем, как я погляжу,
Его носить здесь не придется…

(Навстречу полководцу движется пеший полицейский наряд. Главный рядовой над рядовыми – напарнику):

Ион, кажись, то наш «клиент»?..

Напарник (главному рядовому над рядовыми):
Да, кажись, «клиент»!
Щас тормознём его.
Коль нам не «выставит» –
Так упекём его в кутузку!

     (Полицейские пытаются задержать полководца, но тот оказывает сопротивление.)

Главный рядовой над рядовыми:
Ого, каков попался «фруктик»!
Сейчас подмогу вызовем, тогда
Посмотрим, кто кого…

(Наряд вызывает по рации подмогу. Через некоторое время с воем сирены к месту встречи, вроде бы «исторического лица» и лиц… вне истории подлетают два «бобика». Оттуда в бронежилетах, касках, с автоматами и ручными гранатометами наперевес выскакивают полицейские. На их лицах азарт, какой бывает обычно во время игры в «очко». Все что-то кричат друг другу в рации и мобильные телефоны, находясь друг от друга на расстоянии вытянутой руки, нет, автор солгал – локтя. В общем – идёт захват… Александра Македонского. Впрочем, о том,  к о г о  захватывают, никто не ведает. Однако, славный полководец и тут оказывает достойный отпор, на нем вновь его золотой шлем. К месту  захвата вызывается тяжелая техника. Идет нешуточный бой. Несколько снарядов попадает в  ближайшие здания. При виде покидающих квартиры смертельно испуганных жильцов полководец перестает оказывать сопротивление. Полицейские, ликуя, спешат доложить по инстанции о «рассеивании вооруженной банды mafiozi и пленении главаря, по кличке «Македонский»)       

           Действие II
   
           (Одиночная камера)

Александр Македонский:
Где воины мои, что с ними стало?
В края какие я попал?..
Повсюду люди - будто механизмы.
И эти… страшные жерла орудий,
Несущие погибель разом сотням!
…………………………………….
В какой я век попал?
Иль в племя варваров, решившее
Самих себя известь бездумно,
Из жерл смертельный огнь извлекая!
Которые (вот срам!),
Ликуют при виде мук
Противной, не всегда виновной стороны,
Поверженной, не в рукопашной   
                схватке (как бывало!),
А как-то подленько… на расстоянье.
………………………………………..
Теперь вот это заточенье
И шлем куда-то делся…
Что «шлем»  –   с в о б о д  ы   нет!
О Боги, вспомните о полководце
И гнев уймите свой.
И так уж я наказан тем, что
Против воли перенесён в неведомое время,
В край, который… глаза б мои не видели!!

  (Проходит день, другой, а двери темницы неподвижны. Их никто не спешит отворять.)

О сонм богов афинских, мне ответь,
Доколь в стенах томиться,
Когда за мной вины нет никакой?..

     (Полководец пристально смотрит в какую-то точку на стене темницы)

Кем, все же, осужден я,
И – за что?!!
Десятки были их, а я  - один.
Один. О Боги, слышите, я был  о д и н!
Один нанес им было пораженье…
Не в поединке честном,
Не талантами стратегов,
А матерщиной и числом
Они меня подмяли под себя.
И как коварен был предлог
(«Мэй, мошуле, ай о цигарэ?» ) 4
Чтобы меня остановить…

              (Словно опомнившись)

«Остановить»? Кого? Меня?!!
Тому, о Боги, не бывать!

              (Полководец разрывает на себе путы.)

             Послесловие
(На всех этажах Министерства главных и простых рядовых суматоха. Из кабинета Главного чиновника над всеми главными чиновниками показывается  corpo  в подобострастном поклоне. Из кабинета в коридор доносится окончание диалога)

Сorpo:
… Так мы ж не знали, что это киноактёр! А мы думали,.. ей богу, так думали: вор какой-то бродит в музейных доспехах по городу и, шельмец этакий, порядочных граждан пугает.
 


 (Завершающая реплика Главного чиновника над всеми главными чиновниками застревает где-то внутри кабинета, впрочем, по реакции corpo понятно, что «телу», за отсутствием мозгов, предложено немедленно отпустить «господина артиста»).

15.12.1998 

1  -   Вступление для провинциала (итал.)
2   -  Александр Македонский (356 - 323 гг. до н. э.)
3   -  тело (лат.)
4  -   (Грубо)  «Дед, сигарета есть?» (рум.) 

Пьеса опубликована в книге «Homo, fuge!». – Кишинёв, 2003 г., ARC (editura Soros-Moldova) – С. 31-35 (ISBN 9975-61-266-0  M-157-222; CZU 821.161.1(478)-25 O 33)